Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура экономической науки




Методы изучения экономической теории.

Функции экономической теории.

Предмет экономической теории.

План.

Предмет и метод экономической теории

Экономика как наука

1. Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

2. Экономика как наука:

· основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

· предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

· особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

3. Функции:

· познаватель­ная;

· методологи­ческая;

· практиче­ская (прагма­тическая);

· образова­тельная;

· идеологи­ческая.

4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

 

3. 3 основных вопроса в экономике:

1.Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

 

Вопросы для самопроверки и задания для выполнения:

    1. Что такое товар и услуга?
    2. Какие основные проблемы существуют в экономике?
    3. На основе 3 вопросов в экономике, возьмите любой товар или услугу и опишите по вопросам, что будите производить? Как будите производить (т.е. откуда возьмете денежные средства и какие материалы необходимы будут, какая рабочая сила необходима и т.д.)? для кого будите производить товар или оказывать услуги (т.е. кто будет вашим потребителем и почему именно вы выбрали данный вид товара или услуги.)
    4. Тесты

 

 

 

1. Предмет экономической теории.

 

Термин «экономика» ввел в научный оборот греческий мыслитель Аристотель. В работе «Политика» он обозначил этим понятием учение о ведении домашнего хозяйства. Таким хозяйством в его время было поместье рабовладельца, в котором рабы производили натуральные продукты. Эти продукты Аристотель считал настоящим богатством.

С тех пор прошло более двух тысячелетий. За это время понятие «экономика» претерпело существенные изменения. Сегодня под экономикой понимается:

· Различные производственные факторы (личные и материально-технические);

· Производственные технологии;

· Процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

· Социальные связи между людьми и взаимодействие общества и государства.

 

Таким образом, предмет экономической теории – это экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Что же представляют собой экономические отношения? В экономической теории существуют два совершенно разных взгляда на экономические отношения. Согласно первому из них, экономические отношения – это связь между двумя материальными благами (Т-Д) – «вещь-вещь».

Второй взгляд основан на рассмотрении экономических отношений как взаимосвязи хозяйственных субъектов (отдельных лиц, предприятий, государств) – «человек – человек».

В действительности экономические отношения строятся по принципу: субъект – вещь – вещь – субъект.

Эти связи не всегда лежат на поверхности и их можно выделить только при изучении функций экономической теории.

 

2. Функции экономической теории.

 

Функции экономической науки вытекают из того, насколько положения этой науки соответствуют реальной действительности.

Познавательная функция состоит во всестороннем изучении формы экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открывать законы развития национального хозяйства.

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, изучают тенденции и законы хозяйственного развития. При этом может применяться экономический анализ (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности), экономические модели, экономические принципы.

Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Она приобретает важное значение в связи с разработкой планов и прогнозов развития крупных предприятий и национальных хозяйств в целом.

Практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.

Критическая функция исследует возможности использования положительного экономического опыта, имеющегося в мировой экономической теории и практики.

Понять и оценить содержание этих функций можно только владея основными методами познания экономической науки.

 

3. Методы изучения экономической теории.

 

Основными методами научного познания, применяемыми в экономической теории, являются:

· Исторический подход. Он состоит в том, что при изучении всякого экономического явления следует выяснить: когда и как оно возникло, какие основные этапы развития прошло и каким оно стало в настоящее время (например, товарное хозяйство, деньги).

· Логичность мышления. Логика помогает достичь доказательности и истинности высказанных положений и выводов. Она позволяет вскрыть причинно-следственные связи, складывающиеся между различными хозяйственными явлениями. Логика позволяет правильно классифицировать экономические явления (например, конкуренция, монополия).

· Построение экономических моделей. Этот метод применяется в экономической теории для выявления внутренней структуры хозяйственных процессов, открытия свойственных им закономерностей (например, связь инфляции и безработицы).

· Системный подход. Системный подход применяется потому, что все экономические отношения образуют систему. Поэтому важно знать виды систем в экономике, их структуру и характер взаимосвязей составных частей (например, структура производства).

· Сравнительный анализ экономических систем. С помощью этого анализа выявляются общие черты и различия между системами, сопоставляются достоинства и недостатки различных хозяйственных образований (например, различные формы собственности).

· Выявление и анализ экономических противоречий. Противоречия - это внутренняя причина всякого развития, поскольку любое явление имеет как положительные так и отрицательные стороны (например, государственное вмешательство в экономику).

· Использование социально-экономической статистики. Социально-экономическая статистика изучает систему показателей, отражающих важнейшие процессы общественного развития. Экономическую теорию невозможно изучать без использования данных социально-экономической статистики (например, государственный бюджет, международная торговля).

 

4. Структура экономической науки.

 

Экономическая наука имеет сложную структуру, поскольку отражает сложное строение экономической действительности.

Отраслевая организация народного хозяйства изучается такими науками как: экономика промышленности, экономика с/х, экономика торговли, экономика транспорта, экономика связи, экономика природопользования, экономика строительства и т.п.

К функциональным экономическим наукам относят: бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, экономическая статистика и т.п.

В ряде стран с большой территорией, где выделяются регионы с весьма различными условиями экономического развития, выделяют особую науку - региональную экономику.

Принято выделять науки, существующие на стыке с другими, не экономическими, областями знания: демография, экономическая география и т.п.

Существует целый ряд экономических дисциплин, в которых главным является экономический аспект: история экономических учений, история экономики, история народного хозяйства и т.п.

Кроме этого принято выделять микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает функционирование отдельных экономических единиц (домохозяйства, фирмы), макроэкономика изучает общеэкономические процессы, охватывающие национальную экономику в целом.

 

Вопросы для самопроверки.

 

1. Вводный предварительный опрос:

· Что такое экономика.

· Какие экономические понятия вам известны.

· Нужны ли экономические знания в повседневной жизни.

· В чем может заключаться трудность в изучении экономической теории.

 

2. Выскажите свое мнение по поводу следующих суждений:

· Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

· Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

· Какой слой населения нуждается в экономических услугах?

3. Напишите эссе на тему: «Возможно ли существование государства без экономики?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.