Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистические взгляды А.А.Потебни

(1835 – 1891)

 

Ряд учёных называли его идеалист – психологист, другие – объективный идеалист, эмпирик, сенсуалист. Большое влияние на становление его взглядов оказала философия Гумбольдта и Штейнталя. Представители этой теории исходили из положения, что язык является самосознанием, мировоззрением, логикой духа народа, следовательно, и изучать язык нужно как выражение духа народа. Дух народа проявляется в языке, а затем уже в нравах, обычаях, поступках и т.д. Отсюда трепетное отношение П. к фольклорному материалу, изучение которого привело автора к пониманию особого происхождения человеческого мышления. П. понимал, что мышление – результат деятельности второй сигнальной системы + труда. Из этого следует утверждение П. о единстве теории и практики.

«Практика и теория (в широком смысле слов) – стороны, различимые только мыслью, а в действительности тесно связаны».

Практика сама по себе будет недостаточна для продолжения действительности, т.к. не даёт возможности изменить её в изменяющихся условиях. Исключительная практичность бала бы для человека смерти подобна. То же самое П. говорит и об исключительной теоретичности, значит, всё должно рассматриваться в единстве. П. остаётся на позициях психологизма, несмотря на видимую материальность взглядов, особенно это касается связи языка и мышления. «Область языка далеко не совпадает с областью языка».

В истории человечества был период, когда язык не был напрямую связан с мышлением. Язык – необходимое условие мысли человека, даже если человек находится в уединении.

Существуют объекты мышления (предметный мир), объективная действительность. Объект мышления – взаимосвязь предметов, взаимоотношения между ними. Человек воспринимает предмет сразу несколькими органами чувств, следовательно, предмет воспринимается в нескольких признаках, следовательно, предмет есть совокупность признаков. Эта совокупность – центр по отношению к другим признакам, которыми обладает данный предмет, но которые не заметил человек. Этот центр – центр образа (внутренняя форма), из которой рождается мотивировка предмета. Познание мира идёт через сравнение, поэтому и появляется слово. Сравнение даёт возможность сложить представление о познаваемом предмете. Представление – обозначение нового признака + основа уже существующего понятия. П. вывел приём аналитического познания образа.

Мыслительная деятельность человека делится на несколько этапов:

1) то, что я вижу – предмет (мы его воспринимаем как существующий признак);

2) внутренняя форма;

3) чувственный образ предмета

4) совокупность восприятий;

5) представление предмета;

6) на основе сравнения – его восприятие.

Всё это – первый акт мысли – апперцепция. Потом появляются суждения как основная форма мысли, их совокупность – понятие как высшая форма деятельности мозга.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учение о знаках | Объект и основные проблемы языкознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.