КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
История методов обучения грамоте (буквослагательный метод). Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Лекция № 2. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения. План 1. Русский язык как учебный предмет в начальных классах [1, с. 16–21]. 2. История методов обучения грамоте (буквослагательный метод) [1, с. 39–47]. 3. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте [1, с. 44–61]. 4. Учебно-методический комплект по обучению грамоте. 5. Процесс обучения грамоте: а) добукварный период; б) букварный период; в) послебукварный период [2, с. 17–29]. Литература: 1. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с. 2. Учебные программы для общеобразовательных учебн. завед. с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с.
Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Почему? Потому что родной язык является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной форме, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам. Важность и необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: 1) язык – средство оформления и выражения мысли; 2) язык – средство общения; 3) язык – средство выражения чувств, настроений; 4) язык – средство познания.
Первый раздел методики начального обучения – это методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму. Очень долгое время (несколько столетий) обучение грамоте составляло содержание всей школьной учебы детей, т.е. все школьные годы посвящались обучению грамоте, да еще Закону Божию и частично арифметике. Причем обучение грамоте в основном затрагивало обучение чтению большей части учеников, а обучению письму удостаивалась значительно меньшая часть наиболее способных учеников. Сегодня на овладение грамотой отводится 1 год (1 класс). Все современные первоклассники учатся не только читать, но и писать. Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный. Он использовался в школьной практике вплоть до 18 века. Обучение по этому методу проходило в 4 этапа. На первом этапе ученики механически заучивали все буквы алфавита. На первых страницах букваря был помещен алфавит, в котором все строчны'е и заглавные буквы располагались в строгой последовательности. После алфавита следовало «впятословие» - алфавит, в котором буквы располагались в обратном порядке. В кирилловской азбуке (историческая справка: в 863 г. монахи-просветители Кирилл и Мефодий сóздали на греческой основе первый славянский алфавит) было 36 букв, каждая буква имела свое название: А а (азъ), Б б (буки), В в (в ди), Г г (глаголь), Д д (добро), Е е (есть), Ж ж (жив те), З з (земля), И и (иже), І і (и), К к (како), Л л (люди), М м (мыслете), Н н (нашъ), О о (онъ), П п (покой), Р р (рды), С с (слово), Т т (твердо), У у (у), Ф ф (фертъ), Х х (х ръ), Ц ц (цы), Ч ч (червь), Ш ш (ша), Щ щ (ща), Ъ ъ (еръ), Ы ы (еры), Ь ь (ерь), (ять), Ё ё (ё), Э э (оборотное э), Ю ю (ю), Я я (я), Өө (фита), (ижица). Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.
На втором этапе ученики учились читать слоги: сначала двухбуквенные, затем трехбуквенные и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала надо было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «азъ». После этого произносился весь слог целиком – «ба». Необходимо было заучить более 400 слогов, при этом слоги складывались в отрыве от живой речи, т.е. были такие слоги, которые в реальных словах не встречались. На третьем этапе ученики учились читать отдельные слова. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию. Например, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «азъ» = гра; «мыслете», «онъ» = мо = грамо; «твердо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи. На четвертом этапе ученики учились читать «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Недостатки буквослагательного метода: – большая продолжительность по времени (обучение длилось 2-3 года); – основывался на механическом заучивании букв и огромного количества слогов, порой искусственных, бессмысленных; – в качестве текстов для чтения использовались молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения; – разрыв технической и смысловой сторон чтения; – отсутствие мотивации к учению (мотивация была, но имела внешний характер в виде разного рода устрашений и принуждений часто грубого физического порядка – побоев линейкой, стояния на горохе на коленях, порки розгами и т.д.). Обучение по буквослагательному методу было мучительно, неинтересно и вполне оправдывало поговорку: «Корень ученья горек». Более ста лет назад (в 1864) в свет вышла книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. В основе этого учебника лежал иной метод обучения грамоте – звуковойаналитико-синтетический метод. Со времен К. Д. Ушинского этот метод прошел сложный путь развития. Значительные усовершенствования внесены в него современной жизнью.
Традиционные принципы метода:
Черты и принципы метода, которые сформировались сравнительно недавно или же находятся в процессе становления:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |