Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России




Читайте также:
  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  3. II. Конституционное право России как наука.
  4. IV. Проблемы формирования правового государства в современной России.
  5. VI. История народов Южной и Юго-Восточной Азии в Средние века.
  6. XXI век знаменуется новым подходом к пониманию истории – история как наука, которая может показать пути решения многих проблем современной цивилизации.
  7. Административно-территориальное устройство и система управления дальневосточной окраины России XVII- первая половина XIX веков.
  8. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  9. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России
  10. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  11. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  12. Алгоритм неотложной помощи при отморожении, охлаждении.
 

История оказания помощи детям с нарушениями интеллек­туального развития, их воспитания и обучения распадается на три больших периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоя­щее время. Каждый из выделенных периодов отличается конкрет­ными подходами и направлениями. До Октябрьской революции об­щественность в лице передовых мыслителей, философов, педаго­гов и медиков высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевско­го, Н.А.Добролюбова. Именно Н.А.Добролюбов раскрыл положе­ние «малоспособных», призывал проявлять терпимость к ним. В статье «Учение с медленным пониманием», опубликованной в 1858г. в «Журнале для воспитателей», он писал: «Ни одному разряду уче­ников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя называют бездар­ными, бестолковыми. ... А между тем они-то заслуживают самого тщательного внимания и попечения со строны воспитателя»1. Можно считать, что данная статья одна из первых в истории отече­ственной олигофренопедагогики.

В 1954г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл лечебно-педаго­гическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилеп­тиков и слабоумных. Обучение и воспитание детей в данном заве­дении проводилось по системе Э. Сегена.

Не оправдала себя система военных прогимназий, в которые попадали дети с задержанным развитием. Как отмечает X. С. Замский, «среди отстающих детей, видимо, были и умственно отста­лые дети». И хотя часто в работах И. А. Сикорского, Д. И. Азбукина эти прогимназии называются первыми вспомогательными школа­ми России, с этим согласиться нельзя, так как прогимназии не были предназначены для обучения «малоспособных».

Количество детей с умственной отсталостью из года в год увеличивалось, но особых попыток в организации помощи, обуче­ния и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благо­творительности.

Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли вра­чи-психиатры (В.И.Яковенко, И.Г.Игнатьева, П.И.Ковалев­ский), которые среди детей с приобретенными психозами выде­лили умственно отсталых.

Следует отметить деятельность супругов И. В. и Е.Х. Маляревских. Это они в Петербурге в 1882 г. открыли учреждение для ано­мальных детей, именовавшееся «Врачебно-воспитательное заве­дение доктора И.В.Маляревского». Учреждение было частным, платным, обслуживались дети с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, психически больные, с нару­шениями поведения, социально опасные и др.



Учреждение имело свою структуру, цели и задачи и успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь. Во врачебном отделении оказывалась медицинская помощь; в воспитательном проводилось обучение по методу Э.Сегена и Е.Х.Маляревской; в кабинете по типу современных медико-педагогических кон­сультаций проводился амбулаторный прием детей, велось их об­следование, давались рекомендации по обучению, лечению. Боль­шое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки. Воспитанник мог пребывать в учреждении от нескольких месяцев до пяти лет. Со временем в учреждение стали поступать дети со всех концов России. Систему работы данного учреждения И. В. Маляревский раскрыл в издаваемом им журнале «Медико-педагогический вестник». Опыт работы этого заведения лег в ос­нову организации учреждений для этой категории детей.

Важную роль в истории воспитания и обучения умственно от­сталых в России сыграл Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (С.-Петербург, 1895-1986, декабрь-январь). Это был первый съезд дефектологов (так считают многие). Именно программа XII секции этого съезда была проектом системы обучения слабоумных. Выступали многие дея­тели медицины - Я. А. Боткин, А. В. Кожевников, С. А. Корсаков, Г. И. Россолимо и др. Для современной дефектологии большой ин­терес представляет выступление Г. И. Россолимо. Он предложил решить следующие задачи:

· выяснить необходимые условия призрения, создать предпо­сылки обучения и воспитания умственно отсталых детей;

· разработать необходимые врачебно-педагогические приемы, способствующие включению ребенка в трудовые процессы;

· создать необходимые программы образования.

Не можем не вспомнить деятельность Е. К. Грачевой, А. С. Гри­боедова, В.П.Кащенко, М.П.Постовской, Г.Я.Трошина. Имен­но эти дефектологи создали оригинальные труды по проблеме вос­питания и обучения слабоумных (Грачева Е. К. Беседы с сестра­ми-нянями о воспитании и развитии детей - идиотов и эпилеп­тиков. - 1902; Трошин Г. Я. Сравнительная психология нормаль­ных и ненормальных детей. - 1915).

Вопрос о создании вспомогательных школ для умственно от­сталых детей решался на Первом Всероссийском съезде по вопро­сам народного образования (13 декабря 1913г. - 3 января 1914г.). Он считается вторым съездом дефектологов. На съезде было ут­верждено положение о вспомогательных школах, так как они уже действовали в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. В резолюции съезда нашли отражения многие вопросы деятельности вспомогательной школы:

· о создании соответствующего типа учреждений для умствен­но отсталых детей;

· о подготовке педагогического и врачебного персонала для
вспомогательной школы;

· о регистрации дефективных детей в начальной школе.

Огромная роль в возникновении и организации помощи глу­боко умственно отсталым детям принадлежит Е. К. Грачевой (1866-1934).

Благотворительная деятельность имела большое значение в воз­никновении учреждений для умственно отсталых детей. Именно Е. К. Грачевой принадлежат начинания в этой благородной мис­сии. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотвори­тельной деятельности, Е. К. Грачевой удалось создать первые в Рос­сии приюты для детей-идиотов и эпилептиков (1895г. - в Петербурге, на Белозерской; 1902г. - в Курской губернии; 1905г. - в Москве; 1907г. - в Вятке). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-инвалидов и эпилептиков» яви­лась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушени­ями интеллектуального развития.

В. П. Кащенко (1870-1943) был одним из активных участни­ков организации системы обучения и воспитания аномальных детей. Его мировоззрение формировалось в процессе посещения революционных кружков. Как и некоторых членов студенческих кружков, его исключают из университета, высылают из Москвы. Закончить университет В. П. Кащенко сумел только 1897г. в Кие­ве. В.П.Кащенко принимает участие в революции 1905 года, его лишают права работать в государственных учреждениях. В 1908г. он открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве, на Погодинской улице. Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко в то время была первым лечебно-воспита­тельным учреждением, где путем лечения (оздоровления), воспи­тания и обучения исправлялись (корригировались) недостатки раз­вития детей, их готовили к полезной жизни, труду. Это был один из первых научно-методических центров по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями ЦНС.

В разработку основ олигофренопедагогики значимый вклад внес А. Н. Граборов (1885-1949). В 1915г. в Петербурге он открыл част­ную школу-пансионат, которая в дальнейшем стала считаться центральной вспомогательной школой.

Этот период был очень важным в развитии помощи, обучения и воспитания умственно отсталых детей, однако Министерство народного просвещения не включало вспомогательные школы в систему государственного образования.

Только после Октябрьской революции 1917г. учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы народного образования. Вырабатываются пути борьбы с безграмотностью, беспризорностью, дефективностью. Значимым событием в дефектологии становится Первый Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов (15 июня 1918г.). На этом съез­де основным вопросом был вопрос о борьбе с детской дефектив­ностью, об изучении ее природы, о создании научных дефекто­логических центров. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать, исследовать детскую дефективность, готовить кадры для обучения и воспитания дефективных детей.

Новые подходы к воспитанию аномальных детей, принципы заботы о них рассматривались на Первом Всероссийском съезде деятелей по охране детства (февраль 1919г.). Тематика съезда была в основном направлена на социальное обеспечение охраны детства. Интерес вызвали доклады А. Н. Граборова и А. С. Грибоедова. Они касались проблемы семейного и общественного воспитания, врачебно-педагогической работы в детских домах. Не всегда отде­лы образования выполняли решения съездов. Но работники вспо­могательных школ по большей части ответственно относились к выполнению своих обязанностей. Москва становится центром даль­нейшего преобразования системы вспомогательного обучения.

В.П.Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем - Медико-педагогическая клиника (станция), научно-методический центр Наркомпроса в области изучения дефективности.

Значимыми в дефектологии считаются 1919-1920 годы, так как в этот период много было сделано в социальном обеспечении воспитанников детских учреждений, совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Итоги этой работы - Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и пре­ступностью (июнь-июль 1920г.). На съезд было представлено 83 доклада, в числе которых были выступления А. Н. Граборова, А. С. Грибоедова, В. П. Кащенко, М. П. Постовской, С. Я. Рабино­вич.

В 1920г. в Москве при Наркомпросе открылись институты по подготовке учителей-дефектологов. В 1923г. эти институты объ­единяются в один, а в 1925г. преобразуются в дефектологическое отделение педагогического факультета Московского государствен­ного университета.

Улучшается качество работы вспомогательных школ, особенно в Москве и Петрограде. Создаются новые учебные планы, про­граммы. Особое значение придается «психической ортопедии», осуществляющей коррекцию недостатков психического развития. В учебном плане появились такие предметы, как физическая куль­тура, рисование, пение, ручной труд.

Для олигофренопедагогики, ее дальнейшего развития большое значение имел Второй съезд социально-правовой охраны несо­вершеннолетних (СПОН). На нем выступил талантливый уче­ный-психолог Л.С.Выготский (1896-1934), который сумел рас­крыть сущность, природу дефективности, социальную значимость помощи аномальным детям. После Второго съезда СПОН наме­тился заметный подъем в деятельности вспомогательной школы. Значительный вклад в это дело внесли Д. И. Азбукин (1883-1953) и Л.В.Занков (1901-1977). Во вспомогательных школах особое место занимают трудовое обучение и воспитание. Появляется рас­поряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреж­дения».

Вопросы диагностики отставания в развитии в дальнейшем разрабатывались в трудах Г. М.Дульнева, А. Р.Лурия.

Теоретически обосновал науку об особенностях развития ано­мального ребенка, закономерностях его обучения и воспитания Л. С. Выготский. В дальнейшем выдвинутые им положения развива­лись, уточнялись и углублялись в многочисленных исследованиях психологов, физиологов, медиков, дефектологов (Т.А.Власова, М.Ф.Гнездилов, И.И.Данюшевский, Г. М.Дульнев, М.И.Кузьмицкая, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Е. М. Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, Б.И. Пинский, Г.Е.Сухарева, Ж.И.Шиф). Ряд ученых и сегодня продолжают свою плодотвор­ную деятельность. Среди них В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, М.Н.Перова, С.Д.Забрамная.

Начиная с 1966г. в олигофренопедагогике значительно акти­визировалась работа по разработке методик преподавания в спе­циальных школах отдельных учебных предметов (А.К.Аксенова, И.М.Бгажнокова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, А.А.Дмит­риев, Е.А.Ковалев, Т.М.Лифанова, С.Л.Мирский, В.М.Мозго­вой, Н.П.Павлова, Б. П.Пузанов, Е.А.Стребелева, и др.).

В настоящее время коррекционная школа VIII вида обеспечена учебниками, дидактическими пособиями в основном по всем учеб­ным предметам.

Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с на­рушениями интеллекта освещаются в журнале «Дефектология».

Исследования в области дефектологии, в том числе и олиго­френопедагогики, осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2705; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  3. II. Конституционное право России как наука.
  4. IV. Проблемы формирования правового государства в современной России.
  5. VI. История народов Южной и Юго-Восточной Азии в Средние века.
  6. XXI век знаменуется новым подходом к пониманию истории – история как наука, которая может показать пути решения многих проблем современной цивилизации.
  7. Административно-территориальное устройство и система управления дальневосточной окраины России XVII- первая половина XIX веков.
  8. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  9. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России
  10. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  11. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  12. Алгоритм неотложной помощи при отморожении, охлаждении.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.