КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество ИТ-услуг
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 определяет услугу как одну из возможных общих категорий продукции, наряду с программными и техническими средствами, перерабатываемыми материалами, отмечая при этом, что «услуга является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя» и она, как правило, нематериальна. Предоставление услуги в этом случае, согласно стандарту, может включать следующее: · деятельность, осуществленную на поставленной потребителям материальной продукции; · деятельность, осуществленную на поставленной потребителям нематериальной продукции; · предоставление нематериальной продукции; · создание благоприятных условий для потребителей. Услуги являются весьма специфическим видом продукции. К основным отличиям услуг от чисто материальной продукции можно отнести следующие: · услуги не могут иметь чисто материальный вид; · услуга не существует до момента ее предоставления; · потребитель услуги сам является участником технологии ее выполнения; · процессы производства, доставки и потребления услуги происходят практически одновременно; · качество услуги, как правило, комплексно, т.е. важно качество каждого компонента услуги; · качество услуг трудно оценить численно. Услуга информационных технологий (ИТ-услуга) - это не услуга в «каноническом», нематериальном виде. Под термином ИТ-услуга обычно понимается предоставление потребителям некоторой совокупности технических, информационных, организационных и иных решений в области ИТ, которые обеспечивают поддержку информационной деятельности потребителей.
В оценке качества информационных услуг выделяют «техническое» и «функциональное» качество: · техническое качество – качество того, «что» поставляется потребителю; · функциональное качество – качество того, «как» данное техническое качество поставляется потребителю. Когда речь идет об услуге, безусловно, следует в первую очередь говорить о функциональном качестве. ИТ-услуга является результатом деятельности поставщика по ее предоставлению – процесса предоставления ИТ-услуги, вернее, целого комплекса процессов, которые обеспечивают предоставление данной услуги с требуемым уровнем качества для различных аспектов предоставления и поддержки ИТ-услуги, в том числе, для обеспечения выполнения внутренних требований поставщика, «невидимых» конечному потребителю услуги. Выделим следующие функциональные показатели качества ИТ-услуг с позиции потребителя: · среда, обеспечивающая процесс удовлетворения ИТ-потребности; · сервис предоставления услуги; · полезность услуги с позиции эффективности и оптимизации процесса решения профессиональных задач (ценность информационной услуги с позиций прагматической значимости); · побудительные свойства услуги (мотивация на профессиональную деятельность); · персонализация услуги (технология предоставления информационной услуги адаптивна технологии удовлетворения информационной потребности конкретного клиента); · доступность услуги для потребителя, обеспеченная неразрывностью процессов производства услуги и удовлетворения информационных потребностей; · степень адаптивности услуги к информационным потребностям клиента; · направленность услуги на процесс профессионального становления личности за счет формирования побудительного мотива к профессиональной деятельности. При оценке качества ИТ-услуги используют такую характеристику качества как дефект, при этом выделяют:
· Внутренний "дефект" обусловлен недостаточной изученностью информационной потребности клиента в процессе предоставления услуги, что ведет к практическому несоответствию услуги и реальной информационной потребности клиента (слабая релевантность процессов предоставления информационной услуги и удовлетворения информационной потребности клиента). Характерным для внутреннего "дефекта" информационной услуги является тот факт, что несоответствие параметров качества услуги обнаруживается в процессе использования информационного продукта, предоставляемого посредством данной услуги. Наиболее типичным внутренним "дефектом" является несоответствие структуры, разработанной в результате предоставления информационной услуги базы данных, целям профессиональной деятельности специалиста. Несоответствие, как правило, обнаруживается в процессе эксплуатации базы данных. · Внешний "дефект" информационной услуги - это несоответствие параметров качества информационной услуги потребностям клиента, обнаруженное в процессе предоставления услуги. Наиболее типичным внешним "дефектом" информационной услуги выступает противоречие между условиями, сервисом и степенью адаптации услуги к потребностям клиента в процессе предоставления информационной услуги и ожиданиями (требованиями) клиента. Анализ факторов, влияющих на качество ИТ-услуг показывает, что взгляды потребителя и производителя услуг на вопросы ценности услуги и ее "дефектов" различны. Важным является изучение качества информационной услуги с позиций ее жизненного цикла. Здесь следует выделить два основных направления: · проектирование и разработка услуги; · позиционирование и репозиционирование услуги на рынке информационных услуг и продуктов. На этапе проектирования и разработки услуги фирма-производитель должна учитывать и планировать возможные объективные и субъективные факторы проявления внутренних и внешних "дефектов" информационной услуги, выступающих для потребителя в качестве невостребованных параметров качества и неудовлетворенных запросов.
Желаемый результат – услуга требуемого уровня качества – достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Для этого поставщик ИТ-услуг должен определить и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами, при этом выход одного из этих процессов будет являться входом другого. Современные подходы к управлению качеством сфокусированы на управлении качеством процессов жизненного цикла продукции и системном подходе к управлению деятельностью организации в целом. Следовательно, для гарантирования предоставления ИТ-услуг требуемого качества и эффективного управления качеством ИТ-услуг, прежде всего, необходимо управлять качеством взаимосвязанных и взаимодействующих процессовменеджмента ИТ-услугами. Это полностью согласуется с восемью принципами систем менеджмента качества, изложенными в ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Отметим ряд стандартов, устанавливающих требования к качеству ИТ-услуг.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |