Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Организация управления судном

Организация управления судном

Лекция 1

ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

з дисципліни Управління судном

 

підготовка бакалаврів

галузь знань 0701 «Транспорт і транспортна інфраструктура»

напрям підготовки: 6. 070104 «Морський та річковий транспорт»

професійна спрямовання «Судноводіння»

 

 

курс: перший

 

форма навчання: денна

 

м. Херсон 2013 р.


Опорний конспект лекцій дисципліни Управління судном розробив згідно навчального плану й галузевого стандарту вищої освіти підготовки бакалаврів зі спеціальності 6.070104«Судноводіння» з галузі знань 0701 «Транспорт і транспортна інфраструктура», асистент Кафедри судноводіння, охорони праці та навколишнього середовища Батенко В.В. (рос. мов.)

 

 

Опорний конспект лекцій розглянуто та ухвалено на засіданні кафедри Управління судном та безпеки життєдіяльності на морі

____ ____________________ 20__ р. протокол № ___

 

 

Начальник навчально-методичного відділу ______________ В.В.Черненко

(підпис)

 

 

Завідувач кафедри професор _______________ С.Є.Селіванов

(підпис)


 

 

ЗМІСТ

Лекция 1. Организация управліния судном. Ст 4-18 Лекция 2. Надйожність оператора. Ст 19-26 Лекция 3. Классифікація судєн. Ст 27-33 Лекция 4. Теоретичні основи управління судном. Ст 34-38 Лекция 5. Сили та моменти, діючі на судно при его рухі. Ст 39-42 Лекция 6. Вліяння гребного винта та руля на управління судном. Ст 43-49 Лекция 7. Маневренні характеристики судна. Ст 50-54 Лекция 8. Вліяння різноманітних факторів на поворотлівість судна. Ст 55-57 Лекция 9. Информація о маневренних характеристиках судна. Ст 58-61 Лекция 10. Средства покращення маневренних характеристик судна. Ст 62-65      
       
     

План лекции:

1. Введение

2. Судно как объект управления. Понятие «человеческий фактор» и требования

нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий

С точки зрения науки «судовождение -- единый процесс, обеспечивающий плавание и управление судном для достижения намеченных целей». Известно, что цели торгового, промыслового, научного и военного мореплавания различны. Однако требования к обеспечению безопасности мореплавания едины, а общая задача судовождения универсальна. Навигационная безопасность плавания -- непременное условие решения любой задачи мореплавания, а общая задача судовождения кратко формулируется так: «провести судно из одного пункта в другой по заранее намеченному, безопасному и наивыгоднейшему пути». Под безопасным и наивыгоднейшим путем понимается такой, при котором судно прибудет в пункт назначения в кратчайший или назначенный срок с наименьшим расходом топлива (энергоресурса) и других запасов, а также с наименьшим риском встречи с навигационными опасностями, с другими судами и опасными гидрометеоявлениями.

 

Несмотря на развитие средств навигационного оборудования и ужесточение требований к судоводителям и судовладельцам как со стороны ИМО, так и со стороны национальных департаментов, навигационная аварийность остается еще высокой. Не менее половины гибели судов торгового флота происходит вследствие посадки на мель либо столкновений, т.е. напрямую связаны с деятельностью лиц ходовой навигационной вахты.

 

Детальные расследования обстоятельств аварий показали, что в основе подавляющего большинства морских трагедий лежат неправильные или несвоевременные действия (бездействия) судового персонала. «Человеческий фактор» обуславливает 70--80% аварий и катастроф. Достаточно вспомнить только самые известные трагедии, произошедшие с судами «Титаник», «Андреа Дориа», «Адмирал Нахимов», «Михаил Лермонтов», «Александр Суворов» и т.д.

 

В контексте безопасности мореплавания под человеческим фактором принято понимать возможности и способности человека по приему, обработке информации и принятию решений в различных условиях его функционирования.

 

Естественно возникает вопрос: как установить барьер на пути навигационной аварийности? Как предупредить неправильные или несвоевременные действия экипажа и, в первую очередь, естественно, персонала ходовой навигационной вахты? Очевидно, что наряду с повышением уровня профессиональной подготовки экипажей судов и техническими мерами, необходимы мероприятия организационного характера.

 

Подобно всем знаниям, основанным на практике, несение вахты на ходовом мостике с выполнением всех необходимых требований судовождения основано на приобретении практических навыков, поддержании полученных знаний на должном уровне и постоянном их совершенствовании.

 

Следует отметить, что до начала 90-х годов прошлого столетия проблемы безопасности мореплавания в основном решались за счет разработки новых правил и нормативных документов в виде различных Международных конвенций, совершенствования транспортных средств и технологического оборудования, что, конечно, давало свои положительные результаты, но неучет влияния «человеческого фактора» на результаты управления судном сделал свое дело. Эта проблема заключается еще и в том, что на данный момент нет достаточных знаний об естественных законах поведения человека и о причинно-следственных связях взаимодействия на человека различных факторов, особенно в экстремальных условиях.

 

Традиционные методы и принципы управления, предпринимаемые для достижения главной цели управления, оставляли в стороне важнейший аспект, оказывающий весьма существенное влияние на безопасность мореплавания -- «человеческий фактор».

 

Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной важности роли человеческого фактора в проблеме безопасности мореплавания и необходимости его всестороннего изучения и учета на всех этапах профессионального становления специалистов морского флота, особенно судоводителей, так как значительная часть аварий приходится именно на судоводителей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Начало урока в разных типах организации | Судно как объект управления. Понятие «человеческий фактор» и требования нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.