Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Специфика бытия духа. Понятие сознания

Познать, описать сознание трудно, т.к. оно не существует как предмет или вещь. Благодаря сознанию мы воспринимаем мир, чувствуем, мыслим, действуем.

Философы, исследуя проблему сознания, пытались описать способы, какими вещи даны в сознании, т.е. феномен осознания вещей и объяснить сам феномен сознания. Но и на сегодняшний день исчерпывающего ответа на эти вопросы нет.

В соответствии с современными научными (материалистическими) представлениями, сознание - часть психики (ощущения, восприятия, представления), ответственной за отражение мира (познание), осмысление информации, ее хранение (память), формирования новой (мышление, его результаты: понятия, суждения, теории)

Сознание -высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, целенаправленном отражении действительности; предварительном мысленном построении действий, предвидении их результатов; разумном регулировании, самоконтроле поведения человека за счет рефлексии.

Сознание - явление субъективное, но содержанием сознания является объективный мир. Материальная основа сознания - мозг. Сознание - психический процесс, его составляющие: мышление, язык, воля, память, внимание, воображение, эмоции, интуиция. Сознание - адекватное отражение объективной действительности; осознание себя, своего «Я» от других людей; адекватная реакция (поведение). Сознание – социальный феномен, его происхождение и сущность связаны с обществом.

Сознаниеищет закономерности и позволяет познавать и предвидеть. Познавательная функция сознания связана с получением и обработкой информации с помощью восприятия, памяти, мышления. Прием информации у человека совершается в процессе чувственного восприятия действительности. Переработка информации происходит в мышлении.

Мышление - процесс решения интеллектуальных задач; абстрактное, опосредованное отражение действительности, выраженное в понятиях, категориях, образах, символах. В мышлении отражаются существенные связи и свойства отображаемого объекта, закономерности его развития. Мышление связано с пониманием, умением анализировать, логически выводить знания, сравнивать их и находить общее, существенное и специфическое. Мышление формируется и проявляется в языке.

Виды мышления: абстрактное, логическое; образное, оперирующее представлениями; интуитивное, заключающееся в сцеплении образов и понятий и переходах от первых ко вторым и обратно. Рассматривать эти виды мышления по отдельности можно теоретически, т.к. в интеллектуальной деятельности они нераздельны. Хранение информации осуществляется в памяти, где происходит: запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

Сознание как адекватное осмысление реальности, реализуется в практической и теоретической деятельности, это формулирование замысла, цели, идеи. Потребности приобретают характер цели. Цель - идеализированная потребность человека, субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат деятельности. Цели формируются на основе опыта человечества и поднимаются до высших форм проявления в виде индивидуальных, социальных, этических, эстетических идеалов. Целеполагание - специфически человеческая спосо-бность сознания; мысленное преобразование вещей в соответствии с потребностями изменить мир. Цели порождены личной и общественной практикой.

Мысль отражает существующее и отрывается от него. Объективный мир отражается в сознании, возникают верные и иллюзорные представления. Мысль способна к творчеству. Сознание - психическое отражение действительности на: биологическом, социальном, чувственном, рациональном уровнях. Это высшая, человеческая форма психического отражения действительности. Сознание структурно организовано, представляет целостную систему, состоящую из элементов, находящихся в закономерных отношениях. Структура сознания: осознание вещей, переживание (отношение к содержанию того, что отражается). Развитие сознания - обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира; чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление в целом - ядро сознания. Оно включает акт внимания (удержание объектов в фокусе сознания). Воздействующие на нас предметы, события вызывают познавательные образы, мысли, идеи, чувства, эмоции (функция переживаний, отношения к миру). Познание, творчество - не рассудочное, а страстное искание истины.

Эмоциональная жизнь личности включает: чувства - отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе), настроения - эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное), аффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу отношения к объекту познания знания получают разную значимость для личности, что находит выражение в убеждениях, они проникнуты чувствами - показатель ценности знаний, ставших ориентиром человека. Чувства, эмоции - компоненты структуры сознания.

Чувства - факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению потребностей, интересов, соответствия чего-то его представлениям. Ничто в сознании не совершается вне эмоциональной окраски. Эмоциональный стимул организует мысли и действия для достижения цели. Сознание не ограничивается познанием и эмоциями. Намерения претворяются усилиями воли. Сознание - сложно-структурированное целое. В основе психических процессов память - способность мозга запечатлевать, сохранять, воспроизводить информацию.

Движущая сила поведения и сознания людей - потребность - состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то, что вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в желание. Воля - психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей - вехи в эволюции психики от элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни, идеальные побудительные силы - жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя человечества. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель - это отраженная в сознании потребность. Но потребность - это не конечная, а производная причина поступков. В возникновении потребностей, стремлений, желаний определяющую роль играет внешний мир, обусловливая поведение людей через прошлые поступки, мысли, чувства.

Формирование представлений о мире – процесс выделения человеком себя из окружающего мира природы, противопоставление себя миру – и есть сознание. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя из природы и из сообщества других людей.

Гегель писал, что сознание есть отношение «я» к миру, доведенное до противопоставления, о котором «я» знает. Вопрос о «я» центральный в проблеме сознания. Это один из сложных вопросов философии, психологии, антропологии. Ответы на него даются разные: «Я» - явленность Духа Святого, а потому «Я» - трансцендентно. «Я» - продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом. «Я» - результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию. «Я» - непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно. В каждом толковании природы «Я» есть своя правда. Но вопрос о природе «я» нерешенный.

Выделение сознанием себя из окружающего мира - первый этап сознательной деятельности назван сознанием. Это результат направленности внимания человека на внешний мир, во вне. Сознание становится самосознанием, считал Гегель, когда «я» приходит к осмыслению того, что все определения вещей внешнего мира принадлежат не только им, но и самому «я». Выйти на уровень самосознания, значит совместить своё знание о внешнем предмете и своё знание об этом знании. На этапе сознания человек определяет свое отношение к миру: «я знаю, я чувствую, я мыслю». На этапе самосознания формула: «я знаю, что я знаю», «я мыслю, что я мыслю». Т.е. самосознание функционирует в виде самопознания и самооценки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы программирования. Системы программирования – комплексы программ и прочих средств, предназначенных для разработки и эксплуатации программ на конкретном языке программирования | Происхождение сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.