Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения

Различные классификации методов обучения

Их насчитывается более пятидесяти. Учитель сталкивается со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества учителя.

Классификация методов обучения – это система, упорядочивающая их по какому-либо признаку.

А так как методы есть многомерное и динамически развивающееся явление, то и классификаций было, есть и, наверное, будет значительное множество, особенно если учесть разнообразие взглядов и предпочтений различных исследователей, которые предлагали и предлагают разные классификации методов обучения.

Взаимосвязанные деятельности обучения - преподавание и учение - сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных их методов. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берутся отдельные стороны процесса обучения.

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

1. Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповаленко и др.).

2. Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

3. Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А.Н. Алексюк).

4. При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

5. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

Таким образом, не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения.

Представим наиболее известные классификации.

Здесь, между прочим, есть своя история. В 20-е гг. в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися.

Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, ес­тественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся якобы все должны познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

Классификация Б.В. Всехсвятского:

Есть две категории методов обучения:

· методы передачи готовых знаний;

· методы искания (исследовательские).

Классификация В.И. Петровский и Е.Я. Голант (по источнику знания или по средствам передачи):

Таблица 1

Классификация методов обучения С.И. Петровского и Е.Я. Голант

Источник знания Группы методов Конкретные методы данной группы
Слово словесные Рассказ, объяснение, беседа, лекция
Образ наглядные Наблюдение, демонстрация, иллюстрация
Действие практические Упражнение, практикумы, лабораторные работы

Классификация М.И. Махмутова (по двум признакам: методов преподавания и методов учения):

Таблица 2

Классификация методов обучения М.И. Махмутова

методы преподавания методы учения
Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Исполнительный Репродуктивный Продуктивно - практический Частично-поисковый, Поисковый

 

С нашей точки зрения, более рациональной и обоснованной является классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения.

В системе общедидактических методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.

Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (по характеру познавательной деятельности):

 

Таблица 3

Классификация методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина

Группы методов Конкретные методы
Объяснительно - иллюстративные Рассказ, объяснение, беседа, лекция, доклад, показ, инструктаж
Репродуктивные Лекция, пример, демонстрация, упражнение, алгоритмическое предписание.
Проблемные Беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение
Частично поисковые Диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, наблюдение.
Исследовательские Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование.

Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова (по дидактической задаче):

Таблица 4

Классификация методов обучения М.А. Данилова и Б.П. Есипова

Группы методов Конкретные используемые методы
Методы усвоения знаний Устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа, и др.
Методы совершенствования знаний Упражнение, повторение.
Методы развития навыков закрепление и применение
Методы творческой деятельности  
Методы проверки знаний, умений, навыков  

Классификация А.Н. Алексюк и И.Д. Зверева:

· по логике изложения: дедуктивные и индуктивные;

· по источникам знаний и уровню самостоятельности.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.

Ю.К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования.

Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим».

Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения.

Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предельно широкие методы называют иногда подходами (системный подход и др.) | Понятие активных методов обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.