КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта
1- лидер дает свободу коллективу принимать решения, а сам только утверждает их 2- лидер делегирует группам право принимать решения по определенным вопросам 3- выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам принимает решения 4- предлагает решения сам и считает возможным их изменение с учетом мнения и инициативы коллектива 5- выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимает решения сам 6- принимает решения сам и убеждает последователей в правильности своих решений 7- сам принимает решения и доводит их до подчиненных В соответствии с этой моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от своих взглядов об источниках власти, отношений с последователями и ситуации. Демократ считает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, что люди склонны к самоуправлению при условии правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его положением в группе (организации) сверху, что люди внутренне ленивы, эгоистичны и на них опасно полагаться. Между этими крайностями существует еще пять промежуточных стилей поведения. Выбор одного из них обуславливается изменением ситуации и изменением отношений с последователями.
Ситуационная модель Фидлера
Измерение показателя НПР (наименее предпочитаемого работника) проводилось по показателям:
Недружествен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружествен Неприятный 1 2 3 4 5 6 7 8 Приятный Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный
Фидлер полагает, что лидер – респондент, набравший более высокие баллы, т.е. описавший своего НПР очень позитивно ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР), а набравшие более низкие баллы – имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР). Фидлер считает, что лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется во времени, т.к. в стиле отражена внутренняя мотивация: на отношения с людьми или на работу. Анализ показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной благоприятности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР. В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия наименее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.
Модель Херсея и Бланшарда
Зрелость последователей:
· З1 – способны работать в незначительной степени, желают работать редко; · З2 – способны работать в некоторой степени, иногда желают работать; · З3 – способны работать в достаточной степени, работать желают часто; · З4 – способны работать в значительной степени, обычно желают работать.
Стили руководства: · S1– Указывающий (даю задания и проверяю исполнение) · S2 – Убеждающий (объясняю и убеждаю) · S3 – Участвующий (помогаю в работе, выступаю как партнер) · S4 – Делегирующий (делегирую ответственность, переключаюсь с задачи и человека на развитие организации) · Граница областей S2 и S3: необходима интенсивная работа с человеком.
Модель “путь-цель” Теренса, Митчелла и Хауса
Эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к их желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в связи величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оптимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:
· Директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению) · Поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе) · Ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели) · Участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении)
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
· Качества подчиненных (вера в предопределенность результатов – в связь между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности) · Организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы)
Например, когда задачи или цели неясны руководителю выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентированный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением целесообразен директивный стиль. Высокоструктуированное задание не требует от лидера быть крайне директивным.
Ситуационная модель Стинсона-Джонсона
В этой модели выбор лидерского стиля обуславливается другими ситуационными факторами:
· Качества подчиненных (их потребность в достижении результатов, их знания и опыт) · Структуированность работы (высокая и низкая)
Согласно этой модели высокий интерес к работе и низкий к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
· Работа высоко структуированна, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, у них большие знания и опыт для выполнения работы · Работа неструктуирована, последователи не испытывают потребности в достижении результатов и независимости, у них низкие знания и опыт · Низкий интерес к работе и высокий к отношениям целесообразен в следующих двух ситуациях: · Работа высоко структуирована, но последователи не испытывают потребности в достижении и независимости при наличие у них достаточных знаний и опыта · Работа не структуирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличие у них больших знаний и опыта
Ситуационная модель принятия решений Врума- Йеттона-Яго
В этой модели рассматривается только один аспект лидерского поведения – привлечение подчиненных к принятию решений. Исследователи разработали специальное “дерево вопросов”, с помощью которого можно выбрать тот или иной стиль поведения руководителя. Оценка эффективности решения в данной модели определяется на основе уравнения: Рэфф = Ркач + Робяз - Рвремя, где
Ркач – качество решения (высокое, низкое по баллам); Робяз - уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рвремя – степень срочности решения (высокая, низкая по баллам).
Полная оценка решения определяется:
Э = Рэфф – ОСПВ + ОВГР, где
ОСПР – оценка стоимости потерянного времени на принятие решения; ОВГР – оценка выигрыша от группового решения по сравнению с единоличным.
А1 – руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию; А2 – руководитель получает необходимую инфомацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его принятие осуществляет руководитель; К1 – руководитель делится соображениями с каждым из подчиненных, получая от них идеи и предложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад; К2 – тоже, что и К1, только в группе; Г – руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе пытаются найти консенсус относительно решения. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять на группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.
Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить традиционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы. К ним относятся
· концепция атрибутивного лидерства · концепция харизматического лидерства · концепция преобразующего лидерства
Концепция атрибутивного лидерства
Суть концепции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например, лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения “лидер-подчиненные” влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае – обеднение отношений и, как следствие, конфликты. Адекватность отношений и ситуации может достигаться: · если подчиненный извлекает уроки из поведения руководителя · если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных
Концепция харизматического лидерства
Харизматическое влияние – это влияние основанное не на логике в действиях, а на личных качествах лидера: его внешней и внутренней привлекательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т.д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей. Харизма – это источник лидерской власти над подчиненными. Это власть примера. У харизмы есть позитивная-этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны.
Концепция преобразующего (реформаторского) лидерства
Суть: способности лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм – основа преобразующего лидерства. Лидер – преобразователь вдохновляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу “люблю/ненавижу”, а по принципу “уважаю/рассчитываю”. Последователи при этом вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной – измениться группой через развитие. Отличительные особенности лидера – преобразователя: · он привлекает подчиненных к управлению и сам активно участвует в деятельности группы · он постоянно балансирует между соглашательством с группой и подхалимством со стороны подчиненных
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |