КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоги на природные ресурсы
В основе системы платежей за использование природных ресурсов лежат отношения собственности и властно-хозяйственные отношения по поводу использования природных ресурсов. Налогообложение использования природных ресурсов, находящихся в частной собственности, как правило, производится в рамках общеустановленной системы налогообложения доходов от предпринимательской деятельности и имущества с учетом специфики объектов налогообложения. Но в большинстве случаев природные ресурсы (недра, водные ресурсы, леса, значительная часть земель) находятся в государственной собственности, и природопользователю предоставляется лишь право на их использование, обычно в форме аренды. Тогда в пользу государства-собственника дополнительно изымается часть доходов от использования природных ресурсов. Специфика налогообложения природных ресурсов определяется необходимостью их рационального с точки зрения всего общества использования и особенностями формирования доходов природопользователей, которые, как правило, включают значительную рентную составляющую. Понятие ренты является основополагающим для экономики природных ресурсов и определения принципов их налогообложения. Не вдаваясь в детальное рассмотрение теории ренты и различных ее видов, что является предметом экономики природных ресурсов, отметим лишь следующее. Дифференциальная рента представляет собой дополнительный доход от использования природных ресурсов, обусловленный природными свойствами эксплуатируемого объекта природопользования. Ее возникновение связано с тем, что единые рыночные цены на природные ресурсы формируются исходя из спроса на них и общего объема их предложения без учета обусловленных природными свойствами различий в предельных издержках. Они ориентированы на предельные издержки на объектах с относительно худшими природными условиями. В результате природопользователи, эксплуатирующие объекты с относительно лучшими природными условиями и имеющие меньшие предельные издержки, которые не могут быть воспроизведены конкурентами вследствие ограниченности доступа к таким объектам, получают дополнительный доход. На него и ориентируется система налогообложения природных ресурсов. При использовании природных ресурсов, находящихся в собственности государства, часть дифференциальной ренты подлежит изъятию в пользу государства-собственника. При налогообложении природных ресурсов, находящихся в частной собственности, дифференциальная рента должна учитываться при установлении ставок соответствующих имущественных налогов (например, налога на землю).
Вторым существенным моментом, который должен учитываться при налогообложении природных ресурсов, является естественное разделение всех природных ресурсов на воспроизводимые (возобновляемые) и невоспроизводимые (истощаемые). К воспроизводимым природным ресурсам относятся почвы, леса, воды, воздух, объекты животного мира, которые воспроизводятся за счет их естественного прироста. Однако, если интенсивность их использования превосходит естественные темпы прироста, данные ресурсы становятся невоспроизводимыми и истощаются. К невоспроизводимым природным ресурсам относится в первую очередь минеральное сырье. Налогообложение воспроизводимых природных ресурсов должно быть направлено в первую очередь на обеспечение условий их воспроизводства, а невоспроизводимых — на компенсацию их истощения. Все платежи за использование природных ресурсов по своему экономическому содержанию разделяются на две группы (рисунок 12).
Рисунок 12 – Виды платежей за пользование природных ресурсов Платежи за действия или услуги со стороны государства относятся к разряду сборов и предназначены для покрытия административных расходов на функционирование структур, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью природоэксплуатирующих предприятий. Они уплачиваются при предоставлении соответствующих услуг и аккумулируются в специальных фондах, предназначенных для повышения качества данных услуг. Изъятие в пользу государства части дифференциальной ренты обычно производится либо помимо общеустановленной системы налогообложения природопользователей путем установления специальных дополнительных платежей, либо в рамках общеустановленной системы путем определения для них особых ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов. И то и другое может применяться одновременно. К специальным видам платежей относятся рентные платежи, роялти и бонусы. Рентные платежи устанавливаются в фиксированных суммах исходя из оценки дифференциальной ренты по каждому конкретному объекту природопользования. Роялти представляют собой долю выпуска или процент от стоимости произведенного сырья, отчисляемые в пользу государства — собственника природных ресурсов. Бонусы — это платежи, уплачиваемые при получении прав на использование природного объекта исходя из оценки ренты за весь период его полезной эксплуатации. Часть рентных доходов может изыматься и в рамках обычной системы налогообложения путем прямого или косвенного налогообложения природных ресурсов. К прямому налогообложению относится налог на доходы от использования природных ресурсов, к косвенному — акцизы на природные ресурсы и вывозные таможенные пошлины на экспортируемые природные ресурсы. Ни один из возможных способов изъятия рентного дохода сам по себе не является идеальным. Преимущества и недостатки каждого из них сведены в таблице 9. Отдельные из представленных способов по своей функциональной направленности взаимозаменяемы, но некоторые из них взаимно дополняют друг друга. Выбор того или иного способа зависит от вида природных ресурсов. По-видимому, наилучшим решением является использование комбинации из нескольких взаимодополняющих способов, позволяющей не только изъять определенную часть рентного дохода, но и достичь других целей.
В отношении воспроизводимых природных ресурсов (например, земельных, лесных или водных), находящихся в собственности государства и используемых на правах аренды, обычно используются рентные платежи в виде арендной платы и налогообложение доходов природопользователя при обязательном соблюдении условий воспроизводства. Основная задача состоит не только, а может быть, и не столько в обеспечении доходов государства, сколько в создании стимулов для активных эксплуатационных действий и предотвращении спекулятивного и нерационального использования. В отношении истощаемых природных ресурсов, например, добычи минерального сырья, возможно одновременное использование относительно небольшого бонуса для отсечения несостоятельных инвесторов на стадии проведения конкурса на право использования природного объекта; роялти для изъятия основной части рентного дохода, акцизов для ограничения потребления данного природного ресурса и стимулирования развития ресурсосберегающих технологий, а также вывозных таможенных пошлин для поддержания стабильности внутреннего рынка. При налогообложении природных ресурсов не менее важным, чем определение размеров дифференциальной ренты и способов ее изъятия, является вопрос использования аккумулируемых за счет этого доходов. Потребление истощаемых ресурсов (или воспроизводимых ресурсов сверх их естественного прироста) в настоящее время лишает возможности их использования будущие поколения. Мы как бы берем в долг у будущих поколений, и долг должен быть возвращен с процентами. В этом заключается концепция устойчивого экономического развития, которая может быть сформулирована как принцип сохранения основного капитала, включающего три составляющие:
- капитал, созданный человеком (оборудование, инфраструктура и т.п.); - человеческий капитал (уровень образования и навыки населения); - природный капитал (природно-ресурсный потенциал). Таблица 9 – Преимущества и недостатки различных способов изъятия рентных доходов природопользователей
Сумма этих трех составляющих должна, по крайней мере, не уменьшаться. По отношению к воспроизводимым природным ресурсам это означает обязательное соблюдение условий их воспроизводства, а по отношению к невоспроизводимым природным ресурсам — что уменьшение природного капитала за счет их истощения должно компенсироваться соответствующим увеличением других составляющих основного капитала. Изымаемые государством путем налогообложения использования невоспроизводимых природных ресурсов рентные доходы должны расходоваться исключительно на цели социально-экономического развития. Природный капитал не должен «проедаться». Формы целевого расходования могут быть различными. Значительный интерес представляет опыт США, где в нескольких штатах действуют Траст-фонды возмещения исчерпания полезных ископаемых, средства из которых или проценты на них могут расходоваться исключительно на определенные при учреждении фондов цели и только после достижения фондами определенных размеров. В федеративных государствах, в том числе и в России, отдельной проблемой является распределение доходов от налогообложения природных ресурсов между федерацией и ее субъектами.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |