Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Элитарные учебные заведения




Лекция 5 Понятие о традиционной и инновационной педагогических технологиях. Основные черты традиционных педагогических технологий. Критика традиционной педагогики с точки зрения гуманистической парадигмы образования. Основные черты и признаки инновационных технологий.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, по принятой в Гимназии № 45 г. Москвы системе критериального оценивания, являющейся адаптированным вариантом системы оценивания, разработанной ассоциацией Международного Бакалавриата, в течение полугодия, используется только критериальное оценивание, что позволяет избежать "обезличенных" баллов, которые оценивают непонятно что. Выставляются критериальные отметки по достаточно гибкой системе, предусматривающей участие детей как в оценивании своих собственных работ (самооценка), так и в определении порядка оценивания. Осознанность этого участия закрепляется в процессе регулярной рефлексии.

Разумеется, данная система, основные положения которой были в общих чертах изложены выше, не лишена недостатков, а процесс ее внедрения встречал серьезные трудности, в первую очередь психологического характера. Рискну предположить, что определяющим препятствием здесь была непривычность системы для учителей, заключавшаяся в отношениях между учителем и учащимися, совершенно отличных от тех, к которым мы привыкли. Данная система может работать только при условии субъект-субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель спускается с Олимпа, на котором он привычно расположился, самовластно решая проблемы и вопросы в течение урока, и становится не вершителем судеб, а скорее консультантом, помогающим учащимся при продвижении по дороге знаний.

 

 

Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис, относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д. В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

· задачного построения и проблемной структуры учебной информации;

· вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;

· дифференцированного управления учебной деятельностью;

· демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации учебного процесса.

Дидактическая конструкция личностно ориентированных технологий осуществляется через адаптацию образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.

Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления у преподавателей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.

Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.

Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно представить следующей таблицей (см. табл. 2).

Таблица 2.

Связь педагогических технологий с социальным заказом

 

Элементы инновационных педагогических технологий Факторы современного социального заказа системе высшего образования
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: <студент - субъект образования: индивид - личность - человек>. Целостное восприятие окружающего мира как <био-социо-дух> и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).
3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительностивместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией <человек свободный> в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления.
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией <горизонтальных> коммуникаций.

Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1).

Рис. 1. Слагаемые культуры

На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения [5].

Ключевые различия между ними можно охарактеризовать с помощью 2-х показателей: а) доминирующие в данной педагогической системе ценности (групповые или индивидуальные); б) форма контроля деятельности обучаемых.

Модель выглядит следующим образом:

Рис. 2. Различия между учебными заведениями

1. Формы контроля: внутри системы очень иерархизированы.

2. Система образования: основана на принципах личной ответственности с унаследованными классовыми ценностями, ориентирована на индивидуальное обучение и воспитание.

3. Базовая целевая ориентация: подготовка лидеров.

4. Типичные формы: частные школы со строгим отбором, с академическим уклоном и определенным набором ценностей. Обучаемые имеют свою символику: одежда, гимн, ритуалы, клубы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.