Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 43: Философия всеединства В.С. Соловьёва

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Интересы Вл. Соловьёва были разносторонними, свидетельством этого являются многочисленные его работы по разной проблематике. Основные положения своей философии Соловьёв излагает в магистерской диссертации «Кризис Западной философии (против позитивизма)» (1874 г.) и докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» (1880 г.). Онтология и гносеология всеединства представлены в «Философских началах цельного знания» (1877 г.) и в работе «Первое начало творческой философии» (1897-1899 гг.). Взгляды В.С. Соловьёва на исторический процесс изложены в трудах: «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881 гг.), «История и будущность теократии» (1885-1887 гг.), «Теократическая философия» (1899 г.). Основные положения соловьёвской этической концепции сосредоточены в сочинении «Оправдание добра» (1897-1899 гг.), затрагиваются они и в других работах: «Красота в природе» (1899 г.), «Общий смысл искусства» (1891 г.) и др. Политико-философские взгляды этого мыслителя отражены в сочинениях «Национальный вопрос в России» (1883-1891 гг.), «Китай и Европа» (1890 г.).

В магистерской и докторской диссертациях Соловьёв утверждал, что европейская философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека, и поэтому не смогли дойти до цельного знания. Внешний опыт (положительная наука), по Соловьёву, может давать только материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются внутренний опыт, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Соловьёв считал, что правильно понятая, рационализированная теология не противоречит интересам философии и науки. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире даётся наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Цельное знание выступает у Соловьёва как синтез науки, философии и веры. Олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является только Бог. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, которое выступает как мировая душа, или София, как результат божественного мастерства и творчества. Таким образом, Соловьёв ставит веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.

Весь представляемый Вл. Соловьёвым процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Индивид, по Соловьёву, связан двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремиться. Смысл истории Соловьёв видит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом. Конструируемое воображением Соловьёва общество, мыслилось как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. В результате их слияния осуществляется богочеловеческий союз – свободная теократия, в которой восторжествует христианский мир и справедливость.

Представляет интерес взгляд Соловьёва на развитие народов и, в частности, на историю России. В этом процессе философ видел две противоположные стороны – национальность, народность и национализм. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства того или иного народа, а с национализмом – всё негативное с точки зрения христианской морали. Национализм, по Соловьёву, начинается с ложно понятой идеи патриотизма, когда отстаивается и утверждается мысль об исключительности своего народа, его самобытности и оригинальности по отношению к другим народам. Национализму, разрушающему народ, Соловьёв противопоставил принцип христианского самопожертвования, т.е. жертвенность во имя и во благо других людей и народов. Наряду с самопожертвованием философ указывал на другую «силу» самоутверждения народа – самоотвержение, т.е. отказ от своей исключительности и подчинение чужим идеям. В Российской истории подобным примером, по Соловьёву, являются: 1) призвание варягов для образования русской государственности, 2) реформы Петра I.

В этической концепции Соловьёва первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Каждое из этих качеств или способностей человека определяет разные стороны его нравственного опыта. В стыде отражается отношение индивида к низшему, к своим естественным влечениям, к материальной природе вообще. В чувстве жалости проявляется отношение человека к другим людям и вообще к живым существам, ему подобным. В благоговении выражено отношение людей к высшему. Высшего человек не может стыдиться, ему не может сострадать; но может преклоняться перед ним, проявляя своё благочестие.

Мистически истолкованная любовь в философии Соловьёва – панацея от всех социальных зол, практическое воплощение всеединства в отношениях между людьми. Призывая к самоотречению, к соединению в Боге, любовь необходимо должна привести человечество к «совершеннейшему добру».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 42: Русская философия 18 в. – пер. пол. 19 в., её основные направления и представители 9 страница | Оптимизация денежного оборота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.