Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектический гуманизм Э. Фромма

Восемь стадий психосоциального развития (Э.Эриксон,1963)

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Орально-сенсорная Рождение — 1 год Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2. Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3. Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель
4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5. Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 25-64 года Продуктивность — застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет — смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

 

Рассматривая эриксоновские стадии развития, мож­но видеть, что жизненный успех, как и жизненное по­ражение, закладывается еще в младенческой стадии и изменить ситуацию тем сложнее, чем позднее попы­таться это сделать. Особенно опасен кризис подростко­во-юношеского периода (кризис идентичности), когда для ослабления фрустрации подростки начинают ис­пользовать алкоголь и наркотики. Концепция кризи­са идентичности, предложенная Эриксоном, позволя­ет понять многочисленные проблемы и неврозы подро­сткового возраста, часто выросшие из проблем детско­го и даже младенческого периода и определяющие воз­никновение проблем взрослого, пожилого и даже ста­рого человека.

 

«Диалектический гуманизм» — так назвал Эрих Фромм свою концепцию, сформировавшуюся под вли­янием идей Маркса и Фрейда.

Фромм, называя себя последователем Фрейда, фак­тически выступил как ревизионист его концепции, счи­тая главными в становлении человеческой личности не биологические мотивы, а социальные, а также дис­социацию между ними, порождающую у человека фру­страцию. По представлениям Фромма, главная пробле­ма людей, приводящая их к неврозу, — это чувство одиночества в мире как результат полученной свобо­ды. И чем больше у человека свободы, тем сильнее фрустрация и желание «бегства от свободы». Фромм описывает стратегии такого «бегства от свободы». Это авторитаризм, деструктивностъ, абсолютное подчи­нение традициям общества, или конформность автомата. При этом авторитаризм может проявляться в садо­мазохистских тенденциях: мазохистская форма авто­ритаризма приводит к подчиненности и покорности, а садистская — к доминированию и эксплуатации дру­гих людей. Деструктивность проявляется в преодоле­нии чувства неполноценности путем покорения или уничтожения других (с позиций Фромма, патриотизм и любовь — это результат рационализации деструк-тивности). Абсолютное подчинение социальным нор­мам, приводящее к превращению человека в конформ­ный автомат, также способствует бегству от свободы. Однако, по Фромму, существует и позитивный опыт использования свободы для избавления от чувства оди­ночества и изоляции. Такая позитивная свобода дос­тупна общественно-ориентированным, инициативным и продуктивным людям.

Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с развитием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в ста­бильных обществах с закрепленными социальными ро­лями (сеньор — вассал) при минимуме свободы. По мере же обретения членами общества свободы прояв­ляется альтернативная дихотомия: свобода — безопас­ность, обусловленная пятью экзистенциальными по­требностями человека. Это потребность в связях (или в привязанностях), потребность в преодолении, по­требность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов.

Так, потребность в связях предусматривает возмож­ности единения с природой и людьми для преодоления изоляции и отчужденности. Потребность в преодоле­нии подразумевает преодоление животной, биологичес­кой природы человека. Потребность в корнях предусматривает возможность человека ощущать себя частью мира, что дает чувство надежности, стабильности. По­требность в идентичности проявляется в желании че­ловека испытывать самотождественность, обрести чув­ство самодостаточности. И, наконец, потребность в системе взглядов предусматривает возможность ощу­щения опоры, ориентиров в жизни, стабильности. Фромм считал, что лучший путь к этому указывают восточные религии, в особенности дзен-буддизм, созда­ющие для человека такие ценностные ориентации, при которых человек не нуждается в искажении реальнос­ти и бегстве от нее.

Сосредоточившись на социальных чертах личности, Фромм выделил пять типов людей по их социальной ориентированности и значимости. Это рецептивный тип, эксплуатирующий тип, накапливающий тип, ры­ночный тип, продуктивный тип.

Рецептивные типы пассивны, зависимы, часто нар-циссичны, оптимистичны и доверчивы, они непродук­тивны (= орально-пассивный характер по Фрейду).

Эксплуатирующие типы агрессивны, надменны, эго­центричны, уверены в себе, импульсивны, будучи не способными к творчеству и непродуктивными, пользу­ются достижениями других людей.

Накапливающие типы ригидны, упрямы, подозри­тельны, консервативны, предусмотрительны, сдержан­ны, скупы, стремятся обладать максимумом матери­альных благ и власти (= анально-удерживающий ха­рактер по Фрейду).

Рыночные типы любознательны, открыты, щедры, но бестактны, неразборчивы в средствах.

Продуктивные типы спокойны, честны, независи­мы, творчески ориентированны, социально-полезны.

Поскольку чистые типы встречаются крайне редко, классификация подразумевает, что какая-то из черт преобладает у индивида.

Главное в позиции Фромма — это убежденность в том, что характер человека не только влияет на соци­альную структуру общества, но и сам испытывает ее влияния на себе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эго-психология Э. Эриксона | Социокультурная теория К. Хорни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.