Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

История методов обучения грамоте (буквослагательный метод).

Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

Лекция № 2. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

План

1. Русский язык как учебный предмет в начальных классах [1, с. 16–21].

2. История методов обучения грамоте (буквослагательный метод) [1, с. 39–47].

3. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте [1, с. 44–61].

4. Учебно-методический комплект по обучению грамоте.

5. Процесс обучения грамоте:

а) добукварный период;

б) букварный период;

в) послебукварный период [2, с. 17–29].

Литература:

1. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с.

2. Учебные программы для общеобразовательных учебн. завед. с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с.

 

Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Почему? Потому что родной язык является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным дисциплинам. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной форме, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Важность и необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: 1) язык – средство оформления и выражения мысли; 2) язык – средство общения; 3) язык – средство выражения чувств, настроений; 4) язык – средство познания.

Первый раздел методики начального обучения – это методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму. Очень долгое время (несколько столетий) обучение грамоте составляло содержание всей школьной учебы детей, т.е. все школьные годы посвящались обучению грамоте, да еще Закону Божию и частично арифметике. Причем обучение грамоте в основном затрагивало обучение чтению большей части учеников, а обучению письму удостаивалась значительно меньшая часть наиболее способных учеников. Сегодня на овладение грамотой отводится 1 год (1 класс). Все современные первоклассники учатся не только читать, но и писать.

Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный. Он использовался в школьной практике вплоть до 18 века. Обучение по этому методу проходило в 4 этапа.

На первом этапе ученики механически заучивали все буквы алфавита. На первых страницах букваря был помещен алфавит, в котором все строчны'е и заглавные буквы располагались в строгой последовательности. После алфавита следовало «впятословие» - алфавит, в котором буквы располагались в обратном порядке.

В кирилловской азбуке (историческая справка: в 863 г. монахи-просветители Кирилл и Мефодий сóздали на греческой основе первый славянский алфавит) было 36 букв, каждая буква имела свое название: А а (азъ), Б б (буки), В в (в ди), Г г (глаголь), Д д (добро), Е е (есть), Ж ж (жив те), З з (земля), И и (иже), І і (и), К к (како), Л л (люди), М м (мыслете), Н н (нашъ), О о (онъ), П п (покой), Р р (рды), С с (слово), Т т (твердо), У у (у), Ф ф (фертъ), Х х (х ръ), Ц ц (цы), Ч ч (червь), Ш ш (ша), Щ щ (ща), Ъ ъ (еръ), Ы ы (еры), Ь ь (ерь), (ять),

Ё ё (ё), Э э (оборотное э), Ю ю (ю), Я я (я), Өө (фита), (ижица).

Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.

На втором этапе ученики учились читать слоги: сначала двухбуквенные, затем трехбуквенные и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала надо было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «азъ». После этого произносился весь слог целиком – «ба». Необходимо было заучить более 400 слогов, при этом слоги складывались в отрыве от живой речи, т.е. были такие слоги, которые в реальных словах не встречались.

На третьем этапе ученики учились читать отдельные слова. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию. Например, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «азъ» = гра; «мыслете», «онъ» = мо = грамо; «твердо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи.

На четвертом этапе ученики учились читать «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает современный человек, хорошо владеющий навыком чтения.

Недостатки буквослагательного метода:

– большая продолжительность по времени (обучение длилось 2-3 года);

– основывался на механическом заучивании букв и огромного количества слогов, порой искусственных, бессмысленных;

– в качестве текстов для чтения использовались молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения;

– разрыв технической и смысловой сторон чтения;

– отсутствие мотивации к учению (мотивация была, но имела внешний характер в виде разного рода устрашений и принуждений часто грубого физического порядка – побоев линейкой, стояния на горохе на коленях, порки розгами и т.д.).

Обучение по буквослагательному методу было мучительно, неинтересно и вполне оправдывало поговорку: «Корень ученья горек».

Более ста лет назад (в 1864) в свет вышла книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. В основе этого учебника лежал иной метод обучения грамоте – звуковойаналитико-синтетический метод. Со времен К. Д. Ушинского этот метод прошел сложный путь развития. Значительные усовершенствования внесены в него современной жизнью.

Традиционные принципы метода:

  1. Обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер (постоянное внимание к развитию речи, к осознанному чтению → развитие мыслительных способностей школьников).
  2. За основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком). Отсюда – огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.
  3. В качестве единицы чтения берется слог – СГ (согласный + гласный) (или слияние). Слоговой (позиционный) принцип чтения – отдельно взятый согласный звук не может быть правильно прочитан, т.к. его качество зависит от последующих звуков (если за согласным следуют гласные ы, а, о, у, то произносятся твердые согласные звуки, если – и, я, е, ё, ю, то мягкие. По-разному произносится звук [с] в словах сын (губы растягиваются в стороны), сумка (губы вытягиваются вперед «трубочкой»). Произнесение согласного часто изменяется и в зависимости от следующего согласного, например, ассимиляция по звонкости, глухости (лодка, низко, сдача). «Секрет» чтения состоит в том, чтобы учащийся умел прочитать согласный звук в произносительном укладе следующего гласного. Нужно учить детей видеть слияния в словах, вырабатывая ориентировку на гласные, а также на ударение. Отсюда – внимание к логовой работе: чтение слогов, их произношение, использование слоговых таблиц и т.п.
  4. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним (у К.Д. Ушинского оно предшествовало чтению, в современной школе – следует за чтением).
  5. Последовательность изучения звуков и букв устанавливается по частотному принципу.

Черты и принципы метода, которые сформировались сравнительно недавно или же находятся в процессе становления:

  1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения грамоте (связано со значительными различиями и в общем развитии и в готовности к чтению и письму у детей, поступающих в 1 класс).
  2. Систематическое введение пропедевтических элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений –практически.
  3. Введение элементов моделирования – модели слогов, слов, предложений и др.
  4. Воспитательные задачи включаются в систему работы по букварю.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2: Древние германцы и их языки | Учебно-методический комплект по обучению грамоте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.