КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождения восточных славян: теории и концепции
Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально-географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян — времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно. Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII — XIV вв. Это мнение разделяли историки XVIII – начала XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до озера Ильмень в VII – VIII вв. Так, В.О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.
К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.
Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина». Это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий. Очевидно одно, что, согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т.е. авторы этих теорий не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности. В противоположность теориям миграционного характера в советской историографии признавалась автохтонность происхождения славян. Интересными на этот счет являются взгляды историков не только нашей страны, но и наших соседей. В частности, близкими к воззрениям наших ученых 50-х – 70-х годов XX в. были и чешские исследователи, последователи крупного славянского ученого Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими и польскими учеными. Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс — процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей.
Сегодня, когда мы рассматриваем проблемы, связанные с происхождением того или иного народа, следует обратить внимание и на современное видение этого вопроса и его терминологии. Так, Л.Н. Гумилев обращает внимание на следующее: «Антропосфера делится на сообщества, которые мы называем попросту народами, либо нациями, либо этносами... «Народ» — термин неудобный, он слишком полисемантичен. Термин «нация» принято применять только к условиям капиталистической и социалистической формации, а до этого считается, что наций не было. Термин «этнос» очень пригоден для того, чтобы им обозначать сообщества, на которые распадается человечество». Так вот, в ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определенные стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Роль переселений (миграций) в этом развитии оказывается, по мнению отечественных историков, второстепенной. Прежде чем перейти к вопросу, как непосредственно излагают современные историки проблему этногенеза (происхождения) славян, обратимся к ряду древнейших письменных источников, которые составляют основу ее изучения. И сразу же отметим, что практически все они весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н.э. (чаще всего с VI в.), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, под именем венедов. Впервые этот этноним встречается в «Естественной истории» Плиния (середина I в. н.э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на северном побережье Адриатического моря. Плиний называет венедов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен — ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли. К концу I в. н.э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венеды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов — это, несомненно, славяне, то есть с VI в. н.э. Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н.э. Теперь славяне называются своим именем — словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя — венеды. Византийские авторы — Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий — описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжениями славян в пределы Восточно-Римской империи (VI – VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян. Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установите связь между славянами и венедами античных писателей. По Иордану, венеды — суть славяне. Из сообщений видно, что VI в. славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. Информацию о жизни и быте восточных славян дают нам не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов второй половины IX – X вв.: Ибн-Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др. Есть полулегендарные сведения о славянах в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь в виду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они неполны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследовании истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно недостаточно. Большинство современных славяноведов придерживаются мнения, что решение вопроса о происхождении и древних судьбах славян будет достигнуто на путях тесного содружества различных областей науки — лингвистики, истории, археологии, филологии, этнографии, антропологии. Кнастоящему времени именно так проводятся исследования по этой проблеме. В результате чего современные ученые могут свидетельствовать о том, что в истории славянства существовал так называемый период единого славянства, или иначе «праславянский» период, который лежит за пределами письменной истории. И здесь лишь археология и сравнительное языкознание дают нам некоторые представления о нем. Современная российская историческая наука в поисках древних корней восточных славян, прежде всего, опирается на результаты изучения «археологических культур». В IV тысячелетии до н.э. в области нижнего течения рек Днестр и Южный Буг существовала этническая общность, которую археологи назвали Балкано-Дунайской археологической культурой. Носители этой культуры занимались скотоводством и мотыжным земледелием. В III тыс. до н.э. на этой же территории археологами фиксируется трипольская культура. «Трипольские» племена жили материнским родом, обитали в огромных поселках. На рубеже III – II тысячелетий до н.э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий к обработке бронзы, к плужному земледелию. Развитие скотоводства привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища. Складывается патриархальный род. В первой половине II тыс. до н.э. на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги расселились пастушеские племена, носители археологической культуры «шнуровой керамики и боевых топоров». Считается, что эта этническая общность была общим предком балтов, славян и германцев. В XV – XII вв. до н.э., во время расцвета бронзового века, широкую полосу Центральной и Восточной Европы занимала тшинецкая археологическая культура. Ее носителей считают предками праславян. Восточный предел этой культуры образовывали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южного Буга, бассейн р. Рось. В конце II тыс. до н.э. население Центральной и Восточной Европы переходит от мотыжного к плужному земледелию, в I тыс. до н.э. — к обработке железа. С конца I тыс. до н.э. и до IV – V вв. н.э. — начало праславянского периода. С VIII в. до н.э. внимание первых историографов все чаще стали привлекать южные районы Восточной Европы и западная окраина Великой степи, где эллиноазиатские этносы вошли в соприкосновение с кочевыми скифами. Это коснулось и истории праславянского этноса. Восточная группировка праславян — обитателей междуречья Днестра и Днепра — оказывается оторванной от основного этнокультурного массива праславян и попадает в ареал скифской культуры и под власть скифского объединения (середина I тыс. до н.э.). Здесь уместно вспомнить описания, которые оставил Геродот о «скифах-пахарях» (земледельцах), именуемых сколотами. Рядом исследователей подразумевается, что это и есть праславяне. Археологически их местопребывание соотносится с подольской и милоградской культурами. Скифская культура разорвала непрерывность праславянской тшинецкой культуры. Когда скифское владычество в результате войн рухнуло, менее всего пострадали племена западных и северо-западных праславян междуречья Днестра и Среднего Днепра. Именно они сравнительно быстро освободились от господства скифов, хотя влияние последних в среде славян укоренилось надолго. Находясь в тесном контакте с западными соседями, эта часть славян быстрее всех возродила традиции праславянской культуры, что нашло отражение в пшеворской (на западе) и зарубинецкой (на востоке) культурах в первой четверти I тысячелетия н.э. Стадия праславянского единства продолжалась. Племена, оставившие «зарубинецкие» древности, в этот период составляли огромный массив, распространяясь в пределах украинской лесостепи и по ее северной периферии. В дальнейшем, через несколько столетий, их потомки сыграют решающую роль в формировании, по Начальной летописи, восточнославянских группировок. Но до этого им пришлось пройти большой путь развития, историческая протяженность и трудность которого были обусловлены событиями начавшейся эпохи «великого переселения народов». Гуннское нашествие IV – V вв. н.э. во многом изменило этническую карту Евразии. В отличие от своих южных соседей — скифов, фракийцев, кельтов, в среде которых еще во второй половине I тысячелетия до н.э. возникла государственность, праславянские «зарубинецкие» племена не вышли пока за границы первобытного строя жизни. Однако, судя по археологическим данным, уже четко отмечается, что они распадались на ряд локальных группировок. В их среде выдвигается отдельная семья, а несколько таких семей составляют территориально-соседскую общину, т.е. социальную организацию, которая возникает в период распада первобытнообщинного строя и формирования предгосударственных образований. После того, как в середине I тыс. н.э. под ударами пришедших из Азии гуннов рухнула черняховская археологическая культура (продолжательница пшеворской культуры), потомки носителей зарубинецкой культуры, жившие севернее и не так пострадавшие от гуннов, стали расселяться на юг. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие известных по летописи северян, полян, бужан и уличей, в третьей четверти I тысячелетия н.э. создают одно из древнейших восточнославянских государственных объединений, получившее в источниках наименование «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом западные земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов. В сложных условиях формировались северные восточнославянские племена вятичей, кривичей, словенов новгородских. Они также были потомками зарубинецких племен, однако включали в себя элементы не только славянские, но и балтские. Вопрос о том, откуда и какими путями продвигались славяне, осевшие в Новгородской земле в середине I тыс. н.э., на археологическом материале, пока не может быть решен. Обширные пространства Верхнего Поднепровья и Полоцко-Витебского Подвинья вплоть до VII в. были заселены племенами днепровских балтов. Славяне, расселившиеся в бассейне озер Ильмень и Псковского, какое-то время были отрезаны от основной массы славянства. Подобная картина расселения славян наблюдается в начале средневековья и в некоторых других регионах Европы. Главным занятием восточных славян было земледелие. Его подсечно-огневой и переложный характер обуславливал высокую мобильность (подвижность) славянского населения, способствовал миграциям. Пашня после выжигания и выкорчевки леса давала хорошие урожаи только в течение нескольких лет, а затем надо было осуществлять перелог, т.е. переносить пашню на новый очищенный от леса участок. Если в результате нескольких перелогов деревня оказывалась слишком далеко от пашни, то ее также переносили на новое место. Таким образом, подсечно-огневое переложное земледелие наряду с естественным приростом населения способствовало достаточно быстрому освоению славянами новых территорий. В VI – VII вв. н.э. завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэт-ничными племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования: княжества Само в Моравии и Чехии, Прикарпатское — на Волыни, Болгарское государство на Дунае, в междуречье Днестра, Днепра и Волги — государство Киевская Русь, или «Русская земля». Так в VIII – IX вв. наступает новый этап славянской истории, расширение племенных союзов и образование государств. Исследуя закономерности перехода различных обществ от варварства к цивилизации, ученые отмечают, что военно-демократические структуры не перешли прямо в государственные, а сменились другими, догосударственными, основанными на изоляции большинства населения от управления обществом. Именно этот период исследователи называют «вождество» (от слова «вождь»). Для общества на этой стадии характерным является то, что в нем уже существует социальное и имущественное неравенство, но еще отсутствует легализированный аппарат принуждения. Сородичи приносили вождю продукты своего труда добровольно, рассчитывая на его поддержку и покровительство. От этой системы взаимоотношений оставался только шаг к узурпации знатью права собирать и распределять часть прибавочного продукта в своих целях. Этническая общность восточных славян VIII – IX вв., накануне образования у них государственности, по мнению современных историков, вполне может быть реконструирована как общность периода «вождества».
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |