КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектический гуманизм Э. ФроммаВосемь стадий психосоциального развития (Э.Эриксон,1963)
Рассматривая эриксоновские стадии развития, можно видеть, что жизненный успех, как и жизненное поражение, закладывается еще в младенческой стадии и изменить ситуацию тем сложнее, чем позднее попытаться это сделать. Особенно опасен кризис подростково-юношеского периода (кризис идентичности), когда для ослабления фрустрации подростки начинают использовать алкоголь и наркотики. Концепция кризиса идентичности, предложенная Эриксоном, позволяет понять многочисленные проблемы и неврозы подросткового возраста, часто выросшие из проблем детского и даже младенческого периода и определяющие возникновение проблем взрослого, пожилого и даже старого человека.
«Диалектический гуманизм» — так назвал Эрих Фромм свою концепцию, сформировавшуюся под влиянием идей Маркса и Фрейда. Фромм, называя себя последователем Фрейда, фактически выступил как ревизионист его концепции, считая главными в становлении человеческой личности не биологические мотивы, а социальные, а также диссоциацию между ними, порождающую у человека фрустрацию. По представлениям Фромма, главная проблема людей, приводящая их к неврозу, — это чувство одиночества в мире как результат полученной свободы. И чем больше у человека свободы, тем сильнее фрустрация и желание «бегства от свободы». Фромм описывает стратегии такого «бегства от свободы». Это авторитаризм, деструктивностъ, абсолютное подчинение традициям общества, или конформность автомата. При этом авторитаризм может проявляться в садомазохистских тенденциях: мазохистская форма авторитаризма приводит к подчиненности и покорности, а садистская — к доминированию и эксплуатации других людей. Деструктивность проявляется в преодолении чувства неполноценности путем покорения или уничтожения других (с позиций Фромма, патриотизм и любовь — это результат рационализации деструк-тивности). Абсолютное подчинение социальным нормам, приводящее к превращению человека в конформный автомат, также способствует бегству от свободы. Однако, по Фромму, существует и позитивный опыт использования свободы для избавления от чувства одиночества и изоляции. Такая позитивная свобода доступна общественно-ориентированным, инициативным и продуктивным людям. Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с развитием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в стабильных обществах с закрепленными социальными ролями (сеньор — вассал) при минимуме свободы. По мере же обретения членами общества свободы проявляется альтернативная дихотомия: свобода — безопасность, обусловленная пятью экзистенциальными потребностями человека. Это потребность в связях (или в привязанностях), потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов. Так, потребность в связях предусматривает возможности единения с природой и людьми для преодоления изоляции и отчужденности. Потребность в преодолении подразумевает преодоление животной, биологической природы человека. Потребность в корнях предусматривает возможность человека ощущать себя частью мира, что дает чувство надежности, стабильности. Потребность в идентичности проявляется в желании человека испытывать самотождественность, обрести чувство самодостаточности. И, наконец, потребность в системе взглядов предусматривает возможность ощущения опоры, ориентиров в жизни, стабильности. Фромм считал, что лучший путь к этому указывают восточные религии, в особенности дзен-буддизм, создающие для человека такие ценностные ориентации, при которых человек не нуждается в искажении реальности и бегстве от нее. Сосредоточившись на социальных чертах личности, Фромм выделил пять типов людей по их социальной ориентированности и значимости. Это рецептивный тип, эксплуатирующий тип, накапливающий тип, рыночный тип, продуктивный тип. Рецептивные типы пассивны, зависимы, часто нар-циссичны, оптимистичны и доверчивы, они непродуктивны (= орально-пассивный характер по Фрейду). Эксплуатирующие типы агрессивны, надменны, эгоцентричны, уверены в себе, импульсивны, будучи не способными к творчеству и непродуктивными, пользуются достижениями других людей. Накапливающие типы ригидны, упрямы, подозрительны, консервативны, предусмотрительны, сдержанны, скупы, стремятся обладать максимумом материальных благ и власти (= анально-удерживающий характер по Фрейду). Рыночные типы любознательны, открыты, щедры, но бестактны, неразборчивы в средствах. Продуктивные типы спокойны, честны, независимы, творчески ориентированны, социально-полезны. Поскольку чистые типы встречаются крайне редко, классификация подразумевает, что какая-то из черт преобладает у индивида. Главное в позиции Фромма — это убежденность в том, что характер человека не только влияет на социальную структуру общества, но и сам испытывает ее влияния на себе.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |