Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия культуры




Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Именно философия культуры стремится к определению сущности человеческой природы в ее истинном смысле, раскрытию природы человеческой мотивации культурной "деятельности. Философия культуры не только подводит обоснование культурной нормы как человечески общезначимой, но и формулирует идеал культуры будущего.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социологов интересуют образ жизни конкретных людей, характер и уровень их запросов и потребностей, общественное мнение и поведение. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним. Собранная социологами информация помогает строить прогнозы, прослеживать происходящие процессы и предсказывать динамику общественных предпочтений в области культуры, улавливать биение “культурного пульса” общества.

К социологии культуры относятся, в первую очередь, возрастная культурология — исследование состояния культурных представлений в разных возрастных группах. Сюда же можно отнести и проблемы гендерных исследований, т.е. того, как представлен пол в культуре, в культурных ролях, каковы культурного участия мужчин и женщин в жизни общества.

В ядре культурологии представлен теоретический аспект – теории и концепции культуры, типологии, методологические подходы и модели, гипотезы, культурные универсалии.

 

Раздел Предмет исследования Основные проблемы
теория культуры теоретическое осмысление культурных проблем, процессов и явлений · определение культуры; · взаимоотношение понятий “культура”, “цивилизация”; · основные принципы взаимодействия культур; · функции культуры в обществе.
история культуры происхождение и становление культуры на основании использования исторических материалов · происхождение культурных феноменов; · история отдельных стилей и направлений в культуре; · развитие культурных норм и традиций.
философия культуры отношения культуры и человека, человека и мира, человека и общества · способы реализации человеческого сознания в культурной деятельности; · содержание культурного опыта и его оценка; · формирование личности в культуре.
социология культуры культурная практика в разных социальных слоях и группах · возрастная культурология · гендерная культурология

Лекция. 3. Культура как объект исследования в культурологии.

1. Определение понятия «культура».

Культура — это, прежде всего, фундаментальное понятие, лежащее в основании не только культурологии как науки, но и в основе понимания феномена человека, его бытия, сущности его природы. Понятие культуры — это универсалия, ибо независимо от конкретных, пространственно-временных различий разных культур, различия культурных проявлений и способов выражения их форм, смысл культуры как человеческого феномена остается неизменным и тождественным себе.

Многообразие феномена — многообразие дефиниций, в которых отражено различие позиций и теоретико-мировоззренческих ориентации исследователей, разные способы подхода к феномену культуры, разные способы самого его понимания. Это, наконец, разный уровень общности, на котором понимается и рассматривается культура. Можно понимать культуру как непрерывное усилие человека как рода по противостоянию хаосу и распаду, которым подчиняется физическое бытие мира. А можно определить культуру как уровень развития общества в данную историческую эпоху, обусловленный степенью овладения силами природы, достигнутым состоянием знания... Можно также говорить и о культуре политической, эстетической, правовой, профессиональной, о культуре слова, культуре чувств и т.д.

Рост определений культуры:

1952 г. – 164 определения

1970 г. – 300 определения

1990 г. – 500 определения

К настоящему времени – четырехзначное число.

Слово культура в Древнем Риме обозначало возделывание земли. Культура от слова культ – духовная. Древние греки использовали термин “пайдея” – образованность, изысканность, как свойства человека. В средние века под культурой понимали связанное с религией.

В Эпоху Просвещения культуру противопоставляли природе (натуре) как животному проявлению человека. С конца 18 века культура связывается с духовной жизнью человека. Впервые об этом объявил Гербер. Культура – сущностная характеристика человека, отличающая его от животных.

Определение культуры включает в себя несколько составляющих:

1. Вся деятельность человека, в результате которой создается культурное богатство человечества (продукты этой деятельности) с помощью орудий труда и посредством определенной технологии.

2. Продукты деятельности человека: производство, промышленность, наук, искусство, техника.…Не только материальное, но и духовное (формы поведения и социальной организации).

3. Формы выражения деятельности: принятый способ мышления, система символов.

Приобщение к культуре происходит посредством воспитания и образования. Подводя итог всему вышесказанному, во-первых, можно сделать вывод, что культуре даются как дескриптивные (описательные), так и нормативные, как структурные, так и оценочные, определения. И, во-вторых, можно дать следующее наиболее общее определение культуры, которое в определенной степени объединяет указанные смыслы.

Общее определение:

Культура- это способность и умение человека на сугубо человеческих началах (выходящих за пределы биологического приспособления) построить, организовать и реализовать отношения с миром (включая природу, общество и самого себя).

Культура представляет собой коллективную утилизацию природных и человеческих ресурсов для достижения желаемого результата.

Культура включает в себя четыре основные части: науку, искусство, религию и философию.

2. Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий её внутреннее строение и функции, типичные формы культуры.

В структуре культуры выделяются обыденный и специализированный тип.

Обыденный – повседневная культура.

Специализированный – профессиональная культура.

Сферы существования культур (формы): хозяйство, наука, техника, право, политика, искусство, мораль, религия.

Элитарная и массовая культуры.

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Массовая культура — ориентирует свои материальные и духовные ценности на “усредненного потребителя”, не имеет высокого качества, для её восприятия не нужно образование. Массовая культура связана с индустриальным обществом, научно-техническим прогрессом, утвердилась в начале 20 века в сфере развлечений.

Контркультура и субкультура.

Контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Контркультура открыто противопоставляет себя господствующей культуре и притязает на лидирующее положение. Возникнув как локальное образование, контркультура выходит за пределы собственной среды и пытается установить свои ценности для более широких социальных общностей. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры.

Термин «контркультура» употребляется, когда речь идет о замене одного типа культуры другим. Так, раннее христианство может считаться контркультурой по отношению к господствовавшей на тот момент эллинистической культуре… Таким же противостоянием культуры и контркультуры может считаться период Ренессанса, когда рационалистический гуманизм, возникнув как контркультура по отношению к доминировавшему христианству, со временем занял ведущее положение во всех сферах культурной деятельности.

Термин “контркультура” впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создает свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в “молодежной революции” 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.

Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять культуру социальных общностей или субкультуру.

Субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодежные субкультуры – репперы, эмо, готы, панки, скинхеды и другие.

Различия субкультуры с доминирующей культурой могут быть очень заметными, но все же субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она все равно включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые характерные только для нее ценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.