Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагог и педагогический процесс




Педагогика – наука о возможных, наиболее благоприятных, способах решения задач воспитания и образования. Воспитание – это вооружение глаз людей очками. Функции педагога - распознавание способностей, а затем содействие их правильному созреванию и развитию. Поэтому педагогический процесс включает в себя много разных сторон и действий. Среди них развитие, формирование, социализация, образование, воспитание, перевоспитание, обучение, научение, просвещение. Педагогический процесс непрерывен. Главное, конечно, взращивать и приводить все силы человека в гармоническое соотношение. Долгое время главным аспектом педагогического процесса считались только взаимоотношения педагога и учащегося. Однако сейчас рассматривают более комплексную и сложную систему взаимоотношений между: 1) педагогом и учеником, 2) между учениками внутри коллектива, 3) между учеником и материалом изучения. В рамках педагогического процесса неразрывно связаны воспитание и обучение. Как отмечал Гербарт, обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств.

Требования к педагогу:

1. Профессионализм;

2. Педагог не должен воспитывать со злом, с негативом;

3. Авторитет;

4. Должен владеть педагогической технологией и должен быть искусным в применении этой технологии, в том числе уметь общаться;

5. Педагогический такт (Герберт, лучшее определение принадлежит Гадамеру: способность к восприятию ситуации поведения в этой ситуации, для которой нет знания, исходящего из общепринятного);

6. Опыт – это умение и мастерство;

7. Ответственность.

7.

Педагог д.б. усердным, бескорыстным, авторитетом. педагог несет соц. ответственность, поэтому необходим профессионализм. Профессионал – это человек, способный и умеющий выполнять специализированную деятельность по обучению, воспитанию детей. Говоря о профессионализме педагога, его стремлении им стать, следует учитывать неразрывную связь двух моментов. Первое – индивидуальные, личностные качества, которыми должен обладать каждый, кто вступает на эту стезю. Второе – надындивидуальные требования, то есть те требования, которые выдвигаются к педагогу, его работе со стороны общества. Профессионализм невозможен без знания и практического использования педагогической технологии. Педагогическая технология – система четко продуманных, последовательно отобранных способов, применение которых ведет к наилучшему результату. Одного ее знания не достаточно, это лишь содержание педагогической деятельности, а необходима форма – искусство деятельности. НО невозможно создать единый справочник, единую технологию с готовыми советами и рекомендациями на все случаи жизни как хотел Кант) следовательно, необходим свой опыт, творчество, поэтому педагогическая технология дополняется педагогическим искусством, искусством осуществления образовательных процессов. Иначе говоря, технология и искусство это две стороны педагогической профессиональности. Образовательный процесс настолько динамичен, настолько изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического трудам. То, что действовало сегодня, завтра может оказаться недостаточным или даже непригодным. По этой причине педагогическая деятельность является творческой, а учитель – рефлектирующим профессионалом, непрерывно анализирующего свою работу.

Профессионал же стремится работать в сфере сущностей, а не явлений. И на уровне педагогической технологии профессионал наблюдает переход от сущности первого рода к сущности второго рода, третьего рода и т.д. Поэтому его определение всегда фиксирующее, четко фиксирует какую-то сторону, выявляя главное, существенное. У профессионала большой охват связей, нет абсолютизаций единичного и особенного. Он будет не указывать родителям ребенка, а советовать, пытаться мобилизовать их на какое-то действие. Это скорее сопереживающее отношение. Как правило, профессионал базируется на всей системе теоретического знания и в меньшей мере полагается на массовое, обыденное. Настоящий педагог – это такой человек, который может быть устремлен поверх и помимо конкретной ситуации. Конечно, он воспринимает эту ситуацию, она на него воздействует, но профессионал как бы выходит за пределы этой ситуации, видит ее немножко шире, глубже. Он привлекает опыт других людей, опыт науки.

Профессионал должен следовать определенным принципам в своей профессии. Самый главный принцип такой же как и у врачей - не навреди. То есть любое действие или бездействие не должно причинять физический или духовный вред воспитаннику. Мы не можем считать педагогом человека, который учит и воспитывает со злом, злым умыслом. Еще одним важным принципом, которому должен следовать педагог, является любовь к своему делу, а также любовь к ученику.

Необходимы: любовь к делу, ученикам, широкая эрудиция, мировоззрение, гражданская позиция, нравств. Качества, предрасположенность.

Типы культур (по Маргаерт Мид):

· посфигуративный (учатся у предшественников),

· конфигуративный (учатся у современников),

· префигуративный (образ старшего поколения не довлеет над младшими, XX век, век информационных технологий, необходимо спасти детей от хаоса информации; сейчас: отношения сотрудничества, взаиморегуляция равных).

Можно вспомнить рекомендации педагогу, которые выдвигали Конфуций, Коменский, Кант, Толстой, Руссо, Дьюи, Макаренко, Штайнер, Ушинский.

Только немногих ученых и философов можно назвать настоящими преподавателями: Сократ, Кант, Галилей, у большинства же преподавание совершенно не получалось. Вся наука в древних цивилизациях возникла внутри образовательных институтов, образование выступало важнейшим фактором систематизации науки (написание учебников). Требования к преподавателю:

1) ораторские способности: умение внятно и выразительно говорить;

2) организационно-управленческие способности;

3) воспитательские способности;

4) актерские способности (но не чрезмерные);

5) наличие «учительской» ориентации деятельности (любовь к профессии).

Противопоказания к преподавательской деятельности. Абсолютных противопоказаний нет, кроме тяжелых дефектов речи, но не абсолютные существуют:

1) агорафобия - боязнь открытых пространств;

2) аутизм- замкнутость в себе;

3) интровертируемость (сильная) личности;

4) отсутствие ораторских данных.

Управленческие функции преподавателя: 1) организует учебный процесс в рамках своего курса 2) поддерживает дисциплину учебного процесса 3) поддерживает дисциплину на занятиях.

Преподаватель как воспитатель прививает учащимся определенные нормы, ценности, взгляды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.