Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и факторы, его определяющие

Чтобы ответить на вопрос: «Почему реальный объем национального производства увеличивается или уменьшается в отдельные периоды?», необходимо объединить или агрегировать:

во первых, все отдельные виды производств в единое совокупное производство в одного товаропроизводителя;

во вторых, результат «одного» товаропроизводителя необходимо определить как реальный объем национального производства;

в третьих, многообразие цен на различные товары объединить в единую совокупного среднюю цену или уровень цен;

в четвертых, потребитель тоже выступает в одном лице.

Сведение равновесного количества отдельно взятых товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием. Совокупный спрос – это потребность, представленная на рынке со стороны всех субъектов макроэкономики – это экономический агрегат, равный объему национального продукта (ВНП), который домашние хозяйства, фирмы, предприятия и государство готовы купить при данном возможном уровне цен в течение определенного периода времени. Обозначается АД.

АД характеризует желания и возможности потребителя и представляет сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в национальной экономике.

Компонентами совокупного спроса выступают:

1) спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос (C);

2) спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос (I);

3) спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг (G);

4) спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт (Xn).

Поэтому формула совокупного спроса такова:

 

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная, графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон. Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет представлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

По оси абсцисс откладывается реальный ВВП (величина совокупного спроса) Y, измеряемый в денежных единицах (в долларах, евро, рублях и т.п.), т.е. стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен (P1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка A), чем при более низком уровне цен (P2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка B).

  Кривая совокупного спроса показывает комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный режимы находятся в равновесии. Движение вдоль кривой АД (рис.7) отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Кривая АД имеет отрицательный наклон, который объясняется тремя эффектами. Они также влияют и на изменение величины совокупного спроса. Это эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок.  

Рис. 7. – Кривая совокупного спроса

1. Эффект Кейнса (эффект процентной ставки). При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обуславливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров. В результате АД сокращается;

2. Эффект Пигу (эффект богатства) состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках. Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратном пропорциональной зависимости;

3. Эффект Манделка-Флемин (эффект импортных закупок). Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.

Факторы совокупного спроса, определяющие его объем, делят условно на две группы:

1 группа объединяет факторы спроса на отдельный товар:

· доход потребителя;

· вкусы и предпочтения потребителей;

· цены на товары-заменители;

· налоги;

· задолженность потребителя.

2 группа включает факторы, влияющие на национальный продукт:

· изменения в инвестиционных расходах;

· изменения процентной ставки;

· налоги с предприятий и фирм;

· избыточные мощности;

· ожидаемые прибыли от инвестиций;

· изменения в государственных расходах;

· изменения в расходах на чистый объем экспорта;

· национальный доход в зарубежных странах;

· валютные курсы.

Однако в любом случае увеличение в одном из составляющих АД в значительной степени зависит:

· от уровня цен;

· предложения денег;

· скорости обращения денег.

Простое выражение зависимости от этих факторов можно получить из уравнения Фишера (количественная теория):

 

где M – количество денег в экономике;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен;

Y – объем произведенной продукции.

 

Величина АД – обратная функция от уровня цен и прямая – от функции M, V.

Неценовые факторы смещают саму кривую АД.

Совокупный спрос АД Величина совокупного спроса
Графическое изображение
Вся кривая АД Точка на кривой АД
Причины изменения
Неценовые факторы Колебания уровня цен
Графическое изображение изменений
   

Рис. 7.9 – Совокупный спрос и его величина

Неценовые факторы Увеличение Уменьшение
1. Изменение в потребительских расходах, которые могут вызвать изменения в уровне благосостояния · Д. доходы; · налоги; · % ставки; · ожидание инфляции   вправо влево влево вправо   влево вправо вправо влево – P-уменьшение
2. Изменения в инвестициях вправо влево
3. Государственные расходы вправо влево
4. Национальный доход других стран вправо вправо
5. Валютный курс влево вправо

Рис. 7.10 – Неценовые факторы совокупного спроса

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается неединственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процентов. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупка дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает компоненты совокупного спроса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кривая Лоренца | Совокупное предложение и факторы, его определяющие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.