КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка знаний учащихсяМетоды и формы контроля знаний Под методами контроля подразумевается диагностическая] деятельность, помогающая педагогу осуществлять обратную связьj в процессе обучения с целью повышения эффективности обучения. В современной дидактике выделяются следующие методы контроля: · устный опрос; · письменные работы; · практический контроль; · наблюдение; · дидактические тесты (в обучении детей с нарушениями интеллекта используются редко); · программированный и лабораторный контроль (в обучении детей с нарушениями интеллекта широко используются элементы программированного контроля). Каждый вид контроля помогает учителю объективно оценивать знания и умения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Остановимся на устном и письменном контроле как системе проверки знаний. Устный опрос позволяет охватить большое количество учащихся, проверить владение «диалогической и монологической речью», навыки устного и письменного счета. Устный опрос может проводиться на любом этапе урока. Главное - учащиеся должны четко представлять, что хочет получить учитель в процессе ответа ученика. Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Выбор вида опроса определяется способностью учащихся ориентироваться в задании и содержанием вопросов. Во время фронтального опроса в беседу включаются все учащиеся класса. Ответы учащихся оцениваются, заносятся в журнал и дневник. Учитель во время ответа ученика должен быть корректным, внимательно слушать ответ, исправлять неточности. Письменные работы в системе проверки знаний имеют немаловажное значение, учащихся необходимо научить их выполнять. Наиболее распространенными в специальной {коррекционной) школе VIII вида являются: списывание, диктанты, изложения, сочинения, решение арифметических задач и примеров, рисунки, работа с источниками - картой, картиной, чертежами. Письменные работы могут выполняться дома и в классе. Если это проверочная работа (контрольный диктант по русскому языку, работа по математике), желательно, чтобы она была небольшая, соответствовала дидактическим требованиям. Письменные контрольные работы могут проводиться в продолжение целого урока или его части, иметь один или несколько вариантов. Главное — они должны быть посильны для учащихся. Нормы оценок письменных работ по русскому языку и математике представлены в сборнике программ 1986 г.
Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике в целом, в том числе и в олигофренопедагогике, понимается процесс овладения знаниями, умениями на уровне, соответствующем программным требованиям. Проверка знаний и умений без их оценки малоэффективна, так как каждый ученик хочет знать результат своей деятельности, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Необходимо учитывать, что учащиеся с нарушениями интеллекта по-разному относятся к оценке выполненной работы. Одни радуются, другие огорчаются, а третьи проявляют безразличие. Но это не означает, что выставленная оценка наносит ученику с нарушениями интеллекта психическую травму. Если разъяснение выставленной оценки недостаточно и неубедительно, у учащихся может возникнуть отрицательная реакция. При объявлении оценки и ее обсуждении учитель должен обращать внимание на психологическое состояние ученика и учитывать возможное негативное восприятие им результата работы. Условным отражением оценки является отметка, выраженная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике принята четырехбалльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. В «Педагогике» под редакцией П.И.Пидкасистого достаточно полно раскрыты и охарактеризованы показатели сформированости знаний нормально развивающихся школьников. В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Некоторые авторы, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, предлагают оценивать знания и умения учащихся с учетом распределения их на клинические группы (И.Г.Еременко, 1985; В.Г.Петрова, 1987; И.М.Бгажнокова, 1997). В свою очередь В.В.Воронкова (1994) и Б. П. Пузанов (2000) считают, что оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку. Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоянно завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить. Вопросы и задания 1. Перечислите основные методы и формы контроля знаний 2. Какие основные функции проверки знаний используются в системе обучения детей с нарушениями интеллекта 3. Назовите виды учета знаний и умений 4. Охарактеризуйте основные подходы к оценке знаний учащихся
Глава 6. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |