Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №8. 1. Понятие «культура»: содержание и основные характеристики

1. Понятие «культура»: содержание и основные характеристики.

2. Культура – как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

3. Формы культуры.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: культура, культурное наследие,: материальная культура, нематериальная культура, культурный элемент, ценности, ценностные ориентации, нормы, обычаи, нравы, элитарная культура, народная; культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

 

1. Культура — явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.

Часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная, возвышенная сторона (жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего, искусство и образование. Но существуют еще такие понятия как культура производства, культура управления, культура общения.

В целом можно констатировать, что культура – это то, что производится, социально усваивается и разделяется людьми как членами общества.

Характерными чертами культуры является:

1. Культура как социальный феномен, прежде всего, связана с сознанием. Вне сознания нет культуры. Но культура – это не сознание вообще, это метод ценностного освоения действительности. Культура воплощается в ценностных образцах деятельности. Она формирует эталоны и нормы в обществе.

2. Культура проявляется в двух основных формах: материальной и духовной. Духовная культура включает в себя слова, идеи, обычаи, верования, которые люди создают, а затем поддерживают.

Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: зданий, машин, мебели и т.д., которые он затем постоянно использует и совершенствует.

3. Культура выступает как средство формирования прошлым (накопленным опытом и традициями) жизнедеятельности в настоящем, т.е. человеку чтобы быть полноценным членом общества необходимо перенять опыт предшествующих поколений. Таким образом, преемственность, способность к саморазвитию и изменчивости – важная характеристика культуры.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности и прежде всего посредством воспитания и образования.

 

2. В социализации культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

Культура – как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий, обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

Любое поведение индивида в обществе определяется его ориентацией на ценности. Ценности – главные элементы духовной культуры.

Ценности – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы или общества.

Каждый индивид обладает определенной иерархией ценностей.

Культура, как способ ценностного освоения действительности, выступает в качестве своеобразного механизма, который выявляет, систематизирует, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Индивид, чтобы войти в эту культуру, должен принять ее систему ценностей это возможно через социализацию, в результате которой человек вырабатывает собственные ценностные ориентации. Ценностные ориентации – это принятые личностью как значимые для нее социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения индивида.

Помимо ценностей общую регуляцию поведения человека осуществляют еще и нормы – своеобразные правила поведения. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный, конкретный образец поведения.

Культура, которая указывает на стандарты правильного поведения (т.е. на то, что мы должны или не должны делать) называется нормативной культурой. Нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют.

Выделяют следующие виды норм:

1. обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности, например рукопожатие или еда с вилки. Обычаи возникают бессознательно.

2. нравственные нормы – это те образцы поведения, которым мы должны следовать, поскольку они считаются существенными для благополучия общества. Нравственные нормы возникают постепенно из повседневной жизни и групповой практики людей без сознательного выбора и всегда основаны на вере в правильности или неправильность действий.

3. институциональные нормы. Они отличаются от обычаев и нравственных норм тем, что сознательно разрабатываются и сводятся в формальных и неформальный кодекс. Образцы поведения, ценности, ритуалы, традиции становятся высоко стандартизированными и взаимосвязанными и находят выражение в виде различных социальных организаций и институтов общества, например, армия, банки, школы и т.п.

4. законы. Это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Каждый закон может быть эффективным только тогда, когда он стремится поддержать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказываются, изолируются или даже уничтожаются.

 

3. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная (или высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура называется любительской, она включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д.

Массовая культура. Время ее появления – середина ХХ века. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры. Через систему средств массовой коммуникации печатная и электронная продукция, сегодня охватывает большинство членов общества.

Посредством единого механизма моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби. Ее продукция предназначена для употребления массами.

Образцы массовой культуры базируются на архетипах, то есть бессознательных формах восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию.

Каждое общество имеет некую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. Но в рамках любой культуры общества имеются Социокультурные различия, которые определяются национальностью, родом занятий, местом проживания людей, их полом, возрастом, социально-классовой принадлежностью и т.д. поэтому в обществе могут формироваться группы людей, развивающие такие культурные комплексы, которые не разделяются всеми членами данного общества. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами.

Субкультуру можно определить как культуру какой-либо социальной группы. Это особая форма организации людей, автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающихся своими обычаями, комплексами ценностей и т.д.

Следует различать субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры), и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе (например, некоторые молодежные субкультуры).

Наиболее распространенной субкультурой современности выступает молодежная субкультура.

Однако существует такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Она получила название контркультуры. Например, «наркотическая культура», «восточная мистика и аккультизм», «сексуальная революция» и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №7. Тема: Социальная структура общества | Предпосылки возникновения и выделения социальной психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.