Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахстан накануне индустриализации

Хронологическая карта занятия

Лекция № 42

Тема: Казахстан в период индустриализации страны.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

План урока:

1. Казахстан накануне индустриализации.

2. Политика «Малого Октября» Голощекина Ф.И.

3. Особенности индустриализации в Казахстане.

4.Роль рабочего класса в осуществлении индустриализации.

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися развитие общественно – политической, социально – экономической жизни Казахстана в период индустриализации страны.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения темы учащиеся должны:

- иметь представление о периодах индустриализации Казахстана.

- знать об задачах индустриализации, признаках роста экономики, трудностях и недостатках индустриализации, крупных стройках, промышленных гигантах индустриализации, идеи политики «Малого Октября».

- уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять политические и социальные противоречия.

№ п/п Этапы занятия Планирование Время (мин)
1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. 1 мин.
2. Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. З мин.
З. Объяснение нового материала. Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). 70 мин.
4. Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). 7мин.
5. Обобщение, систематизация, выводы Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. 4мин.
6. Объяснение домашнего задания. Рекомендации по выполнению домашнего задания. 2 мин.
7. Заключительная часть. Приведение в порядок рабочее место 1 мин.

Процесс индустриализации в более широком смысле, как «подведение базы современной

техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с 1 пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932).

Восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся тем, что природные ресурсы края еще не были изучены.

Промышленность была представлена несколькими нефтепромыслами в Урало-Эмбенском районе, небольшими угольными разработками в Центральном Казахстане и маломощными предприятиями цветной металлургии на Алтае.

Слабо были развиты средства связи и транспорт. На 1000 км территории приходилось лишь около 1 км железных дорог.

Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было.

В экономике Казахстана по-прежнему преобладало сельское хозяйство, на него приходилось 84,4% всей валовой продукции. 90% населения проживало в сельской местности.

Задачи индустриализации:

Преодолеть технико-экономическую отсталость края.

Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции.

Трудности индустриализации края были вызваны:

• экономической и культурной отсталостью;

• бывшим колониальным статусом;

• усугублялись свертыванием нэпа;

• возрождением методов периода «военного коммунизма»;

• заменой власти народа властью личной диктатуры;

• насаждением командно-бюрократического метода руководства.

 

2. Политика «Малого Октября» Голощекина Ф.И.

1925 г. XV съезд ЦК ВКП(б) объявил курс на индустриализацию страны.

Голощекин Ф.И. - первый секретарь Крайкома партии в 1925-1933 гг., проводник жестокого курса Сталина, идеи регионального вождизма. В Казахстане он проповедовал идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию».

Курс Голощекина встретил серьезное сопротивление, тогда он решил обратиться с письмом к И. В. Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. И. В. Сталин дал краткий, но весьма определенный ответ, который гласил: «Тов. Голощекин! Я думаю, что политика, намеченная в настоящей записке, является в основном единственно

правильной политикой».

Идеи политики «Малого Октября»:

• Развитие промышленности на мелком и среднем уровне;

• Превращение края в сырьевую базу СССР. Этот курс он выдвигал в 1927 году и утвердил в 1930 году на VI Краевой партийной конференций. Кандидат в члены Политбюро А. А. Андреев на конференции выступил с поддержкой курса Ф. Голощекина.

Оппозиция Голощекину.

С. Садуакасов, один из лидеров оппозиции курсу «Малый Октябрь», отстаивал идею:

• Приближения промышленности к источникам сырья.

• Развитие тяжелой промышленности края

В ходе дискуссии о путях индустриализации в Казахстане выявились полярные точки зрения:

• одни полагали, что переход от «верблюда к социализму» невозможен и насаждение фабрик и заводов в степи является «сверхъестественным», подорвет «национальную самобытность»

другие считали, что «казахизация удорожает производство», с казахами «промфинплан не

выполнишь» и т.д.

Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости

пересмотра колониальной структуры экономики края, прежде всего, в промышленности в

ходе осуществления индустриализации (С.Садуакасов, Ж.Мынбаев и др.), квалифицировались Голощекиным, И.Курамысовым иих сподвижниками как проявление местного национализма, а призывы некоторых экономистов из планирующих органов о темпах индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов - как проявление великодержавного шовинизма.

Субъективизм в теории и командно-волевые методы на практике исключали возможность

изучения альтернативы движения республики к социализму.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов. Комплексные экспедиции, организованные Академией наук:

• Экспедиция академика Н. С. Курнакова - изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана, которая в результате своих исследований доказала, что Казахстан является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза».

• Экспедиция академика И.М.Губкина - изучала Урало-Эмбенский нефтяной район, пришли к выводу, что это месторождение - одна из богатейших нефтяных областей страны.

• Экспедиция инженер-геолога К. И. Сатпаева - произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона.

Крупные стройка индустриализации -Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль.

• 1927 г. - начало строительства Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали:

южное направление со станции - Луговое и северное - со станции Семипалатинск

• 28 апреля 1930 года - завершение строительства магистрали, северный и южные участки сомкнулись на ст. Айнабулак.

• С января 1931 г. - Турксиб введен в постоянную эксплуатацию.

Руководители Турксиба:

• Шатов B.C. - начальник строительства:

• Нурмаков Н. - председатель комиссии по содействию Турксибу Совнаркома республики Н. Нурмаков;

• Рыскулов Т. - председатель специального комитета содействия постройке Турксиба при

правительстве РСФСР.

Ход стройки:

• На строительстве Турксиба трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10.000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.

• Семиреченская дорога, один из участии Турксиба длиной в 266,5 км, была построена за семь месяцев, т.е. в сутки укладывали примерно 1500 м путей.

• Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану

Государственное и социально-экономическое значение Турксиба:

1.Турксиб - одна из ударных народных первой пятилетки;

2.Соединила Среднюю Азию с районами Сибири;

3.Повлияла на подъем экономики и культура восточных районов страны;

4. Стала школой воспитания и мужания рабочего класса Советского Казахстана.

5.Проявление трудового героизма людей, числе рядовых строителей были Д. Омаров, прошедший впоследствии путь до начала Турксиба, Т. Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальнике треста «Казахтрансстрой».

Промышленные гиганты, построенные в годы индустриализации:

• шахты Караганды;

• нефтепромыслы Эмбы;

• Чимкентский свинцовый завод;

• Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты;

• полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае;

• Актюбинский комбинат;

• Тепло и гидроэлектростанции;

• предприятия промышленности строительных материалов.

Экономические связи между промышленными районами:

• В предвоенные годы сырьевой регион Центральный Казахстан снабжал рудой, миллионом, углем промышленные предприятия Южного Урала.

• Рудный Алтай стыковался с индустриальным комплексом Сибири.

• Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан за ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов.

• Нефтяная Эмба, по существу являлась частью новой нефтяной базы — «второй Баку» создаваемой между Волгой и Уралом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переход к социализму, минуя капитализм | Особенности индустриализации в Казахстане
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.