Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократия и демократические политические режимы

Демократия – (от греческого – Demos – народ и Kratos – власть), форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

Демократия известна с момента образования классов и государств как форма политической организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия.

Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции они длительное время чередовались с различными формами монократии (тираниями, деспотиями). В Древнем Риме республиканская демократия в течении нескольких столетий предшествовала правлению монархического имперского типа. В европейском Средневековье неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства. В российском Новгороде вечевые собрания избирали религиозного владыку, (республика была теократической) – архиепископа (с 1156 г.), посадника и тысяцкого – светскую власть и князя – военачальника, которого вече могло смещать, как и других должностных лиц. Социальная и политическая свобода, представительность власти и суверенность народа – атрибуты демократии хранились до самого разгрома Новгорода Грозным.

Демократия – исторический процесс, он бесконечен, но реален и проходит через ряд определенных этапов, зафиксированных теорией. Существуют три эпохи эволюции демократии и три теоретические традиции её объяснения и проектирования.

В античной (Аристотелевской) теории о трех формах правления демократия это правление народа, горожан (жителей города – полиса). Она отличается от монархии (единовластия) и аристократии (правления немногих). Платон называет пять форм правления – аристократию (правление лучших), тимократию (правление худших и корыстных), олигархию (правление группы сильных и имущих), тиранию и демократию, которую он считал результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с остальными власть. Демократию Платон признает хуже хороших, но лучше плохих форм правления. В «Законах» Платон свел эту типологию к двум формам: монархии и демократии. Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сейчас. Обе формы, с точки зрения Платона, плохи: одна – из-за избытка власти, другая – из-за избытка свободы.

В аристотелевской традиции была поставлена и другая важнейшая проблема демократии – проблема отношений большинства и меньшинства в демократии, т.е. правит ли власть в своих или в общих интересах.

В Средневековой и более поздней традиции представление о демократии как о правлении одной части народа (бедной и более многочисленной) другой сохранилось и стало важнейшей проблемой реальной современной политики – проблемой демократического единства общества и общих демократических ценностей – равенства, справедливости, свободы и права, решение которой оказалось не менее сложным, чем переустройство самой формальной организации общества и власти.

Аристотель сам наметил решение этой и других проблем демократии, разработав альтернативные принципы демократического правления:

1. Богатые и бедные участвуют в правлении на равных условиях.

2. Публичные (общественные) должности занимаются на базе очень низкого имущественного ценза.

3. К занятию должностей допускаются все граждане, исключая тех, кто подвергается судебному преследованию.

4. К должностям допускаются все полноправные, т.е. свободные люди.

5. Какими бы ни были политические права, суверенна масса, народ, а не закон.

Несмотря на утрату демократических режимов в позднеантичный и средневековый период и большую часть Нового времени, концепция демократии в её аристотелевском виде не только сохранилась, но обогатились в творчестве крупнейших политических мыслителей. Ж. Боден уже в конце ХV1 в. выделил понятие демократизма, которое закрепилось и сыграло важную роль в идее демократизации политики и в борьбе против абсолютистских монархических режимов.

2. Позднероманская и средневековая политическая мысль искала иное обоснование демократии. Демократию рассматривали:

· как народовластие доверенное монарху,

· как своеобразную демократическую легитимацию верховной власти королевской особы,

· как снятие проблемы выбора между монархией и республикой, деспотией и демократией.

Вместе с тем оставалась дискуссионной проблема:

· кому принадлежит закон – народу, который доверяет его исполнение монарху, или властелину,

· является ли исполнение власти только функцией монарха или подлинной прерогативой,

· кому, в конце концов, реально принадлежит власть,

· является ли её передача только уступкой, и при том временной, или она окончательна и остается в руках самодержца.

Для теории демократии уже в тот период существовала проблема источника власти и суверенности этого источника, которым в демократической традиции признавался народ. Ему уже в античной, римской и средневековой теориях принадлежала главная власть – законодательная, и тогда же возникла идея разделения двух фундаментальных властей – законодательной и исполнительной, -последняя доверялась властелину. В Новое время была усовершенствована (Дж. Локком) и идея суверенной законодательной власти народа. В его трактовке она делегировалась его представителям в парламенте.; возникла идея представительной демократии. ОТ Средних веков и раннего периода Нового времени в теорию и практику Демократии вошли такие её основополагающие элементы, как суверенитет народа и власти, а также идея и практика договорных отношений, которые регулировали отношения этих двух суверенных сторон и позволяли улаживать конфликты между ними.

В Новое время возник в более конкретной форме вопрос о политической организации демократии и её соотношении с республиканским устройством государства. Новая республиканская концепция демократии стала Больше связываться с идеями справедливости, равенства и новым пониманием свободы, которое позволило четче разграничить прямую и представительную демократию.

В ХV111 – Х1Х вв. демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод: участие в политической власти, права собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, сознания, передвижения, переписки и т.д., включая и естественные права человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и пр.

Развитие представительной демократии пошло в тот период по двум направлениям: расширения избирательных прав от сословных, ограниченных цензами (по признакам культуры, пола, оседлости) до всеобщего права и умножения числа представительных органов. Другим направлением демократического процесса стало создание систем гарантий демократии – политических, культурных, правовых, экономических, идеологических. Важнейшими, условием и одновременно следствием демократии стал процесс формирования гражданского общества и правового государства в разных странах демократического мирра.

Важной составной частью демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют современную демократию:

1. Высший политический законодательный орган должен быть избран народом.

2. Наряду с ним должны существовать избираемые органы власти и управления менее высоких уровней, вплоть до самоуправления.

3. Избиратели должны быть равны в правах, а избирательное право _ всеобщим.

4. Все избиратели должны иметь равное право голоса.

5. Голосование должно быть свободным.

6. Выбор из ряда альтернатив должен исключать голосование списком.

7. Выборы должны совершаться на всех уровнях большинством голосов.

8. Решение большинства ограничивает права меньшинства.

9. Орган власти должен пользоваться доверием других, прежде всего важных по отношению к нему и сотрудничающих с ним органов власти.

10. Отношения общества и избираемых им органов власти должны быть взаимными и симметричными, с гарантированной законом и реакциями избирателей ответственностью делегированных им носителей власти.

11. Демократия существует под непрерывным и пристальным общественным контролем.

12. Государство и общество вырабатывают действенные механизмы предотвращения и изживания конфликтов на всех социальных и политических уровнях: между разделенными властями, между большинством и меньшинством, социальными группами, нациями, городом и деревней и т.д.

Для современной развитой демократии характерно:

· Реальное равенство перед законом всех его граждан и органов управления.

· Соблюдение конституционных прав.

· Защита общества и граждан от противоправных действий.

· Соответствие формально провозглашенных и реально действующих норм общественных отношений, права, управления.

· Уважение к человеку, воспитание в нем чувства человеческого достоинства и подлинного доверия ко всем формам управления и к согражданам.

· Устранение привилегий для отдельных общественных групп, категорий граждан, учреждений, органов власти и управления.

· Информированность обо всех существенно важных внутренних и внешних событиях и процессах

· Отказ от принудительной опеки общества в сфере культуры, созидательного творчества, производственной деятельности.

· Общественное обсуждение практики организации обслуживания, транспорта, благоустройства, охраны природы и окружающей среды, досуга и т.д.

· Постоянный контакт населения с органами местного, государственного экономического управления.

Сейчас демократию идеализируют, считают её высшим достижением человечества. Но идеальной демократии нет и никогда не было. Демократия – это общественный строй, находящийся в постоянном развитии, движении, постоянно приспосабливающийся к новым условиям, изменяющийся и совершенствующийся. На практике следует принимать ряд ограничений полных демократических свобод, поскольку демократические свободы, если ими злоупотреблять, могут привести к хаосу, к анархии, к падению самой демократии.

Общество учится демократии. Демократия не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость, для реализации которой и преобразуется и обновляется общество. Исторический опыт показывает, что к демократии сразу перейти от других форм государственного устройства невозможно. Для этого необходимо пройти ряд неизбежных этапов исторического развития: добиться национального освобождения, создать национальную государственность, образовать базисные производственные структуры, сформировать социальные, экономические, культурные инфраструктуры, создать основы новых гражданских и политических отношений и провести другие преобразования, которые называются процессом модернизации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные черты политических режимов | Модели демократических политических режимов. Парламентаризм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.