Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Содержание цветников

Содержание цветников


Один из основных процессов ухода - полив цветников. Норма полива для однолетников составляет 15...20, а для многолетников- 30...40л/м цветника. Кратность полива в период интенсивного роста может колебаться от 3 до 5 раз за сезон в лесной зоне, до 7-10 раз в степной. Многолетники требуют дополнительного полива в период закладки и формирования органов возобновления. Это происходит для большинства многолетников в конце лета. Норма полива луковичных должна составлять 40...50 л/м2 н проводиться за период вегетации 2-3 раза в лесной зоне, и не менее 3-4 раз - в степной. Мелкие и частые поливы нецелесообразны. После таких поливов поверхность почвы слишком уплотняется, не обеспечивая достаточного насыщения влагой корнеобитаемого слоя. Вследствие этого влага быстро испаряется, а растения к концу дня быстро теряют тургор и увядают. Полив лучше проводить в вечернее время или рано утром. Для полива необходимо использовать специальные шланги с распылителями. Струя воды должна быть распылена и равномерно падать вниз. В жару количество поливов увеличивают. Наряду с поливом проводят освежающее опрыскивание растений, чтобы понизить температуру воздуха в приземном слое и повысить его влажность между растениями и вблизи их. Норма воды при опрыскивании составляет 2...3 л/м.

Рыхление почвы с удалением сорняков проводят по мере уплотнения почвы. Перед рыхлением обязателен полив, если не было дождя. Первое рыхление проводят сразу после оттаивания верхнего слоя почвы; последующие - регулярно один раз в 2-2,5 недели. Средняя глубина рыхления 3...5 см, она зависит от характера залегания корней. Почву под растениями с поверхностным расположением питающих корней рыхлят на глубину 3...5 см. (гелениум осенний, ирис, колокольчик, монарда, таликтрум, троллиус, солидаго, флокс, а также летники - антиринум, астры, лобелия и др.) Почву под растениями, имеющими горизонтальные корневища, ползучие и стелющиеся надземные побеги, рыхлят очень осторожно на глубину 2...3 см; рыхление ведут вокруг отдельных группировок растений (всего арабис, вероника, барвинок, гипссофила ползучая, колокольчик дернистый, флокс шиловидный, ясколка, живучка, некоторые виды лапчатки, первоцвет видный и др). К растениям, имеющим горизонтальные корневища, относятся астра кустарниковая, бадан, ландыш, рудбекия рассеченолистная, солидаго канадский, ахиллея. Почву вокруг многолетников с нарастающим вверх корневищем -астильбе, гелениум, дельфиниум, примула весенняя, пион, флокс метельчатый - следует рыхлить очень осторожно, не глубже 3 см и на расстоянии 10 см от куста. В процессе ухода за этой группой растений целесообразно производить подсыпку слоя растительной земли или торфа толщиной 4...5 см.

Мульчирование поверхности цветников - это агроприем, значительно улучшающий условия роста многолетников. В качестве мульчи используют торфокомпоста, измельченную кору деревьев, мелкий гравий. Мульчу наносят по поверхности цветника слоем 2,5...3 см, если цветник новый, и 5...8 см, если он уже существует 4-5 лет. Срок мульчирования: ранняя весна- до развития новых побегов; осень - после обрезки отцветших побегов. Повторность мульчирования -1 раз в 2-3 года. Важное значение имеет мульчирование в районах с засушливым климатом с малым количеством осадков, где выращивание многолетников и летников без полива невозможно.

Внесение удобрений. Азотное питание способствует мощному росту побегов, придает листьям темно-зеленую окраску, замедляет процесс старения растений. Избыток азота может снизить морозоустойчивость организма. Азотные удобрения вносят в весеннее время и в начале лета. Фосфорное питание повышает морозоустойчивость многолетников, ускоряет цветение и плодоношение. Фосфорные удобрения вносят в борозды при посадке или осенью при рыхлении почвы на глубину 8... 10 см. В летний период фосфорные удобрения вносятся в растворенном виде. Калийные удобрения повышают морозоустойчивость и способствуют лучшему поглощению азота из почвы и накоплению крахмала в луковицах, клубнелуковицах, клубнях и корневищах. Наиболее высокая потребность в калии у большинства растений наблюдается в период бутонизации и цветения. При весенней подкормке многолетников наряду с минеральными вносят органические удобрения в виде навоза (раствор в воде 1:5) или птичьего помета (раствор 1: 20) из расчета 10 л на 1 м2 цветника. В случае выявления недостатка микроэлементов в почве для многолетних растений весной в процессе первого рыхления почвы следует вносить микроудобрения в виде корневой подкормки из расчета 60...80 мл на 1 м2 цветника. Многолетники начинают подкармливать со второго года после посадки, если посадка была произведена осенью и со второй половины лета, в случае весенней посадки. Подкормку проводят два раза за сезон. Весной до начала роста стеблей вносят полное минеральное удобрение с преобладанием азотных удобрений, осенью - с преобладанием фосфорных и калийных. Удобрения в почву вносят в основном при подготовке почвы или после укоренения рассады.

На цветниках из многолетних растений ранней весной удаляют отмершие побеги и листья, а в последующем отцветшие соцветия и цветки, не дожидаясь их отмирания, а также все надломленные и усыхающие побеги. В период бутонизации проводят прищипку 1/3 части побегов, ускоряя тем самым развитие боковых побегов и продлевая цветение растений в среднем на 3-4 недели. В осеннее время, до наступления морозов, удаляют надземные части у растений с незимующими побегами, обрезая их до половины, а весной, после таяния снега, перед рыхлением оставшиеся побеги удаляют до основания. У больных растений побеги сразу же срезают до основания, а участки обрабатывают фунгицидами.

Удаление сорной растительности. Борьбу с сорной растительностью необходимо вести систематически. Основную массу сорняков удаляют при рыхлении почвы. Однако поскольку эта операция трудоемка, важнейшими мероприятиями в борьбе с сорняками являются профилактические, заключающиеся в правильной подготовке почвы и семян, а также посеве семенами, чистыми от сорняков.

Защита растений от мороза. Раннее наступление морозов, бесснежная или малоснежная морозная зима, поздние посадки многолетников, засушливые лето и осень вызывают необходимость в укрытии растений. Для укрытия используют листья, торф, опилки. Поздно высаженные многолетники укрывают торфом или опилками слоем 6... 10 см. Укрытия снимают весной до оттаивания почвы, чтобы предотвратить выпревание растений и повреждение их побегов.

Ремонт цветников. Ремонт цветников с многолетними растениями проводят с целью замены отдельных отмерших растений и целых групп; замены растений, образующих плотные кусты с большим количеством отмерших побегов и мешающих нормальному возобновлению; замены больных растений. Ремонт цветников может быть частичным, поскольку процесс разрастания протекает у разных видов неодинаково.

 

4.
Каменистые сады


Альпинарий (альпийская горка) в миниатюре повторяет естественный горный рельеф и характерные для него типы растений. Альпинарий сооружают в таком месте, где он будет вписываться в ландшафт, не нарушая общей планировки территории. Желательнее использовать склоны, расположенные на восточной, юго-восточной и юго-западной сторонах. Если альпинарий создают на южном склоне, то сажают только солнцелюбивые и засухоустойчивые растения. Очень сложно устраивать альпинарии на северных склонах, так как для них необходимо тщательно подбирать тенелюбивые виды и неприхотливые растения. Основным строительным материалом альпинария являются камни. Их выбирают особенно тщательно и продуманно, так как на одном месте они будут находиться очень долго. Интересный альпинарий можно создать из любых сортов природного камня. Однако, лучше не применять каменный лом с острыми краями. Непригодны речные камни округлой поверхности, с гладкой светлой поверхностью. Можно использовать природный известняк, подходят доломитовые породы, известняковый туф, песчаники. Для таких альпинариев важно правильно подбирать растения, которые хорошо развиваются на известняковых почвах. Желательно подбирать камни большого размера. Лучше создавать альпинарий из нескольких больших камней, чем в изобилии разбросать мелкие камешки. Очень важно, чтобы альпинарий был построен из камня одного сорта или же в альпинарии преобладал один какой-либо сорт. Прежде, чем камни класть в грунт, их необходимо разложить на земле, тщательно осмотреть, выбрать наиболее интересное положение камня. Очень хорошо в альпинарии смотрятся камни с прожилками и вкраплениями иных пород, с выемками и щербинками, в которые можно посадить растения. Одновременно со строительством альпинария необходимо продумать систему дорожек, террас. Возможно размещение водоема, каскада, ручьев и др. Важно предусмотреть сеть дорожек так, чтобы можно было рассмотреть альпинарий, зафиксировать взгляд на отдельных, эффектных элементах. В больших альпинариях можно сделать несколько дорожек, предусмотреть места отдыха около наиболее красивых участков, рядом с водоемами.

Прежде, чем приступить к строительству альпинария, рисуют его примерный план. С помощью шнура или веревки на поверхности почвы рисуют примерный план альпинария. Необходимо срезать дерн и удалить из почвы корни сорняков. Затем на всей площади под альпинарий снимают слой земли толщиной 30 см для устройства дренажа. Его не делают только в том случае, если участок под альпинарий расположен на склоне и почва на нем легкая, не глинистая. Для устройства дренажа можно использовать белый кирпич или гравий – его укладывают в подготовленный котлован, слоем толщиной в 10 см. Затем, на него насыпают слой крупнозернистого песка, толщиной в 5 см. Только после этого укладывают слой почвы. Из имеющихся камней выбирают один крупный камень с привлекательной поверхностью – он станет основным в нижнем ряду камней. Для камня выкапывают углубление в земле, немного большее по размеру, чем основание камня, затем с помощью лома укладывают в ямку камень. Под основание камня подсыпают щебень и почву. Позади камня также подсыпают почву. После того, как выложен первый ряд камней, приступают к укладке второго ряда и продолжают их укладывать ряд за рядом до тех пор, пока не будет построен запланированный альпинарий. Затем карманы, щели, промежутки между камнями заполняются землей, она уплотняется и в нее высаживаются растения. Основа для альпинария – карликовые хвойные растения, карликовые формы декоративных кустарников. Неотъемлемой частью альпинария являются карликовые луковичные растения: пролеска, хионодокса, мускари, подснежник, пушкиния и т.д. И конечно, многочисленные альпийские растения.

Если альпинарий сооружен в виде плоской каменисто-гравийной площадки, то его называют рокарием. Рокарии устраивают в том случае, если на участке нет достаточно места для горки, мало камней или по каким-то другим соображениям. Но рокарий не менее декоративен, чем горка. Пространство между камнями в рокарии заполняют гравием слоем 5-10 см, оттеняющим камни. Например, камни темные – гравий светлого оттенка. В сочетании со светлым известняком хорошо использовать мелкую речную гальку, обычно она бывает разноцветной. Подстилающий слой земли под гравием или галькой должен быть умеренно плодородным. В рокарий растения высаживают в небольшом количестве, декоративный эффект здесь основан, скорее, на красоте неживой природы, по меньшей мере, половину площади рокария должны занимать камни и гравий. При использовании минимального количества камней и максимального количества гравия рокарий можно назвать гравийным садом.
К каменистым садикам и каменистые (цветочные) стенки, сложенные методом сухой кладки; поднятые ступенчатые клумбы; каменистые дорожки со стелющимися растениями в расщелинах между камней. Ступенчатые клумбы – это террасы в миниатюре, они не превышают 0,6-0,8 м в высоту, не занимают много места, но просты в уходе, придают определенный рельеф участку. Стены такой клумбы складывают из плоских камней, внутрь последовательно насыпают слой дренажа и слой растительного грунта. На поверхности клумбы раскладывают камни и высаживают растения, при желании посадки мульчируют слоем гравия или гальки. Растения можно посадить и в расщелины между камнями.

Миниатюрный каменистый садик можно создать даже в контейнере, оформив его соответствующим образом. Подойдет любой контейнер, но лучше, если это будет небольшой камень с естественным углублением (обычно используют мягкие породы камней: туф, песчаник, известняк). Емкости из раковин, старых корыт и т.д. обмазывают замешенной раствором из равных частей цемента, песка и просеянного торфа слоем 6 мм и оставляют на 1 неделю, чтобы раствор затвердел. Раковину водружают на каменные или кирпичные опоры на солнечном месте участка. Дренажное отверстие не должно быть закрыто снизу раковины (для этого необходимы опоры, поднимающие цветник над землей). На дно раковины укладывают 5-ти сантиметровый слой дренажа из черепков или гальки. Саму раковину наполняют посадочной смесью из равных частей дерновой земли, торфа и щебня. Можно добавить в смесь немного костной муки. По мере заполнения раковины землю уплотняют. Земля не должна доходить 2-5 см до краев раковины. На протяжении 2-х недель дают земле осесть, после чего высаживают в нее декоративные растения. Между цветами можно разместить несколько камней различной величины. Основание каждого растения мульчируют битым камнем или галькой слоем толщиной до 2 см. Не используют почвопокровные растения, отличающиеся бурным ростом. В период роста растений, а также в жаркую погоду цветник необходимо хорошо поливать (до такой степени, чтобы из дренажного отверстия потекла вода). В остальные дни достаточно будет атмосферных осадков. При правильном подборе растений цветники в корыте зимуют на открытом воздухе.

 

Абрис – линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.
Акведук – водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII века.
Акцент – в садово-парковом искусстве – подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма.
Аллея – (фр. аllee, от aller – идти) дорога в саду или в парке, проходящая между рядами деревьев и кустарников, иногда оформленная цветниками, расположенными по обеим сторонам дороги..
Альпийская горка (альпинарий) – ландшафтное сооружение, сочетающее каменистые участки с растительностью. Имитирует в миниатюре альпийские природные образования (ландшафты) с присущей им растительностью.
Альтанка – парковое сооружение легкой ажурной конструкции, обсаженное лианами. Предназначена для отдыха и защиты от солнца или дождя.
Ампельные растения – растения с вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в ампелях (подвесных вазонах, корзинах и др.). Используются для оформления беседок, трельяжей, навесов и т. д.
Ампир – художественный стиль эпохи Наполеона I, характеризующийся стремлением к монументальности и порядку художественных форм. Опирался на классицизм конца XVIII века.
Ампли – подвесные емкости для спускающихся вниз (ампельных) растений.
Амфитеатр (от греч. amphi – окружение, полностью – amphitheatron) – в древней Греции и Риме возводились на склоне и имели, как правило, округлую или полукруглую форму со ступенчатыми местами для зрителей, окружали арену для представлений. В эпоху Классицизма в регулярных парках в виде небольших амфитеатров устраивались места для зрителей в так называемых «зеленых театрах». В парках Барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, противоположной дворцу.
Амфора – глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украшения парков. У древних греков и римлян использовался для хранения вина, масла, зерна.
Анаграмма – элемент цветочного партера, первые буквы имени или псевдонима.
Английский партер – или травяной партер (в отличие от французских цветочных). Иногда обрамлен бордюром.
Английский пейзажный сад – ландшафтная композиция, выполненная в подражании и имитации естественной природы, с характерными элементами (водоемами, полянами, лугами, древесно-кустарниковыми группами, рощами, живописно спланированными дорожками и аллеями).
Ансамбль – совокупность, единство. Функционально связанная совокупность сооружений, растительности и других элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являются основной чертой ансамбля.
Анфилада – ряд залов, комнат. В ландшафтной архитектуре – ряд дворов, отдельных зеленых замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными на одной оси.
Ассортимент – подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.
Аранжировка – расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.
Арборетум – дендрологический сад (часто с экзотическими деревьями), который предназначен для ботанических и научных целей.
Арка – перекрытие, опирающееся на две вертикальные опоры полуциркульной или стрельчатой формы, выполненное из различных материалов.
Аркада (от фр. arcade и лат. аrcus – дуга) – ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. Применяются при устройстве открытых галерей. В общем, тонкие конструкции аркады, увитые растениями называются берсо.
Архитектоника – в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.
Архитектурный сад – тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.
Асимметрия – композиция, в которой отсутствуют элементы симметрии. В асимметричных композициях особенно важны целостность и завершенность, что достигается созданием зрительного равновесия между композиционными элементами.
Ах-ах – граница сада или парка, не загораживающая вид на окружающий ландшафт; создавалась с помощью глубокого рва и подпорной стены. Прием применялся в парках XVIII-XIX веков. Впервые термин введен англичанином С. Свитцером в 1715году.
Аэросолярий – площадка, оборудованная для приема воздушных и солнечных ванн.
Балюстрада – сквозное ограждение балконов, галерей, лестниц, террас, подпорных стенок, часто выполняемое в виде невысоких фигурных столбиков – балясин.
Барокко – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI века до середины XVIII. Нашел отражение при создании садов и парков Франции, Италии и других стран, включая Россию. Характерны декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции, стремление придать природным материалам (растительности, воде, рельефу) архитектурные формы (боскеты, фонтаны, террасы, подпорные стены и т. д.). Барочные композиции частично сохранились в Летнем саду, в Пушкине, Петродворце и др.
Берсо (от фр. berceau – арка) – зарешеченная арочная прогулочная аллея. Первоначально создавалась для прогулки в жаркий солнечный день в тени обсаженной деревьями аркады. На полукруглых вязаных каркасах смыкались кроны деревьев (граб, липа). В русских садах она называлась огибная аллея.
Беседка – садовое сооружение, павильон различной формы, конструкции и материала. Может быть открытой или застекленной, частично с глухими стенами и обсаженной снаружи по периметру вьющимися растениями. «Летний домик».
Бонсай – искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.
Бордюр (от фр. bordure) – узкие, длинные полосы из невысоких декоративных растений, обрамляющие дорожки, алееи, газон, лужайки, стены.
Боскет – замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев, подвергающихся специальной стрижке. В классических и барочных садах замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами.
Ботанический сад – зеленый массив, предназначенный для научно-исследовательской и культурно-просветительской работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест.
Бродери – см. Партер кружевной.
Букетные посадки – прием формирования ландшафта с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого деревца, чтобы создать условия для развития боковым побегам.
Буленгрин – специальный газон спортивного типа, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Скорее всего, превоначально предназначался для игры в мяч на траве. Сейчас используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.
Бульвар – широкая озелененная полоса, выделяемая на проезжей части по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.
Вазон – разновидность художественно изготовленного изделия из различных материалов, чаще всего используемая как емкость для выращивания ампельных растений (амплей).
Валун – Элемент горной породы. Крупный камень округлой формы. Применяется для устройства альпийских горок, рокариев. Так же может нести функцию самостоятельного ландшафтной композиции.
Веранда (от англ. veranda) – крытая терраса, примыкающая к постройке или стоящая отдельно.
Вертикальное озеленение – озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.
Вертикальная планировка – комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока воды с территории.
Вертоград – древнерусское название сада.
Вертюгаден – небольшое террасированное возвышение типа амфитеатра с полукруглыми выпуклыми ступенями на фоне стриженой зеленой стенки. Используется как сценическая площадка. Может украшаться скульптурой, вазами.
Виадук – устройство для перевода дороги через ущелье, глубокий овраг, суходол, над поперечной дорогой. который покоится на высоких опорах. В отличие от эстакады, в которой все пролеты одинаковы, большой пролет виадука соответствует его наиболее высокой части.
Вид – часть пейзажа. Термин, широко применяемый в ландшафтной архитектуре. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков.
Видовая точка – место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды, пейзажи. Такое место обычно закрепляется устройством видовой площадки.
Виста (от ит. vista – узкий проход) – вид, узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта – фокуса перспективы. Включает в себя точку обзора (место, откуда восприятие оптимально), обрамление («пейзажная рама», фиксирующая вид), средний план (обычно это кулисы из растений, которые не должны отвлекать внимание от главного) и завершающий висту кульминационный объект обозрения. Зрительным фокусом могут быть, например, архитектурные сооружения, монументы, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.
Висячий сад – небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные емкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Древнерусский синоним термина – «Верховой сад».
Виридарий – озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и цветниками. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.
Водный сад – пространство сада или парка, где большую территорию занимает вода. При устройстве такого рода сада используют такие планировочные элементы как мостики, мостки, причалы, ландшафтно оформленные береговые и прибрежные зоны.
Водное зеркало – элемент в виде искусственного водоема, характерный для крупного ансамбля. Планировочные формы строго симметричны относительно оси, крупнее водного партера.
Водный партер – элемент ландшафтного дизайна, характерный для регулярных парков, когда парадный партер заменяется водой. Форма его всегда строго симметрична.
Водопад – естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоемами, находящимися на разном уровне. Устраивается в садах и парках на перепадах рельефа. Особенно характерен для романтических парков пейзажного стиля.
Водяные игры – специальные устройства, появившиеся в парках и садах раннего барокко. Они были предназначены для того, чтобы обливать тонкими струйками воды зазевавшихся посетителей.
Вольер – большая клетка, павильон или участок, огороженный рвом или сеткой, для содержания птиц или животных.
Вьющиеся растения – группа растений с длинными плетевидными стеблями, взбирающимися с помощью особых приспособлений на деревья, прямостоящие кустарники, скалы, стены сооружений. Вьющиеся растения бывают однолетними или многолетними, травянистыми или древесными, декоративно-лиственными и/или цветущими.
Газон (от фр. gazon) – искусственный дерновый покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные, луговые).
Гармония (греч. harmonia) – соразмерность, оптимальное соотношение частей и целого, слияние различных компонентов системы в органическое целое.
Горизонталь – на плане волнистые линии, которыми изображаются равные вертикальные отрезки, условно рассекающие природный рельеф. Отметки (цифры), нанесенные на план у горизонталей, отображают превышение уровня рельефа местности относительно нуля, то есть уровня Балтийского моря (для России).
Газон мавританский – пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.
Галерея (от ит. galleria) – длинное узкое помещение, соединяющее отдельные части постройки. Принцип галерейности применяется на узких участках для имитации перехода из одного зеленого помещения в другое.
Генеральный план – план в масштабе, на который нанесены все существующие объекты парка или сада, а также основные посадки – крупные деревья, группы кустарников. Является основой предпроектных материалов.
Геодезичесткий план – нанесенный на бумагу план местности, отражающий природный ландшафт. При помощи горизонталей на геодезическом плане отражен уклон рельефа, все существующие планировочные элементы: растительность, вода, строения.
Геопластика – вертикальная планировка подлежащих озеленению территорий с целью архитектурного и художественного преобразования рельефа.
Герма – четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой или бюстом.
Гигрофиты – растения, развивающиеся при повышенной влажности почвы и воздуха (обычно прибрежные, но никогда водные).
Гнездовые посадки – группы из 3-5 деревьев, высаженные на расстоянии 0,5-1 м друг от друга, образующие общую крону большого диаметра (типа «букет»).
Грот – ландшафтное сооружение, представляющее искусственную или естественную пещеру для отдыха в тени. Характерен для английских пейзажных парков.
Гравийный сад – элемент садового дизайна с использование гравия, характерный для территорий небольшого размера. Центральным элементом часто служит один или группа крупных камней.
Группа – древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек.
Дендрологический план – проект размещения древесных, кустарниковых и травянистых растений с точным указанием размещения растений относительно элементов планировки и расшифровкой условных обозначений.
Доминанта – главный или наиболее выразительный элемент пейзажа, часто играющий роль композиционного узлаю.
Декоративные растения – все растений, которые не являются полезными, а несут только эстетическую функцию. Характеризуются цветом, формой, временем декоративности, запахом и другими чисто эстетическими функциями.
Дендрарий – зеленый массив различных деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации интродукции древесных растений, по лесному хозяйству, озеленению населенных мест.
Деревянный настил – жесткое садовое покрытие, изготавливаемое из струганных или неструганых досок, крашеных или обработанных специальными составами. Исполняет роль покрытия в виде дорожек, мостиков, патио, подиумов, причалов, эстрад и т.п.
Дерн – густо заросший травой, скрепленный корнями многолетних растений верхний слой почвы. Для устройства газона применяются вырезанные пласты из этого слоя, называемые дернинами.
Дерновая скамья – устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада.
Дренаж – устройство для отвода избыточной воды с территории участка.
Дукт – лесная дорога, просека в густом парке или лесопарке, а также вид вдоль аллей в парках эпохи барокко и между группами деревьев в пейзажном парке.
Жардиньерка – цветочный столик.
Жесткое садовое покрытие – все виды мощения (камнем, кирпичом, плиткой, гравием, песком, деревом), за исключением газонного покрытия, которое относится к мягким садовым покрытиям.
Живая изгородь – посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены.
Забутовка – нижний грубый слой при устройстве жесткого садового покрытия. Для забутовки применяют различные каменные, кирпичные материалы и отходы их обработки.
Закрытые пространства пейзажных садов – рощи, массивы деревьев и кустарников, плотные группы древесных насаждений.
Загущенные посадки – прием формирования паркового пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии 1-1,5 м друг от друга с целью быстрейшего создания компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.
Зимний сад – большое остекленное помещение или часть помещения для выращивания экзотических растений и сохранения незимостойких видов. Оформляется бассейнами, скульптурами, фонтанами.
Зонирование территории – разделение территории населенного пункта, парка, сада, приусадебного участка на зоны с различным функциональным назначением.
Известняк – осадочная горная порода. Широко применяется в каменистых композициях, для устройства ступеней, подпорных стенок и т.д.
Изгородь – Сооружение по периметру какого-либо участка. Материал, конструкция и конфигурация изгороди могут быть самыми разнообразными. Живые изгороди состоят из плотно посаженых кустарников, часто геометрически подстриженных.
Икебана (яп. – сохранение цветов во второй жизни) – японское древнее оригинальное искусство цветочной аранжировки.
Имитация природных растительных сообществ – создание природного, естественного, экологического эффекта. Применяется чаще в пейзажных парках.
Интродукция растений – введение растений в местности, где они раньше отсутствовали.
Ипподром – в Древнем Риме сад характерной формы в виде закругленного с одной стороны прямоугольника.
Итальянский пандус – пологая лестница с низкими проступями и наклонными ступенями.
Кабинет (фр. cloitre) – элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стрижеными стенами из липы или граба, декорированный малыми архитектурными формами (трельяжные стенки, скульптуры, фонтаны, небольшие водоемы). Так же сложнодоступное замкнутое пространство, служащее местом уединения в саду, может нести функцию т.н. «потаенного сада». Подобные пространства большого размера известны под названием салон, зал.
Каменистый сад – природный ландшафт, где камни и гравий служат основами композиции, и играют ключевую роль.
Канал (лат. canalis – труба) – искусственное русло с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. Проектировались как для прохода судов, так и с целью осушения и ограждения территории.
Картуш – орнамент в садовом партере XVII-XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.
Каскад (фр. cascade; ит. cascata – стремительно падать) –естественный или искусственный водопад (или система водопадов), где вода падает на ступенчатые уступы. Особенно характерен для террасных парков.
Кашпо – декоративный наружный контейнер для цветов. Подвесное кашпо называется ампиль.
Квартал – 1) элемент садово-парковой композиции, введенный еще в средневековье, с цветниками, беседками, скульптурами: 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками. *«Кен-конс» * (англ. quincunx) – высаженная в шахматном порядке роща деревьев (часто внутри боскета). Минимальное количество деревьев в «кен-консе» равно пяти.
Китайский павильон – архитектурное парковое сооружение в виде китайской пагоды, китайского чайного домика.
Кламбс (англ. clumps) – отдельная ландшафтная композиция в теориях английских пейзажных садов. Массивные группы деревьев, расположенных на больших открытых пространствах стриженых лугов.
Клумба – замкнутый компактных планировочный элемент, засаженный цветущими, декоративнолиственными или смешанными группами растений. Один из основных элементов цветочно-декоративного оформления сада или парка.
«Кнот» («кнот орнамент», «узловой сад») – элемент орнамента плоскостной композиции (например партера), по форме напоминающий завязанный узел. Узор выполняется из низко подстриженного кустарника, сплетенного в виде кельтского орнамента, похожего на вязаный («косы», «халы» и т.п.) элемент.
Ковровые растения (коврово-мозаичные) – низкие (5-10 см высотой) цветущие или декоративнолиственные растения. Приме6няются при устройстве цветочных орнаментов, партеров, бордюров, низких ковровых клумб.
Колоннада (фр. colonnade) – ряд колонн с перекрытием, обычно характерный для крупных архитектурных сооружений. Может быть и самостоятельным парковым сооружением.
Композиция – строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной последовательности. Составляющими элементами композиции являются: пропорции, масштаб, симметрия, асимметрия, тождество, нюанс, контраст, гармоничность, ритм, композиционный центр, акцент.
Компост – место для складирования отходов растительного происхождения при работе в саду (выполотые сорняки, трава, листья, побеги и т.п.).
Контейнерные растения – как правило, экзотические растения, растущие в контейнерах (деревянных, керамических), и украшающие сад или парк в летнее время. На зиму такие растения для сохранения переносят в оранжереи. Мода на такого рода растения появилась с возникновением регулярных парков эпохи Классицизма и Барокко. Растения в контейнерах украшали партеры парадной части паркового ансамбля.
Контраст – изменение ощущения при наложении одного возбуждения сетчатки глаза на другое при смене наблюдения из-за инертности зрительного процесса (последовательный контраст) или индукция возбуждения от соседнего участка сетчатки (одновременный контраст).
Кружевной партер («вышитый» партер или «бродери») – тип партера рисунком напоминающий плотную вышитую гладь на полотне. Иногда имеет очень сложный рисунок орнамента.
Ксист – небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров.
Кулиса – группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство или ландшафт.
Культивар – культурный сорт растения.
Курдонер – парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, с остальных сторон – частями или корпусами П – образного в плане здания.
Куртина – 1) отдельный участок леса, ботанического сада, дендрария; 2) крупная группа от 20-90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы; 3) обложенная дерном грядка для цветочных растений.
Кустарники – растительное сообщество многолетних древесных растений, относящихся к отделу высших (как голосеменных, так и покрытосеменных). Кустарник образует несколько идущих от корня стволов. У полукустарников одревесневает только нижняя часть ствола, а верхняя остается травянистой и ежегодно отмирает. Лианы – лазящие кустарники.
Лабиринт (греч. labyrinthos) – сложная орнаментальная композиция из дорожек и стен, предназначенная в саду для прогулок или рассматривания. Стены лабиринта могут быть различной высоты. Материалом для стен могут быть как живые растения – стриженые кустарники, так и камни.
Ландшафт (от нем. – виды природы) – 1) природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные и антропогенные компоненты находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу. 2) Общий вид местности, пейзаж.
Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, целью которой является формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных и курортных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических, технико-экономических требований. Специфика отрасли состоит в том, что она имеет дело в основном с природными материалами и объектами – рельефом земной поверхности, растительным покровом, водоемами при проектировании парков, садов, скверов, лесопарков, загородных зон массового отдыха. В задачи ландшафтной архитектуры входит также озеленение и внешнее благоустройство жилых дворов, промышленных предприятий, транспортных и сельскохозяйственных объектов. Исторически возникла на стыке садово-паркового искусства и современного градостроительства.
Ландшафтный или пейзажный стиль – стиль садов и парков, возникший в Англии в XVIII веке в противовес регулярным французским паркам. Для пейзажных парков свойственно свободное расположение элементов ландшафта, близкое к природному и практически не допускается строгая симметрия в планировке. Теория пейзажных садов предполагает разбивку сада на живописные пространства просторных лугов, тенистых крупных групп деревьев, сохранение русла рек, ручьев, водоемов, имеющих свободную форму. Так же для таких садов характерно декорирование большим количеством разнообразных садовых павильонов.
Летники – однолетние растения, проходящие за 1 сезон полный цикл развития от прорастания из семени, цветения до полного увядания и отмирания наземных и подземных побегов. Двулетники проходят полный цикл развития за 2 сезона.
Лесопарк – благоустроенный лесной массив, организованный в определенную ландшафтно-объемно-планировочную систему постепенной реконструкцией посадок, организацией проезжих дорог, прогулочных аллей, пешеходных тропинок, лужаек, водостоков и пр.; предназначается для свободного кратковременного отдыха населения в обстановке, приближенной к природной.
Листопадные растения – многолетние растения (многолетники), осенью сбрасывающие листья, а каждую весну возобновляющие рост.
Люстгауз – садовый павильон типа большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой.
Масштаб – отношение длины линии на чертеже (плане) к длине, соответствующей линии в натуре; соизмерение величины изображаемого объекта к его действительным размерам.
Мульчирование – агрономический прием. Заключается в нанесении по поверхности цветника слоя мульчи (измельченная кора деревьев, скорлупа кедрового ореха, шишки и т.п.). Значительно улучшает условия роста многолетников.
Мавританский газон – площадка в саду засеянная низкорослыми травами и полевыми цветами. Мавританский газон не подстригается, требует тщательного ухода и полива.
Малые архитектурные формы (МАФ) – небольшие по размеру элементы украшения садов. К ним можно отнести скульптуры, вазы, вазоны, постаменты, обелиски, скамьи, фонтаны, искусственные водоемы, садовую мебель, камины, солнечные часы, поилки для птиц, трельяжные стенки, различные опоры для вьющихся растений, крупные камни и т.п.
Мангал (турецк. mangal) – металлический или керамический контейнер (часто из кирпича), отапливаемый углем. Служит для приготовления пищи на открытом огне. Устанавливается на открытых, специально отведенных площадках в саду.
Массив – крупный элемент садово-паркового пейзажа, состоящий из паркообразующей растительности (от 1-4 до нескольких десятков гектаров); цветочные композиции площадью 80-150 м2.
Менажерия – домик для содержания птиц. В парках имеет не только утилитарное, но и декоративное значение, часто располагается на берегу водоема.
Микроландшафт – относительно малая, искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоемами. Композицию озелененных объектов можно рассматривать как систему последовательно раскрывающихся микроландшафтов.
Миксбордер (англ. «смешанный бордюр») – бордюр из многолетних растений (травянистые растения, кустарники). Растения для миксбордера подбираются по принципу непрерывного цветения на протяжении периода весна – лето – осень.
Многолетники – растения, сохраняющие свои вегетативные качества в течение нескольких лет за счет зимующих в грунте корней.
Морозостойкие и неморозостойкие растения – для средней полосы России растения выдерживающие (или нет) зимние температуры до -250С. Для неморозостойких растений открытого грунта предел зимних температур находится на уровне -50С.
Модульный сад – прием оформления цветника, небольшого пространства сада или фрагмента парка, построенного на геометрической системе модулей, повторяющихся через определенные промежутки. Например, квадраты, выложенные по краям плиткой, с различным или однородным заполнением (цветами, декоративными деревьями и кустарниками, газоном).
Моносад – сад (розарии, георгинарии, сиренгарии и т. д.), в котором ведущим является какое-либо одно растение.
Мощение – искусственное жесткое садовое покрытие из самых разнообразных материалов. При устройстве необходимо сооружение фундамента.
Мягкое садовое покрытие – травяное, газонное покрытие, а также покрытие из трамбованной земли, мульчи и других мягких и сыпучих природных материалов.
Огород (лат. hortulus) – сад трав и овощей.
Одиночные посадки (солитерные посадки, солитер) – одно растение или группа близко посаженных друг к другу растений (деревьев, кустарников, трав) на достаточно открытом пространстве. Характерны для живописных композиций ландшафта.
Опушка – насаждение, окаймляющее лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Является важным элементом в композиции лужаек и полян. Требует тщательного подбора и сочетания пород с целью создания колористических эффектов, плавных переходов от открытых пространств к закрытым.
Оранжерея (фр. orangerie) – остекленное отапливаемое парковое сооружение с одним или несколькими залами, предназначенными для выращивания экзотических растений. Может служить зимним садом.
Орнамент (лат. ornare – украшать) – композиции, создающие контрастные, нюансные или иные сочетания с использованием цвета, фактуры, структуры, геометрии и т.п.
Осушение – отведение воды с особо заболоченных территорий, путем устройства каналов, канав, прудов, искусственных водоемов.
Открытые пространства пейзажных садов – поляны, лужайки (часто тщательно подстриженные), а также крупные водные пространства – пруды, озера и т.п.
Павильон садовый – сооружение в саду или парке. В исторических садах павильоны строились в виде ротонды, грота, эрмитажа, китайской пагоды или китайского домика, оранжереи и различные постройки в архитектурных стилях – голландские, готические домики, псевдорусские избы и т.п.
Палисадник – небольшое огороженное забором место в саду, чаще всего расположенное вблизи дома, при входе.
Пальметта – стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.
Пандус – слегка наклоненная плоскость, заменяющая лестницу.
Парадиз – древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фонтанов, водоемов.
Парапет (ит. parapetto, греч. para – вдоль, возле, лат. pectus – грудь) – невысокая стенка (до 1м), служащая ограждением террас, балконов, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.
Парк (англ. park) – обширная (обычно больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом.
Парковое сооружение – искусственно возведенные постройки и устройства, украшающие композицию: мосты, запруды, искусственные насыпи, павильоны, водоемы, скульптурные группы, подпорные стены и т.д.
Партер (фр. parterre) – плоскостная композиция газонов и дорожек парадной части парков рядом с основным зданием, характерная для регулярных садов с XVII века. Партеры подразделяют на цветочные, газонные и кружевные.
Партер английский – отличается более простым рисунком, исполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.
Партер кружевной – вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из инертных материалов, обычно на фоне песка.
Партерный сад – сад в регулярном стиле с преобладанием газона, цветников и водоемов. Деревья и кустарники обычно располагаются по периферии куртин и клумб; растения подвергаются регулярной стрижке, им придается геометрически правильная форма (шара, куба, квадрата и т. д.)
Патио (от ит. – внутренний дворик) – элемент, характерный для стран с жарким климатом. Обычно – внутреннее огороженное стенами здания открытое пространство, зачастую с фонтаном, водоемом, используемое как место для отдыха. Сейчас патио называют планировочное пространство, огороженное иногда двумя и тремя стенами.
Пейзаж (фр. paysage) – фрагмент природы, пространство, видимое с определенной точки. Пейзаж можно разделить на отдельные виды, меньшие по пространству.
Пейзажная планировка – прием садово-паркового искусства. Такая планировка отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением (или имитацией) природного, сельского характера местности.
Пейзажный парк – парк или часть парка предназначенная для прогулок и созерцания картин «естественной» природы. Планировка такого парка отличается свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, часто включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему. К пейзажным можно отнести многие дворцовые и усадебные парки (Павловск, Гатчина, Царицыно), дендропарки (Тростянец и др.).
Пергола (ит. pergola) – декоративный садовый павильон, служит для отдыха и защиты от солнца. От беседки отличается отсутствием сплошной крыши.

 


1.
Предмет, задачи и специфика садово-паркового строительства

2.
Классификация садово-парковых объектов

3.
Виды садово-парковых работ

4.
Организация процесса создания садово-парковых объектов

 

1.
Предмет, задачи и специфика садово-паркового строительства


Сложный комплекс мероприятий, предусматривающих решение различного рода задач правового,

инженерного, агротехнического, эстетического, организационного, эксплуатационно-хозяйственного,

экономического характера, направленных на создание объектов озеленения различного назначения.
Создание садов и парков - сложный и длительный процесс, связанный как с этапами проектирования и разработки проектно-сметной документации, так и непосредственно с самим процессом создания объекта, то есть с его строительством, формированием растительности, уходом за насаждениями, содержанием и ремонтом основных его устройств и конструктивных элементов. Все устройства и конструктивные элементы садово-паркового объекта подразделяются на элементы объёмные - растительные группировки, сооружения и плоскостные- газоны, площадки, дорожки, водоёмы.

Устройствами и конструктивными элементами объекта являются:

- растительность - основной компонент, включающий различные типы садово-парковых насаждений (ТСПН)

- солитеры, группы, аллеи, куртины, массивы деревьев, кустарников, травянистых растений, газоны, цветники;

- садово-парковые дороги, тропы, площадки различного назначения;
- малые архитектурные формы (МАФ) и садово-парковое оборудование

- беседки, перголы, навесы, трельяжи, урны, скамейки, осветительные устройства;
- сооружения инженерного характера - открытые лотки для отвода дождевых и талых

вод, колодцы, дренажи, устройства хозяйственного водопровода.
Неотъемлемой и очень важной частью объекта является почвенный субстрат, на котором основывается нормальная жизнедеятельность растительности.
Создание садово-паркового объекта озеленения включает непосредственно строительство объекта по проекту, то есть комплекс работ на территории, определенной градостроительными документами и утвержденной Правительственными органами. При новом строительстве производятся все виды работ в соответствии с проектной документацией, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

Непосредственно за процессом строительства следует процесс содержания объекта его эксплуатации. Это производственный процесс, включающий комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений. Содержание объекта включает текущий ремонт и состоит из работ по уходу за деревьями и кустарниками, цветниками, по уходу за газонами, дорогами и площадками различного назначения, за содержанием малых архитектурных форм, водоёмов, оборудования и т. п.
Конструктивные элементы по мере эксплуатации объекта нуждаются в периодическом восстановлении или капитальном ремонте. Это один из важных процессов сохранения объекта озеленения в надлежащем виде и в порядке. Капитальный ремонт - это комплекс работ по полному или частичному восстановлению зеленых насаждений и всех конструктивных элементов с применением современных технологий, конструкций, долговечных материалов, выполняемых в соответствии с проектом, разработанным, согласованным и утвержденным в установленном порядке. Средние сроки между капитальными ремонтами объектов озеленения составляют в 5-10 лет.

Садово-парковое строительство обладает глубокой спецификой в отличие от любого другого вида строительства и выполняется в определённые периоды года, что связано, прежде всего, с жизнедеятельностью растений. Выполнение всех видов садово-парковых работ регламентировано по срокам сезона. Так, посадки деревьев и кустарников, устройство газонов и цветников выполнимы в основном в тёплое время года. Устройство дорожек и площадок производится в весенне-летний, летний и летне-осенний периоды и рекомендуется проводить в сухую погоду. Работы по ремонту и реконструкции насаждений, вырубке старых, отмирающих деревьев возможно проводить в осенне-зимний период. Работы по очистке водоёмов, прудов, как правило, проводятся в зимнее время. В зимний период времени в закрытых помещениях ремонтируют садово-парковое оборудование.

Все виды садово-парковых работ производят специализированные организации и производственные фирмы, имеющие соответствующие ресурсы, технику, склады, хозяйственный инвентарь, помещения для рабочих и т. п. Выполнение всех видов садово-парковых работ поручают специалистам - ландшафтным инженерам, прорабам, мастерам, техникам со специальным образованием. Специализированные организации и фирмы должны иметь в своём составе хорошо обученных профессиональных рабочих.
Создание объекта ведётся поэтапно, имеет ярко выраженные циклы и проводится в определённой последовательности. Весь процесс создания можно подразделить на несколько взаимосвязанных этапов. Прежде всего, это организационные этапы. Затем выделяют этапы инженерной и агротехнической подготовки территории объекта В дальнейшем начинается сам процесс строительства объекта: строительство инженерных сооружений; посадка деревьев и кустарников; устройство газонов, цветников, дорог, площадок, водоёмов. Окончательные этапы наиболее длительны повремени и включают формирование насаждений, систематический уход за растительностью, постоянное содержание объекта.

 

2.
Виды садово-парковых работ


Организационные работы включают заключение договоров с заказчиками и проектными организациями, с субподрядными организациями -на строительство сооружений, водоёмов и т. п. Специалисты садово-паркового строительства изучают документацию, состав и содержание проекта на объект озеленения и сметы на строительство, составляют замечания к проекту и смете и представляют проектировщикам.

Подготовительные работы инженерного характера включают отвод территорий согласно проекту; очистку территорий от мусора и отходов производства; организацию рельефа в соответствии с проектом; устройство различного типа вспомогательных сооружении и коммуникации - водопровода, электрического освещения, осушительных сооружений и т. п.

Подготовительные работы агротехнического характера включают подготовку растительных субстратов и их составляющих для посадок деревьев и кустарников, устройства газонов и цветников; подготовку посадочных материалов- деревьев, кустарников, цветочных, травянистых растений; подготовку материалов различного назначения - песка, камня, гравия и т. п.
Инженерно-строительные работы включают: устройство плоскостных сооружений - дорог, дорожек, троп, площадок различного назначения, осушительных сооружений - лотков, дренажей, колодцев; установку малых архитектурных форм (МАФ) и оборудования - трельяжей, беседок, скамей и т. п.
Агротехнические работы включают посадки деревьев и кустарников, лиан, устройство газонов различного типа и цветников, уход за посадками растений и содержание газонов и цветников, их капитальный ремонт.

Работы организационно-эксплуатационного характера включают разработку технической документации и планов-графиков производственного процесса, циклов работ по сезонам, составления строительных генеральных планов производства, проведения инвентаризации зелёных насаждений и составления паспорта объекта озеленения.

К особому виду садово-парковых работ относятся работы по реконструкции зеленых насаждений и реставрации исторических объектов ландшафтной архитектуры. Реконструкция зелёных насаждений на объектах включает комплекс работ, предусматривающих полную или частичную замену всех компонентов зеленых насаждений - деревьев, кустарников, газона, цветников - и всех элементов благоустройства. Реконструкция проводится на землях, относящихся к озелененным территориям - объектам озеленения - без изменения их правового статуса в соответствии с проектом. Реставрация на территориях памятников садово-паркового искусства производится с целью их сохранения и восстановления в соответствии со специальным проектом реставрации. Садово-парковые работы на объектах реставрации проводятся по специально разработанным правилам и регламентам Садово-парковое строительство ведется в соответствии с техническими условиями, существующими нормами и правилами, на основании прогрессивного отечественного и зарубежного опыта.
Местоположение и границы объектов озеленения определяются генеральным планом развития города и градостроительным зонированием его территорий с учетом исторически сложившихся планировки и природных компонентов - рельефа, акваторий и зеленых насаждений.

 

3.
Классификация садово-парковых объектов


В зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета выполняемых ими функций садово-парковые объекты подразделяются на несколько категорий (типов).

Объекты общего пользования. К ним относятся городские парки и сады, скверы различного назначения, бульвары; озеленённые территории общественных центров, проспектов и улиц. К этим объектам предъявляются повышенные требования по выполнению садово-парковых работ, по уходу за растительностью, содержанию газонов и цветников, дорожек и площадок. На такого типа объектах применимы устройства и сооружения из дорогостоящих материалов, используются крупномерный посадочный материал деревьев и кустарников, эффективные технологии по обеспечению жизнедеятельности растений и т. п.

Объекты ограниченного пользования. К ним относятся объекты районного значения, куда входят озеленённые территории жилых и промышленных районов, озеленённые территории групп жилых домов (дворы), территории школ и детских садов-яслей; территории поликлиник, больниц, учебных заведений; закрытые территории теннисных клубов, гольф-клубов, «бизнес»-парков вокруг ведомственных учреждений и закрытых предприятий. На данного типа объектах применяются специальное оборудование и малые архитектурные формы; растительность, устойчивая к неблагоприятным условиям среды, к высоким рекреационным нагрузкам.

Объекты специального назначения. К ним относятся территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, территории кладбищ и мемориалов, ботанические и зоологические сады и парки; участки скоростных дорог и магистралей, шоссе и железных дорог; питомники, участки опытных хозяйств.
В особую категорию входят особо охраняемые территории - дендрарии, заповедники и заказники, национальные парки, парки-памятники садово-паркового искусства, территории памятников архитектуры, находящиеся под государственной охраной.
Отдельно можно выделить участки индивидуального землепользования вокруг частных домов.
Объекты озеленения могут находиться в федеральной государственной собственности, в государственной собственности городов, в муниципальной собственности, а также в иных формах собственности, определенных Земельным кодексом России. Независимо от формы собственности каждый землепользователь обязан содержать и охранять их за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями.

 

4.
Организация процесса создания садово-парковых объектов


Работы по садово-парковому строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту существующих озелененных территорий производятся по специальным проектам. Проекты разрабатываются государственными или частными специализированными проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии на виды садово-парковых работ. Проектная документация согласовывается и утверждается в установленном в городах России порядке. Положением предусмотрено несколько последовательных этапов проектного и строительного процесса;

 


  • подготовка исходно-разрешительной документации и проектные проработки;

  • проектирование, согласование и экспертиза проекта, его утверждение, разрешение на строительство;

  • договор или государственный акт на земельный участок;

  • рабочее проектирование;

  • строительство;

  • ввод или приемка объекта в эксплуатацию.


В самом начале разрабатывается исходно-разрешительная документация для проектирования и строительства на территории, где уточняются порядок разработки и согласования, сроки разработки, формы документации.

Исходно-разрешительная документация для проектирования и строительства вновь создаваемых объектов содержит градостроительное заключение по инженерному обеспечению и заключение экологической экспертизы (по необходимости).

Проектная подготовка включает:

1. разработку, согласование и утверждение общего архитектурно-градостроительного решения, как правило, на крупный садово-парковый объект, комплекс;
2. разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации;
3. разработку рабочей документации.

Обязательной частью исходной документации на разработку проектов является задание на проектирование. Задание утверждается Заказчиком на садово-парковый объект до начала проектирования объекта. Задание определяет требования как Заказчика, так и условия проектирования по материалам исходно-разрешительной документации. Вместе с утверждённым заданием на проектирование

Заказчик выдаёт Проектировщику исходные материалы и документы:
1. разрешение на осуществление проектирования и строительства объекта;

2. ситуационный план в М 1:2 000;

3. топографический план с подземными коммуникациями в М 1:500;

4. инженерно-геологическое заключение по территории объекта;

5. историко-архитектурный план, материалы ландгиафтно-визу-алъного анализа;

6. документы по историко-культурным исследованиям;

7. обмерочные чертежи существующих на территории объекта сооружений и другие документы на основании СНиП П-1-95.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.