Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение качества после производства продукции




Обеспечение качества в процессе технологической подготовки производства и при производстве продукции

Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства (оборудование, комплектующие, оснастка, инструмент, персонал, техническая документация и др.) обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации. Для этого система управления качеством должна обеспечивать работу всех элементов производства в управляемых условиях. Особое внимание следует уделить производственным процессам, формирующим параметры продукции, измерение которых связано с трудностями и большими экономическими затратами.

Обязательным элементом системы должен стать контроль испытания готовой продукции и процесса производства, а также оценка качества на основе проверки продукции, принятой ОТК. Для этого вырабатываются корректирующие мероприятия, сти­мулирование персонала на целенаправленное планомерное по­вышение качества изготовления.

Качество производства обеспечивается следующими мероприятиями:

1) планированием производственных операций, подробно документируемых в рабочих инструкциях;

2) техническим контролем производственных процессов;

3) созданием условий, исключающих возможность повреждения материалов, полуфабрикатов и продукции в ходе производства (соответствующим хранением, защитой и перемещением).

4) поверкой, калибровкой и испытаниями оборудования, инструментов и оснастки.

Система качества на послепроизводственных этапах обеспечивает качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже; предусматривает обеспечение ресурсами, условий и мероприятий, предотвращающих появление дефектов.

Все факторы, влияющие на качество продукции на этих этапах, должны находиться в управляемых условиях.

Качество на этих этапах ЖЦП обеспечивают:

1) планирование всех процессов;

2) создание условий, исключающих возможность порчи продукции до
отправки потребителю или в торговую сеть и при погрузочно-разгрузочных
работах;

3) грамотно составленная сопроводительная документация на продукцию;

4) поверка и испытание контрольно-измерительного и прочего оборудования, используемого при монтаже;

5) согласование взаимных обязательств продавцов и потребителей.

Резюме

 

К управлению качеством необходим системный поход, затрагивающий все этапы жизненного цикла продукта. Основной моделью качества в настоящее время является «петля качества». Она включает в себя все этапы Жизненного цикла продукции.

Качество продукции закладывается при маркетинговых исследованиях, конструкторских и технологических разработках, создается при изготовлении, но проявляется или реализуется лишь в эксплуатации.

Для качества как объекта управления характерны такие процессы, как планирование, контроль, анализ, регулирование. Значимую роль в управлении качеством продолжает играть контроль, предполагающий выявление брака и его причину. Эти процессы наряду с другими работами по обеспечению и совершенствованию качества происходят в рамках системы управления качеством организации.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспе­чение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведе­ние определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества.

Разработка системы качества продукции состоит из следую­щих этапов:

Ø информационное совещание;

Ø принятие решение о создании системы качества;

Ø разработка плана - графика создания системы качества;

Ø определение функций и задач системы качества;

Ø определение структурных подразделений;

Ø разработка структурной и функциональных схем управления качеством;

Ø определение состава документации системы качества;

Ø разработка нормативной документации и «Руководство по качеству»;

Ø внедрение системы качества продукции;

Ø проверка, отладка и совершенствование системы качества.

Вопросы самоконтроля

1. Из каких этапов состоит жизненный цикл продукции?

2. В чем заключается отличие «петли качества» от «спирали качества»?

3. В чем состоят основные преимущества внедрения систем менеджмента качества?

4. Каковы требования к политике предприятия в области качества?

5. Какова роль руководства предприятия во внедрении систем менеджмента качества?

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Лекция 5. Международные стандарты ИСО серии 9000:

их назначение, объекты, структура

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством су­ществовали уже с середины 70-х годов. В первую очередь они разрабатывались и применялись в важнейших отраслях промышленности: ядерная энергетика, авиация, космонавтика, производство военной техники и др.

Международный опыт управления качеством обобщен в пакете меж­дународных стандартов ISO-9000. История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. XIX столетия. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BS 5750, одобренных Британским институтом стандартов (BSI - British Standard Institute) в 1979 г.

В Великобритании, начиная с середины 70-х годов, все отрасли государственного сектора экономики разработали требования по обеспечению качества, которые были изложены в стандарте BS 5750 «Системы обеспечения качества, ч. 1,2,3». Эти требования сводились к тому, что «поставщики обязаны разрабатывать эффективную и экономически пригодную систему обеспечения качества, выпускать документацию на нее и способствовать ее функционированию». Стандарт применялся в целях обеспечения качества на этапах проектирования и создания атомных электростанций, установок для добычи нефти и газа в районе шельфа, общественных и производственных зданий и др. Стандарт BS 5750 и есть первая редакция стандарта ISO-9000, принятого Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) в марте 1987 г.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в 1979 г. в составе ISO был создан Технический комитете № 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176).

Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Первоначально они вводились главным образом «для внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем качества на производстве.

Данная версия не была свободна от принципиальных недостат­ков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: «В стандартах ИСО се­рии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения качества, удовлетворения потребителя или участия служащих... Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчивают­ся, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000, но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового класса».

В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стан­дартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенно­сти потребителя посредством предупреждения выпуска несоответ­ствующей продукции. При этом система качества рассматривалась как средство, обеспечивающее соответствие продукции установлен­ным требованиям.

Кратко раскроем содержание стандартов ISO серии 9000 версии 1994 г.:

Ø стандарт ISO 9001:94 «Системы качества. Модель обеспечения качест­ва при проектировании, разработке, производстве, монтаже и об­служивании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию, соответствующую установленным требования;

Ø стандарт ISO 9002:94 «Системы качества. Модель обеспечения качест­ва при производстве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика поставлять продукцию, соответствующую требованиям, по разработанному проекту. Поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта;

Ø стандарт ISO 9003:94 «Системы качества. Модель обеспечения качест­ва при окончательном контроле и испытаниях» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика выявлять любые несоответствия продукции и управлять утилизацией этой продукции в процесс окончательного контроля и испытаний.

Взаимосвязь между уровнями стандартов второй редакции ISO 9001, 9002, 9003 показана на рис. 17.

 

 

Рис. 17. Взаимосвязь между стандартами

ISO 9001, 9002, 9003 версии 1994 г.

 

 

Серией стандартов ИСО 9000:1987 и 1994 гг. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система каче­ства:

Ø система качества полного производственного цикла – от проектирования новых видов изделий, их производства и реализации, до технического обслуживания готовой продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9001:1994.

Ø система качества для производственного цикла, не вклю­чающего проектирование, т. е. для выпуска традиционной продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9002:1994.

Ø система качества для организаций, осуществляющих толь­ко контроль готовой продукции, не занимаясь ее производством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9003:1994.

Однако и эта версия данных стандартов содержала существенные недостатки. Совершенствование системы управления качеством на основе этих стандартов нередко приводило к излишней формализации и бюрократизации управления.

Кардинальное совершенствование данной версии стандартов произошло в 2000 г. Как сказано в стандарте ИСО 9000:2000, «целью новой системы менеджмента качества стали постоянные улучшения для увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон».

Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов, теперь содержит 5 базовых стандартов:

Ø ISO 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» (описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества);

Ø ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

Ø ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность дея­тельности предприятий);

Ø ISO 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды» (содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды);

Ø ISO 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию, что облегчает их совместное использование. Они могут использоваться как совместно, так и раз­дельно.

Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. При этом стандарт ISO 9001 излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика, a ISO 9004 служит для совершенствования деятельности в организации. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть раз­работаны конкретными отраслями.

Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т.е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.

 

 

Стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 версии 1994 г. Документ включает практически все требования ISO 9001-1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта - вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов, что вызывало у многих предприятий (прежде всего малых или предоставляющих услуги) проблемы с адаптацией стандарта к их собственной организации, введены 5 основных разделов:

o система менеджмента качества (руководство по качеству, управление документацией, управление записями);

o ответственность руководства (политика в области качества, цели, планирование, система управления качеством, анализ со стороны руководства);

o менед­жмент ресурсов (управление людскими, информационными ресурсами, инфраструктурой);

o управление процессами (планирование процессов ЖЦП, удовлетворенность потребителей, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание);

o измерение, анализ и улучшение (проверки, управление процессами, постоянное улучшение).

Новая версия стандарта базируется на восьми принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качества (TQM):

1) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4) Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5) Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6) Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

 

 

В основу стандарта положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущест­во процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем вы­полнения их требований. На рис. 18 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

 

 
 

 


Рис. 18. Модель процесса менеджмента качества

 

Процессная модель может быть охарактеризована следующими особенностями:

1) Необходимостью измерения входных и выходных показа­телей любого процесса, а, следовательно, рассмотрение любой операции или деятельности организации, получающей входные и выходные оценки измерения, как процесса.

2) Оценка удовлетворенности потребителя как непременное условие для оценки качества всей системы. Выпускаемые това­ры или услуги должны соответствовать рынку. Следовательно, соответствовать рынку должно и качество продукции. Оно не должно быть ни слишком низким, ни излишне высоким, а именно таким, какое требуется покупателю. Отклик на степень удовлетворенности конечного потребителя и гибкое изменение всего производственного процесса с учетом результатов прово­димого анализа легли в основу концепции постоянного совер­шенствования системы качества.

3) Реализация для всей системы и каждого процесса замкнутого цикла управления. Концепция, содержащаяся в данных стандартах, базируется на подходе, получившем название цикла PDCA, или цикла Деминга. Замкнутый цикл решения проблем начинается с анализа взаимосвязи между результатами деятельности и причинами, их породившими. Чтобы предотвратить повторное появление при­чин, приводящих к нежелательным результатам работы, разраба­тываются и осуществляются меры по решению проблемы. Одним из важнейших моментов цикла PDCA является этап проверки результата, когда независимо от успеха или неудачи любой ре­зультат является значимым для предприятия. Именно на этих вы­водах базируются дальнейшие управленческие решения.

Перечисленные особенности являются весьма важными при формировании системы качества, основанной на процессном подходе. Ориен­тация же процессного подхода на постоянное совершенствова­ние требует не только специальной подготовки, но и хорошо организованной текущей работы организации.

Стандарт ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению качества» нацеливает организацию на учет и максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: заказчиков, владельцев, персонал, поставщиков, общества. Иначе говоря, речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгодным и предприятию, и другим упомянутым субъектам.

Пересмотренный стандарт ISO 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ISO 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ISO 9001:2000.

Действующий стандарт ISO 8402 преобразован в стандарт ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт состоит из трех разделов:

o область применения;

o основные положения систем менеджмента качества (требования к системам, подход, политика и цели в области качества, документация);

o термины и определения (термины, относящиеся к качеству, менеджменту,
процессам и продукции, характеристикам, соответствию, документации, оценке, аудиту, обеспечению качества процессов измерения).

Стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. При этом «Словарь» (ISO 8402) подвергается пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть «старых» понятий.

Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в международном сотрудничестве и развитию национальных экономик. Усиливающиеся условия конкуренции и потребность выхода на новые рынки внутри страны и за ее пре­делы для российских предприятий диктуют единственно возможный путь - работу в соответствии с международными нормами и правилами. Следует отметить, что принятые в августе 2001 г. российские стандарты в области обеспечения качества аутентичны международным стандартам и имеют показанные выше индексы обозначения (ГОСТ Р ИСО).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.