Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религии Китая

Равноценность сил добра и зла, они уравновешивают друг друга. В Китае, где получила распространение идея двух начал, двух космических сил: ян - светлого, животворного, положительного (мужского) начала и инь - темного, мертвого, отрицательного (женского) начала, - обе эти силы даже графически изображаются, как две неотделимые половины, находящиеся в соприкосновении и взаимопроникновении. "Все вещи произошли от взаимосвязи инь и ян. Взаимодействие инь-ян порождает и доброе, и злое в природе и в жизни. Не стоит рассуждать о том, что лучше, что хуже - свет или тьма, покой или движение, - и то и другое необходимо, одно без другого немыслимо, одно переходит в другое, поэтому может быть и плохим и хорошим - в зависимости от времени и ситуации". Только вместе обе космические силы и образуют дао - всеобщий закон Вселенной.

В древнем Китае, например, проблема зла поставила человека перед необходимостью ответа на вопросы, пытаясь разрешить которые, он входил в явный конфликт с основами своего собственного мировоззрения: "Небо всемогуще, и человек от него полностью зависим ("Небо, рождая на свет человеческий род, тело и правило жизни всем людям дает"). Но в таком случае источник зла - небо. Но бог не может быть причиной зла. Значит, зло от человека и "зависят распри только от людей". Но если это так, тогда "нельзя уповать лишь на волю творца". Однако идя по этому пути древнекитайское мировоззренческо-нравственное сознание доходит до тезиса, что "все зависит от людей", хотя при этом и восхваляется значимость Неба. Так или иначе, но уже в древнекитайских книгах "Ши-цзин" ("Книга песен") и "Шу-цзин" ("Книга истории"), входящих в состав "Пятикнижия", зарождается теодицея (оправдание бога), согласно которой не бог - источник зла. Но в таком случае он не всемогущ - вечная проблема религиозного мировоззрения, проблема сочетания в боге благости и могущества при невозможности отрицания наличия в мире зла". Примечательно, что конфуцианство – исключительная религия, которая говорит лишь о небесном жилище праведников, и совершенно не говорит об аде.

Для политеизма в целом проблема теодицеи не имела смысла, т.к. не все боги представлялись существами, благими по природе: они были причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире.

«Вот уже полтысячелетия европейское христианское человечество ведет процесс с Богом. Внутри христианского мира скептицизм, агностицизм, неверие, атеизм суть симптомы внутреннего судебного процесса с Богом. Процесс этот есть мучение над проблемой теодицеи».

Что есть зло?

Зло может быть рассматриваемо в двух неравнозначных понятиях. Первый можно обозначить как зло относительное, или лучше зло, связанное с «относительными ценностями» (Н.О. Лосский) т.е. такими ценностями, которые по отношению к одним являются злом, по отношению к другим - добром. Например, победа на войне есть благо для победителя и зло для побежденного, и т.п. В этом смысле статус того или иного явления целиком зависит от той точки отсчета, на которой мы останавливаемся.

Второе же понятие зла связано с «абсолютными ценностями» - т.е. такими, какие едины, неделимы и неистребимы. К ним относятся истина, красота, совершенство и т.д.

Проблема зла не может быть решена ни в одной из религиозных или философских систем, которые не признают следующих основополагающих истин христианства: Бог есть Любовь, и Бог есть Троица. «Нельзя Бога мыслить подобным камню. Бог не страдающий был бы несовершенными ущербным Богом. Он бы себе оставил блаженство, а творению страдание. Любовь предполагает жертву и страдание. Но Божественная Троичность есть бесконечная Любовь. Лишь в любви приоткрывается внутренняя, сокровенная, эзотерическая жизнь Божества».

«Религия любви и свободы есть религия трагическая. Любовь есть жертва, свобода есть страдание. Но жертва и страдание перестают быть рабьими, унизительными и бессмысленными. Трагедия переносится на самую божественную жизнь, на самою первичную мистерию жизни».

Свт. Василий Великий: «Зло есть лишение добра. Сотворен глаз; а слепота произошла от потери глаз. Поэтому, ели бы глаз по природе своей не подлежал порче, не имела бы места слепота. Так и зло не само по себе осуществляется, но следует за повреждениями души».

Н. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы, и переход в сферу призрачного бытия… Соблазн зла есть соблазн призрачного бытия, призрачного пути к полноте, свободе и блаженству. Древний змий соблазнял людей тем, что они будут как боги, если пойдут за ним; он соблазнял людей высокой целью, имевшей обличие добра, – знанием и свободой, богатством и счастьем».

Существует ли абсолютное зло – т.е. такое зло, для которого борьба с Богом является целью самой по себе, причинение страданий не ради какой-то выгоды, но ради страданий самих по себе? Н.О. Лосский утверждает, что такого абсолютного зла – или сверхсатанизма – не существует и не может существовать. Для сатаны борьба с Богом является лишь средством для утверждения собственного богоравенства, для удовлетворения собственной гордыни; т.е. борьба с Богом – не самоцель, но лишь производное явление желания самому быть Богом. «Непосредственная ненависть к Богу и сотворенному Им бытию, как таковому, была бы также непосредственною ненавистью и к своему собственному бытию; но непосредственное отрицание самого себя – невозможно». Абсолютное Благо существует – это Бог и Его Царство. Абсолютное зло существовать не может – т.к. его верховной целью может быть только небытие – в том числе и себя самого.

«Если дуализм верен, сила зла любит зло как таковое. Но мы не знаем никого, кто любил бы зло просто за то, что оно зло. На практике мы ближе всего подходим к силе зла в чистом виде, когда сталкиваемся с жестокостью. Люди проявляют жестокость по двум причинам: либо оттого, что они садисты, то есть в силу своей извращенности получают чувственное удовольствие от жестокости, либо потому, что ценой проявленной жестокости они надеются получить желаемое — деньги, власть, безопасность. Но деньги, удовольствия, власть, безопасность — сами по себе вещи хорошие. Зло начинается тогда, когда люди стараются приобрести их, прибегая к неправильным методам, к нечестному пути, либо — в чрезмерном количестве. Люди, поступающие так, крайне испорчены. Но не об этом речь. Я хочу сказать, что зло, если вы пристальнее всмотритесь в него, почти всегда окажется дурным путем к добрым целям. Вы можете быть хорошим ради самого добра; но не можете быть злым ради самого зла. Вы способны совершить хороший поступок и тогда, когда не испытываете прилива доброты, когда этот поступок не доставляет вам удовольствия, просто по той причине, что делать добро — правильно. Но никто еще не совершал жестокого поступка только потому, что жестокость — это что-то неправильное. Люди бывают жестоки лишь тогда, когда это приносит им удовольствие или пользу. Иными словами, зло не может преуспевать от того, что оно зло, тогда как добро может преуспевать лишь в силу того, что оно добро. Добро, так сказать, вещь в себе, оно существует само по себе, тогда как зло представляет из себя испорченное добро. Прежде чем стать плохим, надо быть хорошим».

Откуда в мире берется зло, что (или кто) является источником зла?

«Проблема теодицеи, — писал Бердяев, — разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божием мире».

Бог творит человека и потенцию личности, но не действительную личность. Иначе «если бы Бог творил не только основу личности, но и самую жизнь личности, т.е. проявления ее во времени, то это значило бы, что жизнь мира есть жизнь Самого Бога и, строго говоря, то, что мы называем миром, есть в действительности одна из сторон существования Бога».

«Всякий деятель есть не только творец, но и носитель своих проявлений, как своей жизни; он так интимно связан с ними, что они существуют для него, как его переживания».

«Во всякой личности надо различать основное ядро ее, именно «я» данной личности, и действия этого «я». Каждое человеческое «я» творит свои переживания, как процессы, возникающие и исчезающие во времени, а само творящее их «я» остается одним и тем же «я», стоящим выше течения времени. Сейчас я слушаю музыку, через минуту радуюсь приезду друга, но, услышав от него о тяжелой болезни его жены, испытываю печаль. Слушание музыки, радование, печалование суть крайне различные переживания; они постоянно сменяются, но переживающее их «я» во всех случаях есть одно и то же «я». Это «я» есть творческий источник и вместе с тем носитель своих проявлений и действий. Свои проявления и действия «я» осуществляет с временною формою. Следовательно, «я» не только невременно, но и сверхвременно, потому что временная форма в известном смысле зависит от него: «я» придает эту форму своим действиям и проявлениям. Само собою разумеется, человеческое «я» не только сверхвременно, не и сверхпространственно».

«Первозданные свойства тварей нисколько не предопределяют содержания деятельностей их: ни одно существо не сотворено Богом добрым или злым, нежным или суровым, храбрым или трусливым и т.п. … Выработать себе характер, т.е. тип своей жизни, есть задача свободного творчества каждого существа».

«Первозданные свойства тварей нисколько не предопределяют содержания деятельностей их: ни одно существо не сотворено Богом добрым или злым, нежным или суровым, храбрым или трусливым и т. п. …Нрав, выработанный человеком в процессе его жизни и выражающийся в качествах доброты или злобы, храбрости или трусости, правдивости или лживости и т. п., называется эмпирическим характером. Первичный акт творения мира Богом, предшествующий шести дням развития мира и выраженный в Библии словами «в начале сотворил Бог небо и землю», состоит в том, что Бог создал субстанциальных деятелей, наделив их формальными свойствами сверхвременности, сверхпространственности и т. п., необходимыми для осмысленной жизнедеятельности, но не придал им никакого эмпирического характера. Выработать себе характер, т. е. тип своей жизни, есть задача свободного творчества каждого существа. Под словом «эмпирический» характер я разумею здесь всякий определенный тип деятельности существа, напр., все те качества, на основании которых естествознание различает царства растений, животных, минералов и устанавливает виды, роды, семейства и т. д. Сказать, что Бог сотворил субстанциальных деятелей, не придав им никакого эмпирического характера, это значит утверждать, что Бог не творил кислорода, азота, воды и т. п.; Он не творил бактерий чумы или холеры, не творил клопов, вшей, тигров, орлов, берез, дубов и т. п.; Он не творил солнца, планет и т. п. Все эти виды жизни выработаны самими субстанциальными деятелями постепенно в процессе развития мира, в процессе свободной творческой эволюции его, конечно, при благодатном содействии Господа Бога, поскольку тварь стремится к добру».

«Первозданные свойства тварного существа, дающие ему возможность достигнуть абсолютного совершенства, аналогичны свойствам Бога как личности; поэтому можно сказать, что они суть образ Божий в твари. …Бог создал тварные существа по образу Своему с тою целью, чтобы они своим свободным творчеством при Его благодатном содействии осуществили в себе подобие Ему».

Но история свидетельствует, что не все сотворенные существа в действительности избрали путь уподобления Богу. Здесь становится главным самоопределения существа: все живое стремится к бытию, даже более того – к полноте и совершенству бытия; но в одном случае это реализуется для себя и через себя; в другом – для Бога и через Бога. Т.е. все решает любовь: либо к себе самому, и, как неизбежное следствие этого, попытка самообосноваться без Бога, кроме Бога (т.к. Бог – это не-Я, это другой), устроить свою автономию.

«Заботясь о себе, себялюбивые существа ставят цели, не совпадающие с целями других существ или даже противоположные им. В большинстве случаев они не сочетают свои силы друг с другом для достижения общей цели, а действуют в одиночку или даже вступают в борьбу друг с другом. Вместо единодушия, характерного для отношений членов Царства Божия, у эгоистически настроенных существ преобладает обособление друг от друга и от Бога. Существо, себялюбиво замкнувшееся в себе, принуждено осуществлять свои стремления, главным образом, одними своими силами, без дружеского и любовного сочетания их с силами других существ. Поэтому творческая сила себялюбца очень ограничена; вместо полноты жизни он создает скудное обедненное существование; вместо благ, имеющих абсолютную ценность, он создает блага и совершает поступки лишь относительно ценные, доставляющие удовлетворение только ему самому, и то временно, а для других существ имеющие нередко отрицательное значение мало того, относительные ценности, которыми живет себялюбец, в одних отношениях переживаются им как добро, а в других отношениях оказываются для него самого злом, напр., потребление спиртных напитков сопутствуется приятным временным подъемом сил, но вместе с тем и подрывает здоровье».

«Свобода есть необходимое условие действительного достижения тварными существами Божественного добра… Действительность добра, будучи связана со свободою, предполагает только возможность зла, но не требует действительности его».

Единственное условие достижения существом полноты бытия – любовь; следствием любви является «правильное отношение ко всем ценностям соответственно их рангу». «Предпочтение себя другим личностям… есть уже нарушение ранга ценностей; чрезмерная любовь к себе есть первичное, основное нравственное зло» . В предпочтении себя другим личность совершает поступок, к которому более приложимо определение произвола, нежели свободы.

«Теодицея и антроподицея - две стороны одного и того же. Христос-Богочеловек и есть единственная возможная теодицея и антроподицея. Голгофская жертва Христа, совершенная Богом и человеком, и есть теодицея не в размышлении, а в жизни, в действии. Агнец заклан от сотворения мира. Божия жертва изначально вошла в план миротворения. Бог сам участвует в трагедии мира, в страданиях мира, несет на себе страдания человеческие. Бог отвлеченного монотеизма не может быть оправдан». Только для отвлеченного монотеизма, для небесного монархизма, отражающего земное царство кесаря, Бог неподвижен и самодоволен, Бог властно требует исполнения своей формальной воли и карает за ее нарушение. «В духе открывается трагедия самого Бога, жертва Бога, страдания Бога, страсти Господни, тоска Бога по своему другому, по другу, по человеку и по миру, бесконечность Божьей любви и жертвы».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пантеизм. Греческая философия (Сократ, Платон, Ксенофан, Демокрит, а также многие сократики и стоики) | Диавол и демоны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.