Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы словарных упражнений

Словарные упражнения могут быть следующие:

1. Работа по уточнению словаря.

2. Словарно-орфографическая работа.

3. Словарно-логические упражнения.

4. Словарно-грамматические упражнения.

1) Подбор синонимов широко используется и на уроках русского языка при изучении частей речи. Например, к прилагательным большой, быстрый, веселый учащиеся подбирают синонимы огромный, громадный; скорый; радостный; или к тем же словам могут подобрать антонимы.

Полезным видом упражнений при изучении частей речи является подбор родственных слов. Например: пух – пушок, пухлый, пуховый, пушной, пушистый.

Значение слов, возможности их употребления в речи могут быть выяснены и путем подбора к словам, обозначающим предмет, характеризующие их признак или действие. Например, топором рубят, пилой пилят, ножом режут, косой косят. Волк серый, злой, хитрый, сильный. Лиса рыжая, хитрая, умная. Заяц белый или серый, трусливый.

2) Лексический разбор как вид словарной работы используется в более старших классах, т.к. он направлен на уточнение стилистических функций слов, их роли в предложении в зависимости от выполнения функций изобразительных средств. Лексический разбор также используется для выяснения учащимися способов образования слов и того, какие значения привносят в слово те или иные суффиксы или приставки. Это очень важно, например, при изучении видов глагола в IV и V классах, образования имен существительных, прилагательных. В зависимости от приставки можно образовать или нельзя образовать видовые пары.

Лексический разбор помогает выяснению этимологии слова. Например, лесник, сороконожка, колокольчик.

3) Словарно-орфографическая работа.

Целью словарно-орфографических упражнений являются закрепление и углубление знаний учащихся по лексике, знакомство их с лексико-грамматическими особенностями частей речи; привитие навыков правильного и уместного употребления в речи слов и их грамматических форм, развитие навыков правописания.

Среди многих видов словарно-орфографических упражнений, как указывает А.В.Текучев, одно из первых мест занимают словарные диктанты (раскрыть методику).

Виды словарно-орфографической работы не ограничиваются только словарным диктантом. Слова, в которых учащиеся допускают ошибки, время от времени следует включать в различные упражнения типа грамматико-орфографического разбора, в придуманные учащимися предложения.

 

4) Словарно-логические упражнения.

Основная цель логических упражнений заключается в развитии логического мышления на основе работы над различными словами. Ученик должен овладеть рядом логических приемов: сравнением, противопоставлением, группировкой, обобщением.

Логические упражнения - один из видов словарной работы. Они способствуют установлению правильной взаимосвязи между словом и обозначаемым им предметом или явлением. Наглядные предметы, картинки, читаемое и слышимое слово и опирающиеся на них логические упражнения развивают обобщения, систематизируют представления и понятия учащихся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые аспекты работы по фонетике | Некоторые приемы обучения словообразованию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.