Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология и искусство педагогической деятельности.




Любая деятельность основана на технологии. Технология (рабочее определение) – это система четких, последовательных и апробированных алгоритмов, применение которых ведет к поставленным результатам.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной " Педагогической поэме " он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством, или искусством. Если технология основана на науке и опирается на коллективный опыт, то искусство – это индивидуальное мастерство, другими словами – это то, как индивидуализирована общезначимая технология. Искусство чаще всего основано на опыте. В опыте есть также и что-то субъективное. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается. Под искусством педагога понимается сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

То есть технология и искусство тесно взаимосвязаны. Совершенное владение педагогической технологией и есть искусство. Педагогическое искусство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. При этом одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где будут по-разному проявляться их профессионализм и педагогическое искусство.

 

Преподавание – профессия и искусство, но ему нигде не учат (ни в uni, ни в педагогическом ВУЗе). ВУЗы готовят в настоящее время не преподавателей, а ученых. Только в Средние Века можно было сказать, что там готовили преподавателей. Сциентизация uni – с 17 века, т.е. начался процесс, когда uni стал кузницей ученых; ученые одновременно создавали науку и преподавали. В 19 веке – окончательная сциентизация uni (слияние ВУЗа и НИИ, проникновение традиционных порядков ВУЗа, типа степеней, в НИИ). Современность – десциентизация, «шумеризация» образования. В древнем Вавилоне не было абстрактных теоретических дисциплин, там готовили профессионалов, «затачивали» конкретный навык. Сегодня ориентация на подготовку ученых сменилась ориентацией на подготовку специалистов узкого профиля. Сущность ученого – поиск нового знания и трансляция учащимся. Как идеальные типы, ученый и преподаватель абсолютно разные.

Преподаватель (профессия, искусство):

1) воспроизводит и преподает уже известное, созданное; 2) работает с S - коллектив учащихся: (1) обучение, (2) организация, (3) воспитание.

Ученый: 1) отыскивает новое знание; 2) работает с объектом (испытывает как идеальный или как реальный объект). Ученый тоже может обучать молодых ученых, но при этом он не совершает специфическую деятельность, он это делает в процессе исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.