Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская программа К. Ясперса

Ясперс-представитель немецкой ветки экзистенционалистической философии. Начал свою д-ть с критики позитивизма и идеализма. Яспрес упрекает позитивизм в том, что позитивисты склонны рассм бытие как мир сущих вещей, восприн человека эмпирически, а это ведет к тому, что чел явл вещью. Опасность позитивизма в том,что он способен породить некие технократические тоталитарные общ-ва. Гл вид познания д-ти – научно-техническая д-ть, т.е. это манипулирование предметами и вещами, как основами бытия. Противоположником позитивизма выступает идеализм, кот в основу бытия кладет некое идеальное целое. Яспрес критикует то, что цель познания, цель бытия нах где то очень далеко впереди. Критикует лозунг неокантианцев: «Цель ничто- движение все». Однако, между позитивизмом и идеализмом есть очеидное сходство: на вопрос «Что реально существует?» они отвечают всеобщее и целое, они верят в возм-ть некого окончательного познания. Выступают как некие гносеологический оптимисты. И те и другие забывают об историчности нашего бытия. И там и там отсутствует реальное понимание личности. Яспрес говорит о том, что надо по новому решать проблему бытия, познания и человека. Если говорить о мире, то нельзя егопредст как некое расчлененное целое или как некое расчлененное бытие. Если говорить о позанании то нужно признать, что познать мир до конца мы никогда не сможем. Человек должен быть понят в его историчности как экзистенция,кот связана с трансценденцией. Яспрес ставит проблему соотн свободы и экзистенции. Он пытается понять связь свободы с позананием, произволом и законом. Иссл эту проблему яспрес пишет, что свобода непосредственно связана с познанием.1. Не может быть свободы без знаний.2. не может сущ свободы без произвола. Человек должен иметь право сказать «я хочу». 3. Человек сознательно стремится жить согласно законам мира, бытия. Поэтому не может быть свободы без законов. Однако перед Яспрусом встает проблема «как отличить свободу от произвола?». Дело в том, что с точки зрения внешнего наблюдателя наш поступок соверш на основании свободы. И поступок в кот мы руководствуемся неким произволом. Яспрус в отл от Хайдеггера вводит в свою философию идею разума. Разум связывается с понятием «обьемлющий». Яспрес выделяет 2 вида бытия: 1. бытие, нетождественное обьекту.2. бытие,кот явл мы сами, оно не тождественно субьекту. Бытие само по себе вкл в себя: мир и трансценденцию. Бытие, кот явл мы сами сост из: наличного бытия, сознания вообще, дух вообще и экзистенция. Разум служит способом понимания этой картины бытия. Понять экзистенцию средствами науки невозможно. Понятия,кот раскрывают сущ-ть экзистенции явл историчность и коммуникация. Яспрус задается вопросом: «Как соединить всеобщность истинности и ее принадлежность нашему справедливому сознанию?». Та же самая проблема сущ и в отн свободы. Это проблема соединения уникальности и универсальности. Это возможно если мы вводим понятие «другого». Человек не может стать личностью в одиночку. Наша свобда возм если свободен др чел. Способ соед нас и другого наз экзистенциальная коммуникация. Это такой способ общения людей, когда чел перестает играть какие либо роли,навязанные общ-вом (муж,отец). Экзистенц. Коммуникация противостоит массовой., обьектами кот мы явл. Т.е. мы должны найти чел, перед кот мы способны снять маски. Возможно это сделать смыслом всей жизни. Истинность понимается как сообщаемость. Истина для нас это то, что мы можем сообщить другим. Вторая сторона экзистентности-историчность, кот всегда связ нас с нашим сознанием, конечностью нашего бытия. Осознание чел своей историчности прих в состоянии «пограничная ситуация»- смерть,вина, страх.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения философии С. Кьеркегора | Фрейдизм как явление культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.