Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые ресурсы




Принципы образования и использования финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы представляют собою де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние:

1) сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера);

2) способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации);

3) организационно-правовая форма;

4) отраслевые особен­ности и т.п.

Виды финансовых ресурсов – это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения.

I. Финансовые ресурсы коммерческой организации – это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

· выручка от реализации продукции, работ и услуг;

· выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);

· внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);

· бюджетные средства;

· средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать:

· прибыль от реализации товаров (работ, услуг), от реализации имущества;

· сальдо доходов и расходов от внереализа­ционных мероприятий;

· амортизационные отчисления;

· резерв­ные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются:

· платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды;

· уплата процентов за пользование креди­том;

· погашение ссуд;

· страховые платежи;

· финансирование капи­тальных вложений;

· увеличение оборотных средств;

· финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов);

· матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд;

· благотворительные цели,;

· спонсорство и т.п.

II. Финансовые ресурсынекоммерческой организации – это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации.

Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

· взносы учредителей и членские взносы;

· доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

· бюджетные средства;

· безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

· прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают:

· бюджетные средства;

· безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты;

· прибыль;

· амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений);

· резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреж­дений).

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания.

Направлениями использования финансовых ресурсов некоммерчес­кой организации являются:

· рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих;

· эксплуатацией поме­щения;

· приобретением оборудования;

· платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды;

· капитальные вложения;

· капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

III. Финансовые ресурсыиндивидуальных предпринимателей

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предприни­мателей выступают:

· личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности;

· привлеченные заемные средства.

Финансовые ресурсы ИП исполь­зуются:

· на расширение дела;

· платежи в бюджет и государствен­ные внебюджетные фонды;

· расходы по оплате труда наемных ра­ботников;

· благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все по­лученные доходы направляются на личное потребление предпри­нимателя.

IV. Финансовые ресурсыорганов государственной власти и местного самоуправления.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают:

· валовой внутренний продукт;

· часть стоимости нацио­нального богатства;

· поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Видами финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления являются:

· налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

· безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

· другие доходы.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств;

· средств от продаж части золотого запаса страны;

· выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества;

· доходов от приватизации и др.

От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде:

· доходов от внешнеторго­вых операций;

· внешних государственных заимствований;

иност­ранных инвестиций и т.п.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства:

· экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности;

· посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики;

· финансирования социальной сферы;

· осуществления государ­ственного и муниципального управления;

· укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Таким образом, финансовые ресурсы выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контро­лирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником. Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа:

I-ый этап: непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности.

Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов (за исключением незначительного числа функционирующих в режиме самофинансирования «унитарных» предприятий, как правило, малорентабельных или плановоубыточных, т.е. требующих постоянной финансовой поддержки со стороны соответствующих государственных органов). Таким образом, именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества, что и определяет их мес­то в его финансовой системе.

II-ой этап: первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством.

Объектом распреде­ления выступает прибыль, а также некоторые иные результаты деятель­ности юридических лиц и доходы физических лиц.

Инструментом распре­деления служит налоговая система, полностью организуемая и эксплуати­руемая специальными финансовыми органами государства в лице нало­говых служб.

В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две параллельные задачи:

· фискальную, связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода, для удовлетворения собственных потребностей государства в финансовых ресурсах, для реализации установленных ему функций;

· регулирующую, обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества.

Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов, распределяется ими самостоя­тельно в децентрализованном порядке и направляется для удовлетво­рения собственных нужд производственного и непроизводственного характера.

Часть этих ресурсов также может быть передана государству на добровольных началах, при размещении государственных займов, как второго источника формирования доходной части бюджетов всех уровней.

III-ий этап: перераспределение финансовых ресурсов на государ­ственном уровне через систему федеральных, региональных (уровень субъектов Федерации) и местных (муниципальных) финансов.

На этом этапе мобилизо­ванные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы, централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Характерно, что лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления. Основная же часть возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц, в форме оплаты государственных заказов, бюджет­ных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы (наука, культура, вооруженные силы и т.п.), пенсии, иные выплаты со­циального характера.

От эффективности централизованного распределения нацио­нального дохода, во многом зависят макроэкономические результаты развития экономики страны в целом, что и определяет место финансо­вого направления в деятельности государственных органов управле­ния. Непосредственная же схема организации процессов создания и распределения финансовых ресурсов зависит от принципиального уст­ройства финансовой системы конкретного государства.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой и нефондовой форме.

Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:

а) это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

б) в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;

в) всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

г) имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Фор­мирование обособленно функционирующих финансовых фон­дов с четкой регламентацией порядка их формирования и ис­пользования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и ис­пользованием. Однако если ранее фондовая форма была основ­ной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государ­ственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламен­тирована государством. Порядок использования финансовых ре­сурсов коммерческими организациями определяется их учреди­тельными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целе­вого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов).

Использование финансовых ресурсов на вы­полнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуще­ствляется в нефондовой форме.

Различают централизованные и децентрализованные фонды. Централизованные создаются на макроуровне (госбюджет, вне­бюджетные фонды), децентрализованные – на микроуровне (ус­тавный, амортизационный фонд и другие фонды предприятий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.