Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2. Тема лекции: «Сущность языка»

Тема лекции: «Сущность языка»

 

История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:

— язык есть явление биологическое, природное, не завися­щее от человека («Языки, эти образованные в звуковой материи природные организмы, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по оп­ределенным законам, — писал А. Шлейхер в работе «Немецкий тык». — Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов — растений и животных. Как и эти последние он имеет период роста от простейших структур к бо­лее сложным формам и период старения» 1 Whitney W. Schleicher and the physical Theory of Language. In: Oriental and Linguistic Studies. New York. 1873, c. 301.

— язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа — человеческого или божествен­ного («Язык, — писал В. Гумбольдт, — представляет собой бес­прерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».2 Ср. пример, который приводит К.К. Платонов в своей книге "Заниматель­ная психология" (М., 1986).

— язык есть явление психосоциальное, имеющее, по словам И.А. Бодуэна де Куртенэ, «коллективно-индивидуальное» или "собирательно-психическое» существование, при котором ин­дивидуальное является одновременно и общим, общечеловечес­ким;

— язык есть явление социальное, возникающее и развиваю­щееся только в коллективе («Язык есть социальный элемент ре­чевой деятельности,— говорил Ф. де Соссюр,— внешний по от­ношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять»3. В более заостренной форме эту же мысль выразил американский лингвист У. Уитни, который так говорил о языке: «Если мы хотим дать языку имя, ко­торое наиболее точно выявит его сущностный характер,... мы назовем его учреждением, одним из учреждений, создающих человеческую культуру»). Нетрудно заметить, что в этих разных определениях язык понимается то как явление биологическое (или природное), то как явление психическое (индивидуальное), то как явление со­циальное (общественное). Если признать язык явлением биоло­гическим, то его следует рассматривать тогда в одном ряду с та­кими способностями человека, как есть, пить, спать, ходить и т.д., и считать, что язык наследуется человеком, так как заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам, так как язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих (ср. ситуацию с детьми, находившимися в длительной изоляции и воспитывавшимися в среде животных: говорить они не умели) 2, хотя нельзя не признать, что человек обладает врожденной языковой способностью, позволяющей ему > уже в первые годы усвоить систему знаков конкретного языка и правила комбинации этих знаков при построении текста, одна­ко реализация этой языковой способности происходит в процес­се общения человека с окружающими людьми — носителями дан­ного языка. Вряд ли правомерно считать язык и явлением психическим, возникающим в результате действия индивидуаль­ного духа — человеческого или божественного. В этом случае человечество имело бы огромное множество индивидуальных языков, что привело бы к ситуации вавилонского смешения язы­ков, непониманию друг друга даже членами одного коллектива; Несомненно, что язык — явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности обще­ния людей друг с другом.

Ср. пример, который приводит К.К. Платонов в своей книге "Заниматель­ная психология" (М., 1986): В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной из них было лет семь-восемь, другой — года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее на­звали Камалой, прожила около десяти лет. Все это время Синг вел подроб­ный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, опираясь на руки и колени, а бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда во время еды к ней подходи­ли, девочка рычала. По ночам она выла... Через два года Камала научилась, и то плохо, стоять, а через шесть лет — ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а че­рез семь лет — сорок пять. К этому времени она полюбила общество лю­дей и научилась есть руками и пить из стакана. К семнадцати годам ее умственное развитие было как у четырехлетнего ребенка.

Разное понимание сущности языка рождало и разные под­ходы к его определению, ср.: язык есть мышление, выраженное звуками (А. Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и аку­стического образа (Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существую­щее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть важнейшее средство человечес­кого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораз­дельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представле­ний человека о мире (Н.Д. Арутюнова).

В каждом из этих определений (а число их можно увели­чивать до бесконечности) акцентируются разные моменты: от­ношение языка к мышлению, структурная организация язы­ка, важнейшие функции и т.д., что еще раз свидетельствует о том, что язык — это сложнейшая знаковая система, работаю­щая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. определенными функция­ми. Среди его функций важнейшими являются:

1) коммуникативная (быть средством человеческого обще­ния) с ее производными: контактоустанавливающая функция (ср. формулы приветствия или прощания, которые имеются во всех языках); апеллятивная функция (т.е. функция призыва, по­буждения к действию); конативная функция (т.е. функция ус­воения информации адресатом, связанная с сопереживанием, ср. магическую силу заклинаний или проклятий в архаическом

обществе или тексты реклам - в современном); волюнтатив-ная функция (т.е. функция воздействия, связанная с волеизъ­явлением говорящего); эпистемическая функция (т.е. функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания); эта функция языка связывает его с действительностью (фрагмен­ты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка: так, например, в Центральной Австралии живет небольшое племя аборигенов, которое было вынуждено девять раз в течение пяти лет менять слово, обозначающее воду, потому что умирал человек, нося­щий имя «Вода»');

2) когнитивная функция (т.е. гносеологическая, познаватель­ная функция быть средством получения новых знаний о действи­тельности), эта функция языка связывает его с мыслительной де­ятельностью человека, так как в единицах языка материализуется структура и динамика мысли; производные этой функции: акси­ологическая функция (т.е. функция оценки); номинативная фун­кция (т.е. функция называния); с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивиду­альное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (ср.: в языке эскимосов существует более двадцати назва­ний для льда, а в языке арабов — множество наименований для верблюдов, в которых актуализируются самые разные признаки); предикативная функция (т.е. функция соотнесения информации с действительностью) и др.

Кроме этих основных функций языка, иногда выделяют эмо­циональную или экспрессивную функцию (быть средством вы­ражения чувств и эмоций человека), эстетическую, поэтическую, метаязыковую (металингвистическую — быть средством иссле­дования и описания языка в терминах самого языка) и некото­рые другие. (1 Келлер Р. Языковые изменения. Самара, 1997, с. 29.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из истории языкознания | Язык как общественное явление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.