КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение качества после производства продукции
Обеспечение качества в процессе технологической подготовки производства и при производстве продукции Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства (оборудование, комплектующие, оснастка, инструмент, персонал, техническая документация и др.) обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации. Для этого система управления качеством должна обеспечивать работу всех элементов производства в управляемых условиях. Особое внимание следует уделить производственным процессам, формирующим параметры продукции, измерение которых связано с трудностями и большими экономическими затратами. Обязательным элементом системы должен стать контроль испытания готовой продукции и процесса производства, а также оценка качества на основе проверки продукции, принятой ОТК. Для этого вырабатываются корректирующие мероприятия, стимулирование персонала на целенаправленное планомерное повышение качества изготовления. Качество производства обеспечивается следующими мероприятиями: 1) планированием производственных операций, подробно документируемых в рабочих инструкциях; 2) техническим контролем производственных процессов; 3) созданием условий, исключающих возможность повреждения материалов, полуфабрикатов и продукции в ходе производства (соответствующим хранением, защитой и перемещением). 4) поверкой, калибровкой и испытаниями оборудования, инструментов и оснастки. Система качества на послепроизводственных этапах обеспечивает качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже; предусматривает обеспечение ресурсами, условий и мероприятий, предотвращающих появление дефектов.
Все факторы, влияющие на качество продукции на этих этапах, должны находиться в управляемых условиях. Качество на этих этапах ЖЦП обеспечивают: 1) планирование всех процессов; 2) создание условий, исключающих возможность порчи продукции до 3) грамотно составленная сопроводительная документация на продукцию; 4) поверка и испытание контрольно-измерительного и прочего оборудования, используемого при монтаже; 5) согласование взаимных обязательств продавцов и потребителей. Резюме
К управлению качеством необходим системный поход, затрагивающий все этапы жизненного цикла продукта. Основной моделью качества в настоящее время является «петля качества». Она включает в себя все этапы Жизненного цикла продукции. Качество продукции закладывается при маркетинговых исследованиях, конструкторских и технологических разработках, создается при изготовлении, но проявляется или реализуется лишь в эксплуатации. Для качества как объекта управления характерны такие процессы, как планирование, контроль, анализ, регулирование. Значимую роль в управлении качеством продолжает играть контроль, предполагающий выявление брака и его причину. Эти процессы наряду с другими работами по обеспечению и совершенствованию качества происходят в рамках системы управления качеством организации. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведение определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества.
Разработка системы качества продукции состоит из следующих этапов: Ø информационное совещание; Ø принятие решение о создании системы качества; Ø разработка плана - графика создания системы качества; Ø определение функций и задач системы качества; Ø определение структурных подразделений; Ø разработка структурной и функциональных схем управления качеством; Ø определение состава документации системы качества; Ø разработка нормативной документации и «Руководство по качеству»; Ø внедрение системы качества продукции; Ø проверка, отладка и совершенствование системы качества. Вопросы самоконтроля 1. Из каких этапов состоит жизненный цикл продукции? 2. В чем заключается отличие «петли качества» от «спирали качества»? 3. В чем состоят основные преимущества внедрения систем менеджмента качества? 4. Каковы требования к политике предприятия в области качества? 5. Какова роль руководства предприятия во внедрении систем менеджмента качества? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Лекция 5. Международные стандарты ИСО серии 9000: их назначение, объекты, структура В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существовали уже с середины 70-х годов. В первую очередь они разрабатывались и применялись в важнейших отраслях промышленности: ядерная энергетика, авиация, космонавтика, производство военной техники и др. Международный опыт управления качеством обобщен в пакете международных стандартов ISO-9000. История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. XIX столетия. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BS 5750, одобренных Британским институтом стандартов (BSI - British Standard Institute) в 1979 г. В Великобритании, начиная с середины 70-х годов, все отрасли государственного сектора экономики разработали требования по обеспечению качества, которые были изложены в стандарте BS 5750 «Системы обеспечения качества, ч. 1,2,3». Эти требования сводились к тому, что «поставщики обязаны разрабатывать эффективную и экономически пригодную систему обеспечения качества, выпускать документацию на нее и способствовать ее функционированию». Стандарт применялся в целях обеспечения качества на этапах проектирования и создания атомных электростанций, установок для добычи нефти и газа в районе шельфа, общественных и производственных зданий и др. Стандарт BS 5750 и есть первая редакция стандарта ISO-9000, принятого Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) в марте 1987 г.
С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в 1979 г. в составе ISO был создан Технический комитете № 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества. Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176). Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Первоначально они вводились главным образом «для внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем качества на производстве. Данная версия не была свободна от принципиальных недостатков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: «В стандартах ИСО серии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения качества, удовлетворения потребителя или участия служащих... Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчиваются, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000, но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового класса». В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стандартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения выпуска несоответствующей продукции. При этом система качества рассматривалась как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям.
Кратко раскроем содержание стандартов ISO серии 9000 версии 1994 г.: Ø стандарт ISO 9001:94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию, соответствующую установленным требования; Ø стандарт ISO 9002:94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика поставлять продукцию, соответствующую требованиям, по разработанному проекту. Поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта; Ø стандарт ISO 9003:94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика выявлять любые несоответствия продукции и управлять утилизацией этой продукции в процесс окончательного контроля и испытаний. Взаимосвязь между уровнями стандартов второй редакции ISO 9001, 9002, 9003 показана на рис. 17.
Рис. 17. Взаимосвязь между стандартами ISO 9001, 9002, 9003 версии 1994 г.
Серией стандартов ИСО 9000:1987 и 1994 гг. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система качества: Ø система качества полного производственного цикла – от проектирования новых видов изделий, их производства и реализации, до технического обслуживания готовой продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9001:1994. Ø система качества для производственного цикла, не включающего проектирование, т. е. для выпуска традиционной продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9002:1994. Ø система качества для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции, не занимаясь ее производством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9003:1994. Однако и эта версия данных стандартов содержала существенные недостатки. Совершенствование системы управления качеством на основе этих стандартов нередко приводило к излишней формализации и бюрократизации управления. Кардинальное совершенствование данной версии стандартов произошло в 2000 г. Как сказано в стандарте ИСО 9000:2000, «целью новой системы менеджмента качества стали постоянные улучшения для увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон». Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов, теперь содержит 5 базовых стандартов: Ø ISO 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» (описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества); Ø ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита); Ø ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий); Ø ISO 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды» (содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды); Ø ISO 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования». Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию, что облегчает их совместное использование. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. При этом стандарт ISO 9001 излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика, a ISO 9004 служит для совершенствования деятельности в организации. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями. Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т.е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.
Стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 версии 1994 г. Документ включает практически все требования ISO 9001-1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта - вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов, что вызывало у многих предприятий (прежде всего малых или предоставляющих услуги) проблемы с адаптацией стандарта к их собственной организации, введены 5 основных разделов: o система менеджмента качества (руководство по качеству, управление документацией, управление записями); o ответственность руководства (политика в области качества, цели, планирование, система управления качеством, анализ со стороны руководства); o менеджмент ресурсов (управление людскими, информационными ресурсами, инфраструктурой); o управление процессами (планирование процессов ЖЦП, удовлетворенность потребителей, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание); o измерение, анализ и улучшение (проверки, управление процессами, постоянное улучшение). Новая версия стандарта базируется на восьми принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качества (TQM): 1) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. 2) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. 3) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. 4) Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. 5) Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. 6) Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. 7) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. 8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
В основу стандарта положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. На рис. 18 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.
Рис. 18. Модель процесса менеджмента качества
Процессная модель может быть охарактеризована следующими особенностями: 1) Необходимостью измерения входных и выходных показателей любого процесса, а, следовательно, рассмотрение любой операции или деятельности организации, получающей входные и выходные оценки измерения, как процесса. 2) Оценка удовлетворенности потребителя как непременное условие для оценки качества всей системы. Выпускаемые товары или услуги должны соответствовать рынку. Следовательно, соответствовать рынку должно и качество продукции. Оно не должно быть ни слишком низким, ни излишне высоким, а именно таким, какое требуется покупателю. Отклик на степень удовлетворенности конечного потребителя и гибкое изменение всего производственного процесса с учетом результатов проводимого анализа легли в основу концепции постоянного совершенствования системы качества. 3) Реализация для всей системы и каждого процесса замкнутого цикла управления. Концепция, содержащаяся в данных стандартах, базируется на подходе, получившем название цикла PDCA, или цикла Деминга. Замкнутый цикл решения проблем начинается с анализа взаимосвязи между результатами деятельности и причинами, их породившими. Чтобы предотвратить повторное появление причин, приводящих к нежелательным результатам работы, разрабатываются и осуществляются меры по решению проблемы. Одним из важнейших моментов цикла PDCA является этап проверки результата, когда независимо от успеха или неудачи любой результат является значимым для предприятия. Именно на этих выводах базируются дальнейшие управленческие решения. Перечисленные особенности являются весьма важными при формировании системы качества, основанной на процессном подходе. Ориентация же процессного подхода на постоянное совершенствование требует не только специальной подготовки, но и хорошо организованной текущей работы организации. Стандарт ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению качества» нацеливает организацию на учет и максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: заказчиков, владельцев, персонал, поставщиков, общества. Иначе говоря, речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгодным и предприятию, и другим упомянутым субъектам. Пересмотренный стандарт ISO 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ISO 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ISO 9001:2000. Действующий стандарт ISO 8402 преобразован в стандарт ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт состоит из трех разделов: o область применения; o основные положения систем менеджмента качества (требования к системам, подход, политика и цели в области качества, документация); o термины и определения (термины, относящиеся к качеству, менеджменту, Стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. При этом «Словарь» (ISO 8402) подвергается пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть «старых» понятий. Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в международном сотрудничестве и развитию национальных экономик. Усиливающиеся условия конкуренции и потребность выхода на новые рынки внутри страны и за ее пределы для российских предприятий диктуют единственно возможный путь - работу в соответствии с международными нормами и правилами. Следует отметить, что принятые в августе 2001 г. российские стандарты в области обеспечения качества аутентичны международным стандартам и имеют показанные выше индексы обозначения (ГОСТ Р ИСО).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |