Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ре­п­ре­зен­та­тив­ность. Ло­те­рей­ный ме­тод от­бо­ра

Ге­не­раль­ная и ре­п­ре­зен­та­тив­ная со­во­куп­ность.

Не­пред­на­ме­рен­ный под­бор (се­лек­ция).

Ха­ра­к­тер свя­зи ме­ж­ду изу­ча­е­мы­ми яв­ле­ни­я­ми.

Ме­тод по­с­ле­до­ва­тель­но­го по­по­л­не­ния групп.

Осо­бен­но­стью это­го ме­то­да яв­ля­ет­ся то, что сна­ча­ла на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние на­чи­на­ет­ся над ма­лым чи­с­лом объ­е­к­тов. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты да­ют воз­мо­ж­ность ра­зо­брать­ся в ря­де под­роб­но­стей изу­ча­е­мо­го яв­ле­ния и по­мо­га­ют то­ч­нее и пра­виль­нее оце­нить не­об­хо­ди­мое чи­с­ло на­блю­де­ний. Раз­ни­ца ме­ж­ду пер­во­на­чаль­но на­блю­да­е­мым чи­с­лом и не­об­хо­ди­мым чи­с­лом, по­лу­чив­ша­я­ся по окон­ча­нии пер­во­го эта­па ис­сле­до­ва­ний, по­ка­зы­ва­ет сколь­ко еще на­блю­де­ний сле­ду­ет до­по­л­ни­тель­но про­ве­с­ти, что­бы иметь их до­с­та­то­ч­ное чи­с­ло. Не ре­ко­мен­ду­ет­ся при­ме­нять этот ме­тод то­г­да, ко­г­да изу­ча­е­мые по­ка­за­те­ли с те­че­ни­ем вре­ме­ни ме­ня­ют свою ве­ли­чи­ну (на­при­мер, се­зон­ные из­ме­не­ния уров­ня гор­мо­нов).

При на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях ча­с­то воз­ни­ка­ет во­п­рос об ус­та­но­в­ле­нии ха­ра­к­те­ра свя­зи ме­ж­ду изу­ча­е­мы­ми яв­ле­ни­я­ми. Ино­гда, но не все­гда эта связь мо­жет быть при­чин­но-след­ст­вен­ной. Ко­ли­че­ст­вен­но эта связь мо­жет быть из­ме­ре­на ста­ти­сти­че­с­ки с по­мо­щью ко­эф­фи­ци­ен­та кор­ре­ля­ции. Од­на­ко ис­сле­до­ва­тель дол­жен вы­яс­нить при этом, име­ет­ся ли в дан­ном слу­чае при­чин­но-след­ст­вен­ная за­ви­си­мость и, ес­ли име­ет­ся, то, ка­кое яв­ле­ние слу­жит при­чи­ной, а ка­кое след­ст­ви­ем. На­при­мер:

При изу­че­нии дет­ской смерт­но­сти пред­ста­в­ля­ет ин­те­рес вы­яс­не­ние свя­зи ме­ж­ду дет­ской смерт­но­стью и ро­ж­да­е­мо­стью. Из­ве­ст­но, на­при­мер, что обы­ч­но ни­з­кая ро­ж­да­е­мость со­пут­ст­ву­ет ни­з­кой смерт­но­сти и на­обо­рот.

При на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях поч­ти все­гда под­вер­га­е­мый изу­че­нию объ­ект пред­ста­в­ля­ет со­во­куп­ность, в ко­то­рую вхо­дит из­ве­ст­ное чи­с­ло слу­ча­ев, на­зы­ва­е­мых еди­ни­ца­ми на­блю­де­ния. Ис­сле­ду­е­мая совокупность, в ко­то­рую вхо­дят все еди­ни­цы наблюдения, на­зы­ва­ют ге­не­раль­ной.

На пра­к­ти­ке обы­ч­но ис­сле­до­ва­тель обы­ч­но ин­те­ре­су­ет­ся из­ве­ст­ны­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти. Так, на­при­мер, для не­го пред­ста­в­ля­ет ин­те­рес до­ля ак­тив­ных жи­вот­ных в со­ста­ве по­пу­ля­ции, их рас­пре­де­ле­ние по воз­рас­ту, по­лу и пр. Для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мых све­де­ний обы­ч­но про­во­дят не сплошное на­блю­де­ние и по­лу­чен­ные при этом ре­зуль­та­ты обоб­ща­ют в от­но­ше­нии всей ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти. Пе­ре­не­се­ние ре­зуль­та­тов на­блю­де­ния на всю ге­не­раль­ную со­во­куп­ность воз­мо­ж­но толь­ко в том слу­чае, ко­г­да на­блю­да­лись объ­е­к­ты ре­п­ре­зен­та­тив­ные для всей ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти. Нель­зя, на­при­мер, изу­чить фи­зи­че­с­кое раз­ви­тие ке­ме­ров­ских школь­ни­ков и на ос­но­ве по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов оп­ре­де­лить ан­тро­по­мет­ри­че­с­кие нор­ма­ти­вы для всех под­ро­ст­ков Рос­сии, по­то­му что де­ти Ке­ме­ро­во жи­вут в иной об­ста­нов­ке (ма­те­ри­аль­ной, куль­тур­ной, бы­то­вой, эко­ло­ги­че­с­кой и т.д.), чем де­ти дру­гих ча­с­тей стра­ны. Ре­п­ре­зен­та­тив­ность при на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях до­с­ти­га­ет­ся стро­гим со­блю­де­ни­ем так на­зы­ва­е­мо­го не­пред­на­ме­рен­но­го от­бо­ра. Не­пред­на­ме­рен­ный от­бор ос­но­вы­ва­ет­ся на сле­ду­ю­щем прин­ци­пе: ка­ж­до­му слу­чаю в ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти дол­жен быть обес­пе­чен рав­ный, оди­на­ко­вый с дру­ги­ми, шанс быть ото­бран­ным для на­блю­де­ния. Ре­а­ли­за­ция это­го ме­то­да луч­ше все­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ло­те­рей­ным ме­то­дом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ме­тод дуб­ли­ро­ва­ния | Слу­чай­ный и ме­ха­ни­че­с­кий ме­то­ды от­бо­ра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.