Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковые знания, речевые навыки и умения




Знания по всем уровням языка расширяют лингвистический кругозор учащихся, способствуют развитию логического мышления и, самое главное, являются теоретической базой для речевого развития, для выработки орфографической и пунктуационной грамотности. В соответствии с этим в каждом разделе программы под цифрой I даны языковые понятия и теоретические сведения о них, а под II – умения и навыки устной и письменной речи, которыми должны овладеть учащиеся в связи с изучением указанного в первом пункте теоретического материала.

Программа построена по линейно-ступенчатому принципу: последовательность подачи материала определяется логикой самого предмета "Русский язык", а также педагогическими соображениями о доступности материала. Некоторые темы, например, "Словообразование", "Части речи" (существительное, глагол, прилагательное) с учетом степени трудности возрастных возможностей учащихся изучаются ступенчато, т.е. дважды: в V и VI классах.

Во всех классах последовательно изучаются темы: "Язык и речь", "Текст", "Лексика" (V-VII классы), "Фразеология" (8 и 10 классы).

Количество часов на изучение каждой темы дано ориентировочно. Учитель может изменить это количество в соответствии с конкретными условиями работы в том или ином классе.

В программе реализуется принцип многоаспектного (комплексного) обучения русскому языку на синтаксической основе; изучение грамматического материала проводится в тесной связи с изучением лексики, а обогащение словарного запаса учащихся сопровождается усвоением произношения, правописания, грамматических форм слов.

Разделы самой грамматики – морфология и синтаксис – изучаются также в тесной связи друг с другом; изучение морфологии на синтаксической основе является ведущим принципом изучения грамматики. Изучение грамматики сочетается с работой по практической стилистике.

Изучение грамматического материала сопровождается работой по совершенствованию навыков произношения, формирования орфографических и пунктуационных навыков, развитию речевых навыков и умения, обучения речевому общению.

Курс русского языка в каждом классе завершается обобщающим повторением изученного за год. Темы для повторения выбирает сам учитель, выделяя главное, основное и исходя из уровня знаний, умений и навыков учащихся.

При раскрытии языкового материала в программе авторы руководствовались принципами: а) структурно-семантического описания – языковые явления объясняются в единстве формы и значения и даются в традиционной последовательности описательной грамматики; б) функционально-семантического описания – языковые явления группируются по выражаемой ими функции: субъекта, объекта, времени, пространства, причины, цели и т.д.; в) функционально-коммуникативного – языковые явления даются в соответствии с их коммуникативными функциями.

В программе V класса новый материал начинается с темы "Язык и речь", где даются элементарные сведения о языке и его функциях, о роли родного и русского языков. Тема "Текст" дает общее понятие о тексте и его основных свойствах. Тема "Лексика" знакомит учащихся со словом как единицей лексической системы, с его значением, а также со словарями. Темы "Фонетика, графика. Произношение и написание" содержит материал о звуках речи, их образовании, способах передачи их на письме. Основная цель здесь – овладение навыками произношения, усвоение фонетического строения слова, развитие речевого слуха и артикуляционной базы. Тема "Состав слова и словообразование" дает элементарные сведения о морфемном строении слова, общие сведения о значимых частях слова и связанных с ними правилах орфографии.

В пропедевтическом разделе "Синтаксис и пунктуация" даются основные сведения о словосочетании и предложении. Такое синтаксическое введение обеспечит возможность изучения всего последующего грамматического материала на синтаксической основе. Здесь прививаются навыки построения словосочетаний и предложений, отрабатывается интонация повествовательных, вопросительных, побудительных, а также восклицательных предложений.

Далее в V-VI классах изучается морфология. Основной единицей изучения в морфологии является слово как часть речи. При изучении каждой части речи обращается внимание на три момента: дается понятие об общем грамматическом значении части речи (обозначение предмета существительными, действия – глаголами и т.д.), о грамматических категориях и разрядах, о способах изменения слов данной части речи (например, категория рода у существительных, изменение их по числам и падежам; разряды имен существительных: одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные) и, наконец, о синтаксической роли той или иной части речи в предложении.

При изучении морфологии большое внимание уделяется усвоению орфографии, т.к. многие орфографические правила связаны с той или иной частью речи.

В VII-VIII классах изучается синтаксис. Учащиеся должны прочно овладеть следующими понятиями: словосочетание, предложение, связь слов в словосочетании и предложении, главные и второстепенные члены предложения, основные типы простого и сложного предложения. Учащиеся должны научиться правильно строить предложения различных типов, уметь употреблять их в речи, а также практически овладеть навыками построения текста.

При изучении синтаксиса проводится работа над интонацией и привитием навыков пунктуации. Изучение каждой синтаксической темы сопровождается повторением соответствующего материала по морфологии в целях совершенствования навыков учащихся в словообразовании и словоизменении частей речи. При этом особое внимание обращается на управление, согласование слов и на другие вопросы грамматики, трудные для учащихся башкирской школы.

Рекомендуется рассматривать отдельные синтаксические категории в сопоставлении с родным языком, учащимися.

При обучении синтаксису повторяются лексические и морфологические средства выражения тех или иных функций. Например, способы выражения цели: лексические – назло, нарочно; морфологические – ради шутки; синтаксические – приточное цели: чтобы подшутить.

При изучении грамматики учащиеся имеют дело с анализом и синтезом языкового материала. Анализ необходимо для лучшего понимания механизма построения слов, словосочетаний, предложений для понимания законов функционирования частей речи в предложении и связном тексте. Упражнения аналитического характера не должны быть самоцелью. Анализ нужен для последующего синтеза – построения синтаксических единиц. Поэтому упражнения на составление словосочетаний, предложений, текстов должны занимать доминирующее положение.

В IX классе обобщается и повторяется весь изученный в 5-8 классах теоретический языковой материал; дается обобщающе-систематический курс орфографии и пунктуации; изучаются разделы "Стилистика и культура речи", "Практическая стилистика" (стилистические средства лексики, морфологии, синтаксиса).

Здесь же проводится целенаправленное обучение устному речевому общению (в том числе дискуссионному и научно-учебному) и письменному речевому общению (в т.ч. умению писать сочинения: выбор темы, основная мысль, заголовок; подбор материала; совершенствование написанного; умение писать сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

Количество часов в программе соответствует базисному плану средних общеобразовательных башкирских школ, утвержденному Министерством образования Республики Башкортостан.

 

 

Глава 3. Средства обучения русскому языку и контроля.

Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются контроль и оценка.

В современной педагогике средства обучения классифицируются А.В. Хуторским по следующим признакам:

· По составу объектов – материальные (помещение, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели);

· По отношению к источникам - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные предметы);

· По сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· По способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

· По характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

· По носителю информации – бумажные (учебники, карточки) и электронные (компьютерные программы, электронные учебники). (По А.В. Хромскому, с. 402).

 

В «Словаре-справочнике по методике преподавания русского языка» (М.Р. Львов, 1999, с.223) указано, что средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов:

§ Учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения: языковые понятия и термины, входящие в школьную программу, их определения, правила, примеры языковых единиц, употребляемые в процессе обучения для иллюстрации определений и правил, для упражнения, примеры употребления языковых единиц в речи, т.е. макеты;

§ Методов и приемов обучения – как при усвоении языкового материала, так и формировании речевых умений и навыков говорения, чтения, письма, аудирования;

§ Организации учебно-воспитательной работы по русскому языку, таких ее форм, как уроки и их системы, лабораторные занятия, экскурсии, внешкольные и внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия и пр.

§ Особо выделяются материальные средства обучения русскому языку:

§ а) учебные комплексы (комплекты): учебники, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, картины, звукозаписи, кино-телефильмы и др.;

§ б) аппаратура ТСО для воспроизведения звучащей и письменной речи;

§ в) контрольно-обучающие устройства, принадлежности письма, лингафонные и компьютерные кабинеты, лаборатории, кабинеты русского языка и пр.

Средства обучения можно разделить на основные и неосновные, вспомогательные, сопутствующие. К основным относятся:

1) учебники,

2) учебные пособия, дополняющие учебник: сборники упражнений, дидактические материалы, справочники, словари;

3) наглядные пособия различных видов.

Неосновными, вспомогательными средствами обучения русскому языку могут быть пособия, обслуживающие не весь учебный процесс, а отдельные его этапы, виды, элементы. К таким средствам относятся различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, мел, магнитофон, видеоаппаратура, компьютер, кодоскоп, телевизор и т.д.).

3.1. Учебник как ведущее средство обучения русскому языку.

В системе средств обучения каждому предмету, в том числе и русскому языку, учебник является наиболее важным средством, так как играет выдающуюся роль в обучении, связан со всеми другими средствами, непосредственно или опосредованно использует их содержание и построение.

Как утверждает Н.М. Шанский, учебник русского языка в условиях национальной школы является «основным пособием, которое в принципе определяет всю совместную работу учителя и учащихся в сложном процессе обучения их речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления и семиотической (знаковой) системы». (Шанский Н.М. Содержание и структура школьного учебника русского языка и литературы для национальной школы.- М., 1974,- с. 3).

Опыт перехода общеобразовательной школы на новое содержание образования убедительно показал, что именно учебник – окончательный критерий оценки возможностей повышения научного уровня современного школьного образования. Как отмечал Д.Д. Зуев, «какие бы прогнозы ни строили авторы новых программ, жизнь неумолимо корректировала их, едва эти программы облекались в форму учебника массовой школы. Именно учебник призван определить тот уровень доступности (с учетом возрастных или иных критериев), вне которого нет школьного образования». 1

В условиях школьного преподавания русского языка учебник является основным пособием, определяющим всю совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, ученика и родителей дома.

Учебник (учебная книга), как и любой научный труд, имеет свой предмет, структуру, основные и сопутствующие компоненты. В отличие от произведений художественной литературы, чисто лингвистических трудов, научных трактатов из области точных, естественных и др. наук он предназначен, прежде всего, быть средством обучения, способствующим ученику в усвоении содержания определенного школьного предмета. Кроме того, учебник по своей цели, представленному в нем материалу – это книга, которая не ограничивается изложением фактов, научных сведений лишь по данной узкой дисциплине, он часто выходит за ее рамки.

Так, например, разрабатывая учебник русского языка для башкирской или любой другой национальной школы, автор должен продумать, как будут

представлены в данном пособии следующие его компоненты:

1)основной текст, содержащий правила, определения и теоретические сведения о русском языке и его грамматике; 2) дополнительные тексты, служащие основой для упражнений; 3) система практических упражнений, направленных на воплощение теоретических знаний в устойчивые навыки устной и письменной речи; 4) сведения и специальные упражнения на сравнение русского и родного языков; 5) материалы на воспитание у детей лингвокультурологических навыков; 6) компонент учебника, служащий методической ориентацией для учителя. Самым главным компонентом учебника из перечисленных, безусловно, является первый, который мы обычно называем теорией языка, основным составляющим содержания учебника. Требуется определение его объема, конкретного содержания и дозировки по классам.

_______________________________

1 Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983. –с. 34-35.

 

Определяя содержание обучения русскому языку в национальной школе, авторы, прежде всего, исходят из необходимости учета возрастных и психологических особенностей учащихся, структурно- семантической и фонологической специфики родного языка, достижений лингвистической, психологической и педагогической наук, типов национальных школ и принятого в ней языка обучения.

Основные компоненты содержания курса русского языка и требования к их раскрытию подчиняются общедидактическому принципу научности, который не допускает искажения теоретических положений, принятых в русской лингвистике.

В понятие содержания обучения входят: языковые знания, основанные на изучении фонетики, лексики и фразеологии, в целом грамматики.

Национальные школы в своем развитии достигли такого уровня, что в учебники русского языка авторы смело включают уже с V класса, кроме традиционных, такие темы, как «Язык и речь», «Текст», «Стилистика и культура речи», «Речевое общение». Изучение этих тем позволяет нерусским детям овладеть русским языком на функциональном уровне, получить речевые навыки осознанно, понимая структурные и стилистические особенности не только отдельных предложений, но и текстов, опираясь на теоретические знания по стилистике, о жанрах текстов и т.п.

Учебник выполняет различные функции в учебном процессе, главные из них: информативная (учебник является источником знаний о системе языка), обучающе-тренировочная (система упражнений в учебнике способствует отработке речевых навыков и умений), мотивирующая (учебник стимулирует активную работу ученика на уроке, призван вызвать интерес к изучению языка, создать положительную мотивацию, что предъявляет особые требования, как к содержанию учебника, так и к его оформлению), коммуникативная (материал учебника создает ситуации общения, воображаемые или естественные, побуждает ученика к речевой деятельности, организуя работу в парах, коллективную работу или монологическое высказывание), контролирующая (значительное число заданий к упражнениям учебника направлено на проверку и контроль не только языковых знаний, но и в основном речевых умений и навыков).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.