Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссия организации

Миссия для организации - это по сути то же самое, что смысл жизни для человека. Определить смысл своей жизни для многих людей очень трудная задача, таким же трудным делом является формулирова­ние миссии организации. Сформулировать миссию, можно ответив на вопросы типа: «Каково основное предназначение нашей организа­ции?», «Чего мы хотим добиться?», «Зачем мы вышли на рынок?».

 

Формулировка миссии - это результат серьезной работы управлен­ческой команды (часто с привлечением внешних консультантов), это уникальный продукт, и попытки «сложить» миссию, как из кубиков, из набора лозунгов (предлагаемых сегодня даже в Интернете), как правило, обречены на неудачу.

Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широ­кого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

 

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. В нашем курсе миссия будет пониматься так» как она понимается, когда рассматривается в узком смысле.

Основными группами людей, чьи интересы ока­зывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

 

собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвое­ния результатов деятельности организации решать свои жиз­ненные проблемы;

 

сотрудники организации, своим трудом непосредственно обес­печивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от орга­низации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы
(чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им орга­низацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

 

деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формаль­ных и неформальных деловых отношениях, оказывающие ор­ганизации коммерческие и некоммерческие услуги и получаю­щие аналогичные услуги со стороны организации;

 

местное сообщество, находящееся с организацией во взаимо­действии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

 

общество в целом, в первую очередь в лице государственных
институтов, взаимодействующее с организацией в политичес­кой, правовой, экономической и других сферах макроокруже­ния, получающее от организации часть создаваемого ею богат­ства для обеспечения общественного благополучия и развития,
плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

 

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отра­жать интересы всех шести вышеназванных субъектовНаиболее устой­чивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации не­зависимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому мис­сия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

 

Как считает Филипп Котлер, миссия должна вырабатываться с уче­том пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась филосо­фия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий стиль поведения и способ действия собственни­ков и управленческого персонала;

3) состояние среды обитания организации;

4) ресурсы, которые она может привести в действие для достиже­ния своих целей;

5) отличительные особенности, которыми обладает организация.


Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отли­чие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

 

целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

 

сфера деятельности организации, отражающая то, какой про­дукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

 

философия организации, находящая проявление в тех ценнос­тях и верованиях, которые приняты в организации;

 

возможности и способы осуществления деятельности организа­ции, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличи­тельные возможности для выживания в долгосрочной перспек­тиве, каким способом и с помощью какой технологии организа­ция выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

 

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

 

Миссия формулируется для:

1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

2. Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

• миссия делает ясными для сотрудников общую цель предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

• миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

• миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

3. Миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

• является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

• обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

• расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Хорошо сформулированная миссия способствует решению, по меньшей мере, трех задач управления:

1. Миссия заставляет руководство систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, определением возможностей и угроз и на этой основе повышать общую эффективность своей деятельности.

 

2. Миссия, которую знают и разделяют работники компании, способ­ствует лучшей интеграции людей в единое целое, повышению уров­ня приверженности и мотивации персонала и лучшему взаимодей­ствию между руководителями и подчиненными на разных уровнях.

 

3. Миссия способствует формированию хорошего имиджа организации у потребителей, поставщиков, деловых партнеров и инвесторов.

 

Разные организации по-разному подходят к формулированию своей миссии. В некоторых случаях предлагаются весьма сжатые формули­ровки стратегической миссии, в других случаях они довольно подроб­ны и структурированы.

Требования, предъявляемые к формулировки миссии:

ü Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть;

ü Краткая формулировка;

ü Понятная формулировка;

Формулировкой занимается высшее руководство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межбюджетные отношения | Процесс выработки миссии организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.