Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности гуманизма




1. Христианский гуманизм – это мировоззрение терпимости, прощения, заботы о всяком человеке, праведнике и неправеднике.

2. Возрожденческий гуманизм – это мировоззрение свободного, творческого и активного человека, это стремление к самовыражению чувств, счастью и наслаждению.

3. Новоевропейский гуманизм – это мировоззрение активно-познающего и активно-покоряющего природу человека, гражданина, активно-преобразующего государственное управление на принципах права.

4. Марксистский (пролетарский) гуманизм – это мировоззрение трудящихся, стремящихся изменить устройство общества и власть в интересах трудящихся.

5. Неоязыческий гуманизм – мировоззрение «сверхчеловека», преодолевающего себя и стремящегося переделать мир (учение Ф. Ницше).

 

Наряду с платонизмом становится популярным эпикуреизм (учение Эпикура), представителем которого являлся Лоренцо Валла (по другим источникам Валло). Валла противопоставлял схоластике филологию, как науку о слове, выразителе исторического и духовного богатства культуры. Он выступал с разоблачением преступлений папства, от суда инквизиции его спасло заступничество неаполитанского короля. Валла подчеркивал, что церковь не должна вмешиваться в светскую жизнь человека, которая наполнена чувствами к окружающему. Если Бог сотворил мир, то любовь человека ко всему естественному означает любовь к Богу. Валла создает этическую концепцию наслаждения как высшего блага, при этом он уравнивает чувственные и интеллектуальные наслаждения.

Этическое учение сформулировал также Леон Батиста Альберти. Задачу воспитания добродетелей он возлагал на семью, которую считал основой благополучия общества. Оправдывая стремление к обогащению, он настаивал на умеренности и воспитании таких добродетелей, как щедрость, великодушие. Опираясь не только на философию Платона, но и Аристотеля, стоиков, он признавал высшим законом бытия гармонию, которая проявляется в необходимости, закономерностях. Человек также должен стремиться к гармонии, к синтезу разума и добродетелей, активной и творческой жизни.

В эпоху Возрождения возрастает интерес к природе и философии природы. Натурфилософия представлена в сочинениях Б. Телезио, Леонардо да Винчи, Д. Бруно, Парацельса. Основными принципами натурфилософии были: тождество микрокосмоса (человека) и макрокосмоса, целостность природы, диалектика (признание противоположностей в качестве источника изменчивости). Выдающими представителями науки были Н. Коперник (основоположник геоцентрической картины мира), И. Кеплер, Г. Галилей и другие.

Натурфилософия Возрождения, философия природы: Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Бернардино Телезио, Парацельс (Теофраст фон Гогенгейм);

 

Пантеизм – это учение, отождествляющее природу и бога. Оно представлено в учении Н. Кузанского и Д. Бруно. Возрождая учение Платона кардинал католической церкви и великий немецкий математик Н. Кузанский трактовал Единое как абсолютный максимум, который тождествен абсолютному минимуму. Бог сворачивает природу в минимум – семя, а природа разворачивает семя в максимум, видимый мир. У мира нет пределов и центра, весь космос – это Бог, мир – бесконечный, в нем растворена платоновская мировая душа, которая проявляет себя и в музыке, и в числе, и в душе человека, и в искусстве. Диалектика Кузанского выразилась в учении о совпадении противоположностей.

Кузанский Николай, 1401–1464 гг., основные сочинения: «Об ученом незнании», «Об искании бога», «Апология ученого незнания», «О видении Бога», «О вершине созерцания»;

Бруно Джордано, 1548–1600 гг., основные сочинения: «О героическом энтузиазме», «О природе и начале единого»;

 

Великий исследователь природы и противник схоластики Д. Бруно также являлся представителем пантеизма в зарождающейся новоевропейской науке. За свои взгляды он был сожжен на костре. Он утверждал, что мир бесконечен в своих проявлениях, жизнь существует не только на нашей планете, множество миров создано из одних и тех же элементов природы, т.е. физически однородно. Мир наполнен особой энергией – одухотворяющей душой, которая движет всё вокруг (в этом проявился гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности природы). Природа – это бог в вещах. Все вещи состоят из монад, духовных и телесных начал. Человек – это микрокосм и если он желает понять тайны природы, он должен изучать максимумы и минимумы противоположностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.