Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В решении проблемы развития общества можно выделить натурали­стический, материалистический, идеалистический и плюралистический подходы

Натуралистический подход состоит в том, что развитие общества целиком и полностью определяется природными факторами (климатом, плодородием почв, богатством ресурсов и т.д.). Его сторонники - Ш. Монтескье, Л. Мечников и др.

Идеалистический подход основан на признании первичности идей (религиозных, нравственных, правовых и др.) по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Сторонниками этого подхода были, в частности, немецкие философы-классики И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Материалистический подход к пониманию общественного развития был сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они исходили из того, что люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности (есть, пить, одеваться, иметь жилище). Поэтому матери­ально-производственные отношения определяют все другие отношения в обществе.

И, наконец, сторонники плюралистического подхода, который по­лучил сегодня большое распространение, полагают, что в основе разви­тия общества лежит не один (материальный или духовный), а множество факторов. Например, природные условия, технико-технологический ба­зис, этнические особенности, культура, религия и т.д.

Все многообразие обществ, существовавших в прошлом и сейчас, ученые разделили на определенные типы. Несколько типов образуют типологию.

Одной из самых разработанных и известных в социальной филосо­фии является типология К. Маркса (формационный подход)

Формационный подход предполагает признание следующих положений:

  1. История общества есть закономерный процесс, который носит всемирно-исторический характер.

2. Решающая роль в жизни общества принадлежит материальному производству и экономическим факторам.

3. Для гармоничного развития общества необходимо соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

4. Переход от одной формации к другой является неизбежным и происходит в результате социальной революции.

Сегодня все более утверждается цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

В настоящее время доминирующим становится представление о ци­вилизации как о локальной социокультурной системе. Цивилизация- - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.

Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постинду­стриальную.

В вопросе о направленности истории в науке сложилось два вариан­та его решения: пессимистический и оптимистический.

Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.).

Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.

Оптимистический вариант общественного процесса состоит в при­знании того, что в истории господствует прогресс — тип развития, кото­рый означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к бо­лее совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулиро­вана французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совер­шенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.

Духовная сфера жизни общества это деятельность людей по производству, потреб­лению и передаче духовных ценностей.

Ядром духовной жизни общества является общественное сознание. Общественное сознание - это совокупность взглядов, представлений, идей и теорий, в которых отражается общественное бытие людей.: Это мно­гообразие форм общественного сознания обусловлено многообразием самой человеческой деятельности.

Формы общественного сознания:

— нравственное,

— религиозное,

— научное,

— правовое,

— политическое,

— философское,

— эстетическое.

Духовную сферу жизни общества часто обозначают понятием куль­тура. Культура ~ это все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная куль­тура создается в процессе производства и включает в себя технику, про­изводственный опыт и все материальные ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека.

Духовная культура - это процесс духовного творчества и его ре­зультаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д.

Одной из форм духовной культуры является наука, главная задача которой состоит в выработке объективных знаний о мире. Наука — это система знаний о мире и его законах.

Наука разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительно­сти они изучают. По предмету и методу познания можно выделить нау­ки о природе — естествознание, и обществе — обществознание (гумани­тарные науки).

Древнейшей формой духовной культуры является религия. Сущест­вует множество определений религии

Самой простой классификацией форм религии является деление их на следующие группы:

  1. Родоплеменные древние верования: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.
  2. Национально-государственные религии, которые составили основу религиозной жизни отдельных народов. Это иудаизм в Израиле, индуизм в Индии, синтоизм в Японии и т.д.
  3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Одной из форм общественного сознания является мораль, которая выполняет функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни. Мораль - это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения. Она возникает еще в древности для обеспечения сплоченности первобытного коллектива, которая дала людям возможность выжить и развиться дальше.

Мораль тесно связана и взаимодействует с другими формами обще­ственного сознания — религией, политикой, философией, правом и т.д. Так, на связь морали и права обратили внимание еще античные мыслители — Сократ, Платон, Аристотель. А римские юристы сформу­лировали постулат: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем», то есть нравственно. Это означает, что запрет того или иного поступка вытекает из его моральной оценки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия XX века | Лекция 42: Русская философия 18 в. – пер. пол. 19 в., её основные направления и представители 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.