Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха эллинизма




1 школа – философия Эпикура. Философия Эпикура. Эпикур (342-271 до н.э.).

В общем, про философию эллинизма, она внешне более яркая, потому что она менее систематизирована, что касается тех, кто шел после Платона и Аристотеля, то у них происходит концентрация в отдельных областях, они больше не пытаются писать обо всем и создать энциклопедию.

Эпикур жил после великих Аристотеля и Платона. Ему это не нравилось, поэтому он отзывался о них нелестно. Эпикур создал свою школу, которую назвал «Сад Эпикура».

Философия Эпикура:

· Логика

· Физика копирует философию Демокрита – атомы и пустота. Важное изменение – Эпикур стремится спасти случайность. Мир Демокрита похож на заведенный будильник, все сцеплено, любое изменение ведет к изменению остального. Мир – цепочка причин и следствий. Любое явление имеет причину, следствием которого оно является. В таком мире нет места случайному. Случайное должно быть беспричинно, а ничего беспричинного в природе по Демокриту нет. «Случайное есть мера нашего незнания», - считал Демокрит. Эпикур вводит в этот мир спонтанные отклонения атомов от своих орбит. это и есть онтологическая основа случайности. Это единственное и очень важное отличие. Эти отклонения означают, что в определенный момент что-то начинает идти не так, что-то не может быть подсчитано заранее.

· Этика. Для Эпикура целью и смыслом человеческой жизни является удовольствие. Люди живут ради удовольствия, но удовольствие, в свою очередь, делится на 3 вида:

¾ естественные и необходимые (еда, питье)

¾ естественные и не необходимые (любовь)

¾ неестественные и не необходимые, а происходящие от пустых мнений

Эпикур считал, что довольствоваться надо только первыми, т.к. остальные приносят лишь страдания нервной системе. Человек должен жить ради удовольствия, но только разумно.

«Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. Нельзя жить приятно, не живя при этом разумно, нравственно и справедливо». (с) Эпикур

Но он хотел, чтобы народ жил в своем мире, в своем доме, семье, окружении, но избегал общественного служения. Принцип: живи незаметно.

Правление становится автократическим, и от гражданина мало что зависит. В этих условиях качать права ни к чему не приведет.

Идея Эпикура – идеи несколько сломленных людей, которые уже не готовы бороться. Они предпочитают сидеть и обсуждать все в семейном кругу. Но нет гарантии, что все это не прервется неожиданным образом.

Главная задача человека в процессе жизни – достичь состояния атараксии. Этот термин имеет два значения: блаженство и безмятежность. Почему надо достичь? Потому что тогда все будет хорошо.

«Существо блаженное ни само проблем не знает, ни другим не доставляет». (с) Эпикур

Отдельная тема – тема богов. Эпикура все последующие века считали атеистом. Данте в своей «Божественном комедии» помещает всех своих философов в Рим. Он помещает их в ад, но не в саму воронку, а на край. Живя там, они видят, что происходит внизу, сами этого не касаясь. Но есть одно исключение – это сам Эпикур. Он оказывается в 6м кругу ада за свой атеизм. Этот атеизм ему шьют не очень правильно. Он говорит: Я не знаю, есть боги или нет, но точно знаю, что даже если они есть, то они не вмешиваются в человеческую жизнь, потому что боги, если они есть, они давно достигли состояния атараксии.

Все философские школы возникают в Греции, но целый ряд из них найдет свой расцвет позже, в Риме. Первая школа, которая расцветет в эпоху Рима – школа Эпикура.

Есть римский поэт I в. до н.э. Тит Лукреций Кар создал поэму «О природе вещей», в которой он латинскими гекзаметрами (стиль) подробно и детально, в большом объеме, изложил всю философию Эпикура. Есть еще одна тонкость: в Риме I в. до н.э. было 2 великих поэта – Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл. У Катулла была подруга Лесбия (прозвище). Она обходилась с ним резко, поэтому его стихи были также резкими. В итоге он много пил и рано умер.

Про Тита мы не знаем ничего. Он создал громадную поэму и тихо прожил свою жизнь, в духе философии Эпикура.

Благодаря Титу философия Эпикура станет широко распространена в Риме в период Империи. Рим станет сверхдержавой à им будет присуща идея комфорта, они все занимались темой улучшения своего жилища. Все это похоже на философию Эпикура. Но проблема в том, что во времена Рима она начинает претерпевать изменения – она начинает превращаться в принцип гедонизма. Гедонизм – это принцип, согласно которому нужно достигать удовольствия любой ценой. Исчезает принцип разумности, который был у Эпикура. Любые удовольствия и в любой количестве. Переходя на эту стадию человек создает себе большие проблемы, потому что:

1. Жизнь в рамках данного принципа начинает носить хаотический характер. Случай решает за человека, как он будет жить. Человек живет сегодняшним моментом. В таком режиме невозможно планировать свое существование.

2. Человек, живущий в рамках данного принципа, никогда не живет в настоящем, потому что удовольствие, в каком-то смысле, ускользающий миг. Человек живет либо предвкушением, либо воспоминанием, т.е. сам момент он не может удержать.

3. Удовольствие нельзя сохранить на том же уровне, т.к. человеческой натуре свойственно пресыщение. Человек, достигнув чего-то в рамках принципа удовольствия, в следующий раз получает значительно меньше, а в какой-то момент вообще ничего не получает. Соответственно пресыщение создает неприятное состояние – скука и т.д. Человек пытается разогнать скуку с помощью еще более специфических удовольствий. Это уродует их психику.

Эпикур не мог предположить, что дело дойдет до 3го принципа. Он ценил только 1 принцип.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.