Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие как хозяйствующий субъект

Выборы и избирательная система Республики Беларусь.

 

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государ­ственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом неде­еспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граж­дане, в отношении которых избрана мера пресечения — содер­жание под стражей. Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Австрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательность участия в голосовании и санкции за нарушение этого требования.

Конституция Республики Беларусь гарантирует избирателям и кандидатам на государственные должности свободу мнений, убеждений и их беспрепятственное выражение, свобо­ду информации. Подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граждане вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий. В день голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.

Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты избираемые на государственные должности, участвуют в выбо­рах на равных основаниях. В соответствии с этим принципом создаются равные по численности избирателей округа (отклонение от средних пока­зателей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избира­телю после предъявления паспорта или заменяющего его удо­стоверения личности.

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредствен­но. Путем прямых выборов также избирается Глава государства. Совет Республики Национального собрания формируется путем косвенных выборов и назначения.

Контроль волеизъявления избирателей в ходе голосования запрещается, но это не исключает права избирателя высказать­ся о том, как он проголосовал. Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, заполняется в кабине или комнате для тайного голосования, запрещается присутствие в ней посторонних лиц.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и граж­данам в соответствии с законом. Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей. Кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий выдвигают республиканские органы, имеющие органи­ационные структуры в соответствующем избирательном округе. Партийных кандидатов в депутаты областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов выдвигают руководящие органы партийных структур (областного, районного, городского уровня). Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата-партийца. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях (кон­ференциях) избирателей в трудовых коллективах. Трудовой коллектив может выдвинуть одного кандидата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов депутатов (каждого уровня). Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется инициатив­ной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 че­ловек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Пред­ложенную группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должны поддержать не менее 1000 изби­рателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депу­татов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирате­лей производится в установленном законом порядке. Расходы на подготовку и проведение выборов несет госу­дарство, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане в соответствии с законом.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают избирательные комиссии: центральная, окружные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов организуют: территориальные избирательные комиссии (областные, районные, городские, по­селковые, сельские); окружные комиссии по выборам депутатов областных Советов; участковые комиссии.

Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.

Институтом непосредственной (прямой) демократии в Республике Беларусь являются референдумы. Референдум — голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Условия проведения референдума и его процедура также регулируются законами государства. Могут проводиться обще. национальные и местные референдумы.

В Беларуси проведено в 1990-2000е гг. три референдума:

• 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;

• 14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Государствен­ного флага и Государственного герба Республики Беларусь; о досрочном прекращении Президентом полномочий Верхов­ного Совета; об экономической интеграции с Россией;

• 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депута­тов Верховного Совета) альтернативным проектам новой редакции Конституции страны.

• 17 ноября 2005 г. по изменению статьи Конституции, связанной с возможностью избираться на пост Президента неограниченное число раз.

 

Избирательная система страны апробирована в политичес­ком процессе. Накопленный опыт, как свидетельствует обще­ственное мнение, выявил ее слабые стороны и недостатки, что требует демократизации выборов, совершенствования законо­дательства. Суть заключается в следующем:

• система нуждается в «гармонизации» с международными стандартами выборов;

• нарушается принцип равных возможностей кандидатов;

• искусственно усложнен процесс выдвижения кандидатов от политических партий и других общественных объединений;

• более «прозрачной» (открытой) для общественности дол­жна быть процедура голосования и подсчета голосов, по­скольку нынешний порядок не исключает возможности злоупотреблений;

• требуют расширения и конкретизации права наблюдате­лей за избирательным процессом.

 

17. Политическая культура: сущность, структура и функции.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику, обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения.

Впервые термин «политическая культура» использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения.

Понятие политической культуры фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.

В структуру политической культуры включаются, прежде всего, такие компоненты, как субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Объектом может выступать сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр. Если структурировать политическую культуры индивида, то здесь следует выделить, прежде всего, политические знания и убеждения.

Политическая культура выполняет следующие функции:

1) познавательную (обеспечивает накопление знаний о политике и политической системе и передачу политических знаний и опыта в обществе);

2) аксиологическую (формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих наряду с соответствующими знаниями становлению убеждений и рациональных действий субъектов политической деятельности);

3) воспитательную (способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности);

4) нормативно-регулирующую (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний и норм);

5) коммуникативную (служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую).

Усвоение политической культуры личностью происходит в ходе политической социализации.

Политическая социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности.

Политическая социализация – это и вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация; семья; школа и другие учебные заведения; формальные и неформальные социальные группы (коллеги, клубы, классы и т.п.); партии и политические организации; средства массовой информации и др.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительской). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и пр., придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения.

Классификация основных типов политических культур.

Выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический.

Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества; недопущении открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп; вытеснении из политической жизни возможности выбора.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм деятельности; высоком статусе демократии в иерархической структуре ценностей.

Патриархальная политическая культура – это политическая культура общества, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных.

Подданническая политическая культура(«культура подчинения»)характеризуется «высокой частотностью ориентаций» в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

В активистской политической культуре («культуре участия») все ориентации достигают «высокой частотности». Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности. Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга.

В реальной политической практике образуются три названных типа смешанных культур.

Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти.

Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления.

Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью.

Основные черты и особенности политической культуры Республики Беларусь. Политическая культура постсоветской Республики Беларусь представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности.

Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние.

Как показывает практика, изменение культурного кода политического поведения происходят очень медленно, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов стандартам прежней подданнической культуры является основой политических кризисов и конфликтов.

Тенденции развития политической культуры Республики Беларусь. Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более дифференцирована по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентации (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.

В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости. Это обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров.

Отсутствие в белорусском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а также целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.

Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентации различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть может оказаться не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление.

Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

 

18.Политическая идеология: понятие и функции.

Все политически организованные общества существуют и воспроизводят себя посредством мышления и сознательных действий множества составляющих его индивидов, социальных групп и их организаций. В этом процессе и возникает политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.

Идеологии создаются теоретиками-идеологами и в своем первоначальном виде существуют как учения-доктрины о политике и государстве, об их происхождении, смысле, закономерностях развития, а также о целях и задачах политической деятельности. В этом значении политическая идеология представляет собой определенную теоретическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на государственную власть, которые стремятся в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Всегда выражая интересы, надежды и цели лишь отдельных политически организованных социальных групп, политические идеологии по своей природе являются разновидностью одностороннего, тенденциозного сознания и поэтому в существенно большей мере относятся к области веры, но не к сфере действительно научного знания. В истории человечества ни одна идеология не была научной. Здесь дело в том, что наука и идеология имеют разные цели: цель науки – объективно-достоверные знания о мире; цель идеологии – выражение определенных интересов и формирование сознания людей с целью побуждения их к соответствующим действиям. Овладевая массами, идеология сливается с их обыденным сознанием и превращается в мировоззрение, которое, с одной стороны, является мыслительной основой для интерпретации всей окружающей действительности, а с другой стороны – руководством к действию, т.е. совокупностью представлений о наилучших способах и средствах для устранения жизненных неудобств.

Иначе говоря, политические идеологии – это мыслительные очки-линзы, через которые социальные слои смотрят на государство и на всю политическую систему в целом. В результате политика и идеология так тесно переплетаются друг с другом, что нельзя точно утверждать – или идеология оказывает решающее влияние на политическую действительность, или действительность создаёт идеологию. Но совершенно ясно, что обладая в существенной мере качествами паранауки, политические идеологии являются объективно неустранимой составной частью политической реальности и одной из основных движущих сил политических процессов. В этом качестве политические идеологии выполняют следующие основные функции:

- отвечают на вопрос о смысле существования государства и политической деятельности;

- выражают и представляют политические интересы и потребности отдельных социальных групп, политических партий и движений;

- идейно интегрирует и дезинтегрирует людей, в первом случае обеспечивая единство их действий, во втором – противопоставляя друг другу;

- утверждают определенную иерархию политических ценностей и соответствующий тип политических позиций, которые ориентируют и мобилизуют массы, партии на действия по их защите и реализации;

- оправдывают или отвергают существующий политический порядок (режим), являясь тем самым важнейшим средством легитимации власти правящей политической элиты или притязаний на государственную власть оппозиции (контрэлиты).

Практическое значение политических идеологий для общества и государства измеряется марксистской формулой: “Идеи, овладевшие сознанием масс, превращаются в материальную силу”. Чем больше численность масс, мировоззрение которых определяет та или иная политическая идеология, тем мощнее её потенциал в качестве движущей силы политических процессов и, соответственно, тем значительнее роль в истории отдельных стран и всего человечества.

На основе данного критерия все современные политические идеологии условно разделяются на две группы: 1) “малые” идеологии (анархизм, пацифизм, феминизм, западничество, славянофильство, западно-руссизм и др.); 2) мировые идеологии (либерализм, консерватизм, социализм, фашизм).

 

Основные идейно-политические течения в современном мире. Либерализм. Либерализм (от лат. Liberalis – присущее свободному человеку, франц. Liberte – свобода), в качестве идейно-политического течения определяется как совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.

В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют индивидуализм, свобода от классовых, групповых, националистических предрассудков, терпимость к инакомыслию, гуманизм и подчеркивание самоценности личности.

В политической области либерализм основывается: на принципах плюралистической демократии; признании прав человека в качестве высшей ценности; необходимости строгого соблюдения принципа разделения властей; свободе политической конкуренции.

В экономической области либерализм требует отмены регламентаций и вмешательства со стороны государственной власти, а также создания максимально свободных условий для частных инициатив и предпринимательства.

Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность, несовместимость свободы и равенства людей.

Идейно консерватизм возникает на основе естественной склонности людей держаться за прошлое и опасаться нововведений. По характеристике английского политолога М.Оукшота, быть консерватором означает: предпочитать известное неизвестному; то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой; факт – выдумке; действительность – тому, что возможно; ограниченное– безграничному; близкое – далекому, достаточное – изобилию.

Консерватизм как политическая идеология всегда вторичен, т.к. является реакцией на новые явления и соответствующие им политические перемены. Поэтому в отличие от либерализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра. Этим ядром всякий раз становятся те идеи, которые когда-то были новыми и вызывали ярость консерваторов, а состарившись и став традиционными ценностями, образуют идеологию новой разновидности консерватизма, т.е. неоконсерватизма.

Социализм является третьей наиболее влиятельной мировой идеологией, которая оказала огромное влияние на политический облик современного мира.

Идеология социализма (от лат. Socialis – общественный), в общем смысле, представляет собой совокупность идей и теорий о преобразовании основного на частной собственности, эксплуатации и классовом неравенстве капиталистического общества посредством установления рационального общественного устройства, которое должно базироваться на общественной собственности, социальном равенстве, справедливом распределении благ и социально обеспеченной свободе личности.

В ХХ в. в развитии идеологии социализма и в соответствующем политическом движении выделились два основных течения:

радикально-революционное, представленное коммунистическими партиями;

эволюционно-реформистское, представленное социал-демократическоми партиями.

Первое из них связано в основном с деятельностью В.И. Ленина и его партии “нового типа” РСДРП (б), позже переименованную в КПСС.

Второе своими корнями восходит к идейно-теоретическому наследию Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и в наше время представлено идеологией демократического социализма, которой руководствуются современные социал-демократические партии.

Революционная практика воплощения коммунистической идеологии на деле привела к построению “реального социализма”, основными чертами которого явились:

- огосударствление всех средств производства и, заодно, всех сфер жизни человека;

- уничтожение гражданского общества и его свобод системой «поголовного рабства» относительно партийно-государственного аппарата – «коллективного тирана» для всего общества;

- полный произвол государственной власти по отношению к народу;

- принудительные, административно-командные методы организации труда, вплоть до государственного террора;

- низкий жизненный уровень и постоянная дефицитность в сфере потребления;

- закрытость страны, автократия во всех сферах жизни;

 

Фашизм (от лат. fascis – пучок прутьев, связанных ремнем, с топором в середине – древнеримский государственный символ достоинства) – это революционная политическая идеология и соответствующая политическая практика, которые сформировались и проявили себя в Италии, Германии и Испании в 20-40-е годы ХХ в.

Родовыми признаками идеологии фашизма являются:

- гегемонистские притязания на создание нового мира, нового порядка с одновременным радикальным отрицанием существующего;

- идея о превосходстве одной группы общества (расы, нации, класса) над другими и соответствующие претензии на мировое господство и право определять судьбы целых народов, вплоть до их физического уничтожения (геноцид);

- культ физической силы, военной дисциплины и порядка, открытого государственного насилия на основе террора против инородцев и инакомыслящих;

- полное отрицание прав и свобод человека, абсолютный приоритет полномочий государства и целей партии;

- вождизм (фюрерство) и культ личности главы партии или государства;

- идеократизм;

- культ единства («одна кровь, одна почва, одна судьба»; «единый народ, единая идеология, единая партия и один фюрер»; «единство партии, государства и народа»);

- постоянное нагнетание враждебности и деление мира по черно-белому варианту: мы и наши враги; кто не с нами, тот против нас;

- антидемократизм и враждебное отношение к интеллектуальности;

- мифологическая героизация национальной истории.

Фашистская идеология и настроения возникают и способны овладевать сознанием масс в обстановке экономической разрухи, политического хаоса и кризиса институтов либеральной демократии, т.е. тогда, когда в обществе существует острая потребность в преодолении хаоса, наведении порядка и возрождении национального достоинства.

В краткосрочном аспекте фашистские идеологии обладают большим мобилизационным потенциалом. Они способны сплотить нацию, воодушевить массы на преодоление общественного хаоса и установления «нового порядка». Но в относительно долгосрочной перспективе фашизм ведет к массовому террору, геноциду и войне, а народ, поддавшийся на его соблазны, к тяжелой национальной катастрофе и позору. Фашизм, потерпев военное поражение, тем не менее, идейно и политически еще не вытеснен из жизни современного мира. Синдром фашистских идеологий и построений дает о себе знать всякий раз в условиях кризисно-переходных состояний общества. Поэтому с опасностью возрождения фашизма особо серьезно следует считаться и бороться в странах СНГ.

Перечень политических идеологий, имеющих массовое распространение, не исчерпывается рассмотренными выше их разновидностями. Широкое политическое влияние имеют религиозные идеологии, идеология «зеленого мира». Не исключено возникновение новых идеологий.

В целом же идеологии и их конкуренция – это неустранимый элемент политических отношений, одна из движущих сил политических процессов. Идеологии служат незаменимым инструментом пробуждения и активизации масс, они ориентируют массы в обстановке острых конфликтов, объединяя их вокруг ясных и привлекательных идей. Однако как бы ни были привлекательны и многообещающи идеологии, если они противоречат принципам гуманизма и общечеловеческим ценностям, то сон разума масс обязательно породит политических чудовищ и очередную мировую катастрофу.

Предприятие это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства. Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Предприятие как юридическое лицо - это организация, которая обладает четырьмя характерными признаками:

· имеет обособленное имущество;

· отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

· имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

· может являться истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации

Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

Предприятие может принадлежать к различным формам собственности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и типы избирательных систем | Основные фонды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.