Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Особенности формы современного Российского государства.




Россия по форме правления представляет собой смешанную республику, где институты, образующие все три ветви власти, пока несовершенны, незавершены, а взаимоотношения законодательной и исполнительной властей не сбалансированы. Настоящая фаза общественного развития России со всей остротой обнаруживает недостатки и дефекты российской государственности. Избыточная зависимость состояния общества и российского государства в целом от личных качеств, состояния здоровья и политически принадлежности главы государства убедительно свидетельствует о чрезмерности функций, конституционно присвоенных этому институту российской государственности. Соответственно, это же свидетельствует о функциональной недостаточности других институтов - Федерального Собрания и Правительства. Этот дисбаланс нуждается в корректировке. Заимствованный у парламентской республики принцип ответственного правительства в значительной мере носит формальный характер, ибо право Государственной Думы выразить недоверие Правительству или не согласиться с предложенной Президентом кандидатурой Председателя Правительства «уравновешено» возможностью его роспуска (ст. 111, 117 Конституции). Подобный механизм многие исследователи рассматривают как закамуфлированную модель президентской республики, согласующуюся с принципом разделения властей: номинальное участие парламента формировании правительства, парламентский контроль «без санкций» (когда выражение недоверия правительства не ведет к его отставке) и отсутствие (при соблюдении этих условий) у президента права роспуска парламента. Показательно, что специалисты в области конституционного права по-разному определяют предусмотренную в Конституции форму правления, хотя большинство из них склоняется к термину «суперпрезидентская» республика. Впрочем, определенная авторитарность управления в переходный период неизбежна, и, чем она более легальна (конституционно регламентирована), тем лучше.

Не устоялась и территориальная организация власти в России. Российская Федерация образована на основании двух критериев: национального (республики в составе РФ, автономные округа, автономная область) и территориального (края, области, города федерального значения), что в сравнении с иными федерациями создает весьма специфическую ситуацию взаимоотношений федерального центра с субъектами. Конституционное описание российского федеративного устройства позволяет ему эволюционировать в разных направлениях. Развитие договорных начал в регулировании отношений центра и регионов (ч.З ст.11) может привести к относительной конфедерализации России. Именно поэтому в 2000 году Президентом было принято решение о введении новых структурных единиц государства — семи федеральных округов, объединяющих все 89 субъектов.

Своеобразен и государственный режим современной России. Конституция провозглашает режим демократического социального правового государства (ст. 1, 7,8,10,13,14 и др.). Однако на деле российский режим содержит в себе за исключением тоталитаризма, разумеется, элементы всех его разновидностей.

Это авторитарный режим, если рассматривать практику публично-властных полномочий и принять во внимание нарушение принципа разделения властей и фактическое доминирование президента в политическом процессе, преобладание произвольно-приказного регулирования над правовым.

Это режим социальной демократии, если исходить из объема социальных задач, принятых на себя государством, численности населения, которое в соответствии с законодательством может претендовать на социальную помощь и поддержку.

Это сверхлиберальный режим, поскольку государство не выполняет не только свои продекларированные социальные функции, но даже и роль «ночного сторожа» (теория, сводящая роль государства к минимуму), не обеспечивает безопасности и собственности граждан, конституционных основ демократической правовой государственности.

Разумеется, иного в посттоталитарный период трудно было бы ожидать. Проблема заключается в том, какие элементы и в каком виде возобладают.

Российская конституционная модель формы государства вариативна. Она может развиваться и в русле современного конституционализма, и в духе характерной для России тенденции к монополизации и бесконтрольности власти, авторитарности управления. Какое из этих направлений окажется реализованным, зависит от успешности формирования гражданского общества (см. тему 7).

 

 

Лекция №5. Государственный механизм (аппарат).

 

План лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.