КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика полномочий звеньев организационной структуры центрального банка
В соответствии с иерархией власти и полномочиями, к организационному блоку системы центрального банка относятся Совет директоров (Генеральный совет, Правление), территориальные центральные банки, их филиалы и отделения, РКЦ, полевые учреждения банка и предприятия инфраструктуры. Каждое из звеньев имеет свои полномочия, установленные законодательством. Рассмотрим их подробнее. Начнем с верхнего эшелона власти – Совета директоров, призванного решать наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. Так, в рамках своей функции денежно-кредитного регулирования во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, как отмечалось, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, выступает кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Реализацию возложенных на центральные банки полномочий обеспечивают их руководители. В частности, Председатель Центрального Банка Российской Федерации: – действует от имени Банка; – представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, коммерческими банками, организациями зарубежных стран и международными организациями, другими учреждениями и организациями; – назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности; – подписывает приказы и издает указания, обязательные для всей системы Банка России. Полномочия второго уровня системы Центрального банка Российской Федерации не менее определенны, К нему относятся территориальные банки – главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки. Данные территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограниченны. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.
Главные территориальные управления без согласования с Банком России не имеют также права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России. Отношения главных управлений с коммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат. Рассматриваемые нами учреждения второго уровня органов управления Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Немаловажное значение здесь имеет также деятельность расчетно-кассовых центров – составной части главных территориальных управлений и соответственно структурных подразделений Банка России. Организованные по региональному принципу РКЦ включают: 1) головной расчетно-кассовый центр; 2) межрайонный расчетно-кассовый центр; 3) районный расчетно-кассовый центр. РКЦ выполняет следующие возложенные на него полномочия: – обеспечивает межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания;
– проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений; – участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия); – по распоряжению главного территориального управления проводит проверки и применяет санкции к кредитным учреждениям; – определяет предельные остатки наличных денег в кассах коммерческих банков и других юридических лиц, расположенных на территории его обслуживания; – проводит оперативный контроль за соблюдением кассовых операций; – во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др. Третий уровень системы Банка России – полевые учреждения – в своих полномочиях имеет определенные учреждения особенности. В основном это связано с «двойным» подчинением центральному банку и органам Министерства обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения, как отмечалось, выступают составной частью системы Банка России. Решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации. Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с одной стороны, похожими на банковские учреждения, с другой – существенно отличными от них. Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения: 1) занимаются банковским обслуживанием юридических и физических лиц; 2) могут по разрешению Банка России эмитировать наличные деньги в обращение;
3) осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц организацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов); 4)при необходимости по решению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось, межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в данном регионе; 5) в своей банковской деятельности регулируются исключительно федеральными законами и нормативными актами Банка России. Не менее заметно и отличие полевых учреждений от банков обычного вида. Отличие состоит в том, что: 1) клиентами полевых учреждений является особая категория лиц – воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных органов; юридические лица, обеспечивающие безопасность Российской Федерации; физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями; 2) полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по банковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежного обращения); 3) вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовываться с Банком России; 4)полевые учреждения могут создаваться и функционировать непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территории иностранных государств; 5)в своей деятельности полевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военным законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также нормативными актами Банка России. Огромную роль в организации деятельности учреждений центрального банка играют учреждения инфраструктуры, поддерживающие его эффективное функционирование. Среди них: – учреждения, поддерживающие его функциональную деятельность в области регулирования денежного оборота; к ним можно отнести вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.;
– учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно в структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов, связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных, сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов; – учреждения, обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической стороны. При Банке России действуют различные технологические центры; – учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров; – учреждения, организующие научные исследования банковской сферы. В структуре центрального аппарата Банка России функционирует Департамент исследований и информации. Немалую роль здесь играют различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне территориальных банков. Ряд центральных банков за рубежом поддерживают тесные контакты с научными центрами (научно-исследовательскими институтами), высшими учебными заведениями, организующими исследования банковской сферы на договорных началах. Центральные банки за рубежом практикуют комплексные исследования важнейших проблем экономики и денежного обращения, организуют научные дискуссии, позволяющие определить перспективу развития денежно-кредитных отношений в рыночной экономике. Ведущую роль в организации деятельности банковского персонала играет Совет директоров Банка России. Он определяет условия найма и увольнения своих служащих, оплату их труда, служебные обязанности и права, систему поощрения и дисциплинарного взыскания. В соответствии с перечнем должностей, определяемых Советом директоров, служащие Банка России не имеют права: – работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности); – работать в кредитных и других организациях. В случаях, если служащие Банка России приобретают доли (акции) кредитных организаций, они должны в десятидневный срок письменно уведомить об этом Совет директоров; – разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров. Для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России Совет директоров создает пенсионный фонд, организует страхование их жизни и медицинское страхование. Определенная категория служащих Банка России может получать кредиты на личные нужды только в Банке России. В структуре организационного построения Банка России практически на всех условиях его властных полномочий функционируют кадровые службы. В центральном аппарате Банка России сформирован Департамент персонала, подчиняющийся первому заместителю Председателя Банка России.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |