Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медиапланирование




Медиаплан — это план размещения коммуникационных обращений компании с целевой аудитории. В этом документе содержатся ответы на следующие вопросы:

- г де размещать,

- какую аудиторию охватить,

- как часто размещать,

- когда размещать,

- сколько на это потратить.

 

Медиаплан формируется в результате анализа значительногочисла факторов, характеризующих то или иное медиасредство. Медиапланирование — планирование кампании продвижения, прежде всего рекламной кампании, в СМИ. Искусство медиапланирования заключается в умении «захватить» целевую аудиторию. Наука «медиапланирование» - о том, как достичь максимального охвата целевой аудитории при строго определенном бюджете.

 

Построение медиаплана — сложная работа, требующая специальных дорогостоящих компьютерных программ, которая может быть выполнена только ме-диапрофессионалами. Медиахаус исследует рейтинги телеканалов, периодических (зданий и радиостанций, изучает показатели трафика по наружным носителям и, сопоставляя данный заказ с заказами других своих клиентов, составляет оптималь­ные схемы размещения рекламы, позволяющие сократить расходы при увеличении эффекта..

Элементы стратегического медиапланирования(табл.).

1. Основные:

- определение целевой аудитории и ее социально-демографических характе­ристик;

- анализ доверия и внимания к рекламным носителям;

- анализ рынка конкурирующих товаров, их рекламной активности;

- выбор и обоснование целесообразности использования конкретных рекламных
носителей;

- формирование целей в разрезе эффективной частоты и покрытия;

- формирование бюджета (долевая разбивка по носителям и мероприятиям);

- достижение коммуникативных целей с использованием креативных и медиаресурсов;

- выбор передач и расчет эффективности размещения.

2.Составляющие:

- перечень медианосителей, которые будут задействованы;

- сроки, на протяжении которых они будут использоваться;

- точное время и количество выходов;

- формат подачи материала (например, для ТВ — 20- или 30-секуидпый ролик, для прессы — 1,1/2 или 1/3 полосы в издании);

- стоимость рекламной кампании, которая входит в медиаплан;

- планируемые параметры кампании (охват целевой аудитории, количество контактов и т. д.).

 

3. Основная информация и показатели, используемые для расчетов и планировании:

- рейтинг телеканала (передачи или издания);

- индекс соответствия канала (передачи, издания) выбранной целевой лудитории;

- охват целевой аудитории;

- география продажи товара или услуг;

- степень пересечения целевой аудитории различными передачами (изда ниями);

- стоимость одного пункта рейтинга.

Таблица

Формирование медиастратегии и тактики при продвижении

Этапы Составляющие
Анализ ситуации Сбор первичной и вторичной информации и определение того, какая информация относится к медиаплану
Цели, направление медиаплана и контроль Охват: количество людей или домохозяйств, попавших под воздействие сред­ства доставки информации по крайней мере один раз за определенный период времени. Частота: сколько раз в пределах данного периода времени потребитель подпер! см воздействию сообщения. Периодичность: распределение во времени последовательных воздействий средств информации. Стоимостные соображения — учет нескольких факторов, влияющих на издержки
План медиастратегии Описание целевой аудитории. Определение требований к дисперсии. Определение требований к концентрации. Идентификация внутренних качеств, требующихся от средств информации. Анализ скрытых значений содержания сообщения
Выбор тактики Оценка того, как средства информации будут обеспечивать доставку сообщения и каким будет реальное воздействие конкретного средства информации
Отбор средств информации, который основывается на следующем: медиамикс — определение того, какие средства информации будут лучше всего работать вместе; распределение средств информации во времени — составление расписания и вы­бор размера и места позиции
Медиабюджет

Цели медиаплана. Цели для СМИ определяются целями маркетинговых ком­муникаций при продвижении, которые, в свою очередь, диктуются рыночными целями. Цели медиаплана могут быть заданы косвенно в терминах охвата, частоты, периодичности и стоимости, а могут быть указаны прямо в терминах географического распределения и целевой аудитории. Предполагается, что косвенные цели не связаны непосредственно с конкретной целевой аудиторией, а прямые цели демонстрируют четкую увязку с ней.

 

Два показателя, охват и частота, могут быть объединены, чтобы отражать совокупный вес работы средств информации. Этот объединенный показатель называется совокупным рейтинговым пунктом (GRP) м рассчитывается как произведение охвата и частоты:

GRP = Охват х Частота (вводится также понятие «совокупные впечатления»).

GRP учитывают сово­купную аудиторию, не исключая из нее бесполезный охват (то есть тех, кто не входят в целевую аудиторию, но видят сообщение). Лучшим вариантом оценки являются целевые рейтинговые пункты (TRP), поскольку они включают только количество людей в основной целевой аудитории, которых достигает сообщение, а также учитывают, сколько раз происходит контакт.

Расчет цены представляет завершающую задачу работы. Медиапланировщики должны быть осведомлены о таких факторах, как единичные издержки, издержки производства, доступные скидки и разные взаимные комбинации между стоимостью, качеством производ­ства, размером и местом размещения.

В качестве базовой цифры стоимости обычно используют расчет стоимости на тысячу (СРМ, cost per thousand) стоимости, позволяющей достичь 1000 человек из состава аудитории данного СМИ. Цифра СРМ дает возможность сравнить средства доставки информации в рамках одного вида или между различными видами СМИ.

Чтобы рассчитать СРМ, требуется стоимость на единицу разделить на непо­вторяющийся охват:

 

СРМ = Стоимость на единицу х 1000 / Охват.

 

Некоторые медиапланировщики предпочитают проводить стоимостные сравне­ния на базе рейтинговых пунктов вместо охвата. Такой показатель носит название «стоимость на пункт рейтинга» (CPRP), и его расчет осуществляется параллельно СРМ:

 

CPRP = Стоимость на единицу / Пункт рейтинга.

 

Периодичность. Одной из ключевых задач медиаплана является правильный выбор момента появления сообщений. Медиапланировщики должны определить, как должны быть распределены финансовые ресурсы, предназначенные для средств инфор­мации, в рамках кампании, и спланировать структуру сообщений во времени.

Должно ли сообщение посылаться постоянно и однообразно? Есть ли периоды, когда никакие средства информации не покупаются, или другие — когда большая часть бюджета расходуется на средства информации? Характеристики товара, размер рынка, бюджет и ряд других допущений определяют ответы на эти вопросы. Обычно медиапланировщики рассматривают три возможные схемы использования средств информации - постоянную, пульсирующую и очаговую.

 

Постоянная схема - это порядок, при котором планировщик предполагает использовать средство информации постоянно и однотипно на протяжении всего года.

Пульсация - использование средств информации по графику, построенному в соответствии с каким-то фактором (например, сезонность).

Очаговая схема — это расписание использования средств информации в режиме «плотного натиска» («налета»).

 

 

Теперь перейдем к конкретным коммуникативным событиям, которые одновременно являются частью PR-работы и частью журналистской профессиональной деятельности. Какие технологии используются специалистами по PR, чтобы представляемые ими материалы не затерялись, сообщения дошли до сознания общественности?

PR-менеджеры знают крайние сроки передачи пресс-релизов в ключевых изданиях, сроки представления информации в сети телевизионных новостей. Есть некоторый промежуток времени, оптимальный для подачи материалов: представленные значительно раньше или чуть позже вряд ли будут растиражированы. PR-менеджеры составляют «расписание событий» и рассылают пресс-релизы в нужное время и в необходимом формате (электронная почта, специализированные каналы связи сервисных служб). Если представляемый материал удовлетворяет всем критериям (сроки, формат, содержание, интересная подача), журналисты будут стремиться работать с ним. Малые компании, испытывающие недостаток в материале для собственной оригинальной «истории», пытаются получить так называемые «информационные субсидии» («подключившись к интересному чужому материалу).

 

Псевдособытия. Потребность моментально включить и информационный процесс новость и быстро донести ее до потребителя объясняет появление и широкое распространение псевдособытий — событий, «изготовленных» для немедленного репортажа о них. Псевдособытия составляют почти 70 % всех телевизионных новостей (Smith, 1979). Сам термин «псевдособытия» был введен историком и социологом Д. Бурстином в статье «От собирания событий к их изготовлению: поток псевдособытий», вызвавшей большой резонанс. В современной России вал псевдособытий велик как никогда, они происходят практически ежедневно и сообщениями о них переполнены все печатные и электронные СМИ. В рамках четырех «моделей PR» Дж. Грюнига и Т. Ханта значение псевдособытий постепенно должно падать: чем более развитыми становятся PR, тем менее приемлемым становится это средство. Однако в действительности поток псевдособытий становится все более бурным. Это связано и с неустареванием такой модели PR как паблисити, и с тем, что отнюдь не только сфера PR в массовом порядке производит псевдособытия.

3. Стратегии сообщения и формы PR-сообщения при продвижении

 

Прежде всего необходимо определиться с типами стратегий маркетингового сообщения при продвижении. Только после этого станет возможным разговор о PR-сообщении и его формах. Представим коротко основные стратегии сооб­щений в табл.

Таблица

Типы стратегий сообщения при продвижении

Тип стратегии Описание
1. Общая Не прикладывает никаких усилий к дифференциации, заявления могут быть сделаны любым участником рынка; используется в монопольной ситуации
2. Опережающая Использует обычную характеристику или преимущество, но делает это первой; вовлекает конкурентов в ситуации «мы тоже»; используется в категориях това­ров с незначительной дифференциацией или в новых товарных группах
3. Уникальное коммерческое предложение Использует четкую дифференциацию характеристик, которая образует значи­мую выгоду для потребителя; применяется в товарных группах с относительно высокими уровнями технологических изменений
4. Имидж торговой марки Использует утверждение о превосходстве или различии, основанном на внеш­них факторах, таких как психологические различия в головах потребителей; применима к однородным товарам с незначительными физическими различиями
5. Позиционирование Определяет место товара в сознании потребителя по сравнению с товарами-конкурентами; подходит для новых товаров или торговых марок, которые хотят бросить вызов лидерам рынка
6. Резонансная Использует ситуации, образ жизни и эмоции, с которыми может себя иден­тифицировать целевая аудитория; применяется среди высококонкурентных недифференцированных товарных групп
7. Аномальная/ эмоциональная Использует эмоциональное сообщение, чтобы преодолеть безразличие и из­менить восприятие; применяется в тех случаях, когда конкуренты играют открыто

 

Далее необходимо остановиться на самом понятии и форме PR-сообщения.

 

PR-сообщение в рамках продвижения строится но канонам журналистики и стиле новостей, четко подразделяясь на три основные части:

1. заголовочный комплекс (заголовок, слоган, лидер-абзац, иллюстрация);

2. основной текст текст (что? где? когда? кому? почему? каким образом?);

3. реквизиты компании (адрес, номера контактных телефонов, факс, счет, фир­менная марка).

Заголовок играет важную роль в PR-сообщении. PR-обращение без заголовка совер­шенно неэффективно. Заголовок должен удовлетворять следующим требованиям:

1. быть целесообразно кратким;

2. создавать личную заинтересованность;

3. направлять интерес потребителя на дальнейшее содержание PR-сообщения.

Лидер-абзац сообщения должен содержать в концентрированном виде, яркой и занимательной форме основную идею всего текста, чтобы сразу привлечь вни­мание аудитории.

Основной текст сообщения описывает новости, и в этой связи он призван содержать ответы на 7 основных вопросов.

1. Что произошло в жизни компании?

2. Где произошло событие?

3. Когда произошло событие?

4. Кто выступает в качестве главного действующего лица события?

5. Кому адресовано сообщение, на какую аудиторию рассчитаны сведения?

6. Почему произошло именно это событие?

7. Каким образом развивается событие?

Реквизиты компании помещаются в конце сообщения и содержат адрес, номера контактных телефонов, факс, счет, фирменную марку.

Формы PR-сообщений подразделяются в соответствии с материальным вопло­щением носителя информации:

- письменные (печатный текст, рукопись) — объединяют такие виды, как слоган, девиз, бегущая строка, заголовок, торговая марка, логотип, подпись под иллюстрацией, пресс-релиз, листовка, приглашение, объявление, почтовая карточка, автограф, визитка, этикетка, вывеска, прейскурант, прайс-лист;

- устные — ораторское выступление, заявление официального представителя, дикторский текст, реплика, распорядительные высказывания, рекламная не сенка, носитель с рекламным текстом;

- визуальные — рекламный фильм, фильм-плакат, видеоклип, рекламный мулы фильм, символ, почтовая марка, слайд-фильм, фотография, аппликация, мимика, пластика, рекламная графика, товарный знак, фирменные цвета, фирменный знак.

Структура PR-сообщения

 

Весьма важно при конструировании PR-сообщения в рамках продвижения соблюсти его правильную, оптимальную для задач PR-кампании структуру. Именно адекватность структуры контексту программы продвижения и специфике адресата коммуникации способствует повышению эффективности воздействия сообщения на целевую аудиторию продвижения.

Структура PR-сообщения объединяет семь егообязательных элементов и качеств в целостное произведение, предназначенное дляэффективной передачи аудитории импульса к сотрудничеству.

1. Концепция PR-сообщения — это общий замысел успешной PR-акции, PR-кампании, PR-мероприятия. Концепция, сформулированная в краткой письменной форме, объединяет постановку проблемы, обозначение основных целей, принципиальный способ решения предстоящей задачи.

2. Идея PR-сообщения выражается в способе решения поставленных задач, в глав­ном приеме реализации принятой концепции (затронуть престижные моменты потребления, привлечь внимание неожиданным рекламным лозунгом, противопоставить компанию конкуренту и т. п.).

3. Тема PR-сообщения связывает его с определенной отраслью бизнеса, с опреде­ленной торговой операцией (например, продвижение нового товара).

4. Дизайн PR-сообщения призван создать благоприятное впечатление от текста до его прочтения:

- высокое качество полиграфического исполнения;

- удобочитаемость текста;

- выделение главных аргументов;

- оптимальное сочетание текста и иллюстраций и т. п.

 

5. Уровень литературного мастерства должен отвечать всем нормативным требованиям грамотной, выразительной речи (в ее письменной или аудиовизуальной форме).

6. Своевременность появления PR-сообщения — залог его успеха. Прекрасный текст, великолепная аргументация могут оказаться бесполезными достижения ми, если конкуренты опередили вас и освоили рынок быстрее всех. Концепция сообщения формируется специалистом по связям с общественностью после предварительного изучения:

 

- существа задачи;

- наличия творческих и материальных возможностей;

- характера целевой аудитории.

 

7. Соответствие мотивам аудитории крайне важно для PR-сообщения. Устойчивый потребительский мотив, присущий данной целевой аудитории, должен быть точно известен, так как с ним связан успех концепции. Оригинальный рекламный ход, заявленный в концепции, сработает, если он исходит из потребностей, мотивов поведения, предпочтений целевой группы.

 

Представим далее правила эффективной коммуникации, которые можно исполь­зовать при составлении PR-сообщения, изложенные в руководстве Г. Бройнига:

- создание грамотной, понятной и негромоздкой конструкции предложения;

- использование коротких предложений, в которых сформулирована законченная мысль;

- использование голосовых выразительных средств, отказ от монотонности речи;

- использование пауз, выполняющих функции усилении внимания, успокоения, подчеркивания сказанного и предоставления возможности передышки;

- расширение активного словаря, объем и качество которого усиливают влияние сказанного;

- использование в речи вместо существительных, часто абстрактных, глаголов, придающих высказыванию активность и формирующих конкретную картину;

- использование активной формы глагола, а не пассивной, создающей дистанцию и несущей минимальную эмоциональную нагрузку;

- отказ от безличных формулировок, создающих дистанцию;

- разъяснение понятий в самом начале разговора.

 

4. Основные каналы распространения PR-сообщений и требования к ним.

Основные каналы распространения PR-сообщений

 

В целом можно выделить следующие каналы распространения PR-сообщений:

1. Газета воспринимается аудиторией как авторитетный источник точной информации (напечатанные тексты доступны многократному изучению, аналитическому обозрению). Газета традиционно тяготеет к комментированию информации, поэтому PR-сообщения (как и рекламные сообщения) воспринимаются здесь критически. Требуется многократное повторение текста PR-сообщения, чтобы преодолеть скептицизм целевой аудитории. При этом следует учитывать в своих расчетах повторного воздействия на читателя цикл оперативности га зеты (ежедневной — 24 часа, еженедельной — 7 дней).

2. Журнал рассчитан на длительное чтение в кругу семьи, а также во время отпуска, путешествий, командировок. Специфика журнальных публикаций — более узкая целевая аудитория, больший объем (обширнее газетных), отсутствие опе ративной информации (цикл оперативности — 1-2 месяца), в них PR-сообщение тяготеет к перспективным темам, литературным формам подготовки текста, Лучшее место на газетной или журнальной полосе для PR-сообщения опреде ляется с учетом психологии восприятия печатного текста. Исследования психологов выстраивают следующий рейтинг убывания внимания читателя газеты, изучающего рекламную полосу. Правый верхний угол газетной полосы сразупопадает в поле зрения читателя; именно отсюда в большинстве случаев он начинает рассматривать PR-материалы (33 %). Размещенное здесь PR-сообщение наверняка будет прочитано. Чуть меньше внимания уделяется левому верхнему углу полосы (28 %); еще меньшего внимания удостаиваются материям и правом нижнем углу (23 %). Наименьший рейтинг «читабельности» -у PR-сообщения, опубликованного в левой нижней части полосы, — 16 %. Рейтинг «читабельности» влияет на расценки (тарифы) рекламных услуг из­дателя (самые дорогие PR-сообщения размещаются справа вверху, самые дешевые — слева внизу). Самый эффективный способ привлечения внимания к печатным PR-сообщениям — это размещение их по принципу: одна газетная полоса — одно PR-сообщение. По этим же соображениям наиболее читаема журнальная страница с одним PR-сообщением.

3. Радио и ТВ относятся к наиболее эффективным каналам доставки PR-сообщения (возможность музыкального и шумового сопровождения, обширные аудитории, литературно-художественная форма, видеоряд).

Радиосообщение быстрее (оперативнее) достигает целевой аудитории, чем аналогичные газетные формы. Организуя передачи с места событий («пря­мые передачи»), радиожурналист создает эффект присутствия, включающий радиослушателей в события прямого репортажа. Этот эффект повышает доверие аудитории к PR-материалам. Эффект подсознательного воздействия радио на массовое сознание создается тем, что само восприятие (слушание) радиосооб­щений происходит между делом, «без отрыва» от производственных и иных занятий человека.

Телевидение, способное выводить на экран изображение, текст, устную речь и музыку, создает самые доступные массовому сознанию рекламные и PR-сообщения. Для PR-специалиста важно учесть способность ТВ быстро формировать отношение целевой аудитории к герою передачи, оперативно создавать его имидж, поддерживать (или разрушать) его репута­цию. Секрет такого воздействия — использование крупных планов, камер­ность действия (небольшое число действующих лиц), удлиненный по времени кадр (пристальное наблюдение, непрерывный мониторинг, недреманное око ТВ-объектива). Эти приемы превращают ТВ-интервью в сеанс своеобразной психодиагностики, когда выявляются разнообразные черты и характерологи­ческие особенности личности. Эффект присутствия на ТВ позволяет делать очевидными для наблюдателей даже глубинные характеристики выступающего и, кстати, обладает более сильным воздействием, чем на радио. Телевизионная речь близка к формам межличностного PR-общения, что также повышает эф­фективность PR-сообщения.

4. Прямая почтовая рассылка не относится к дорогостоящим средствам доставки PR-сообщений потребителям. Почта связывает компанию с потенциальными потребителями с точностью до 100 % (особенно вслед за пробными рассылками, позволяющими сопоставить число отправлений и отказов).

5. Специальные мероприятия PR (выставки, круглые столы, пресс-конференции и т.д.) как канал распространения PR-сообщений предполагают комби­нированное использование средств рекламы и PR (наружная реклама, демон­страция образцов новых товаров, межличностное общение, целевая аудитория в прессе, передачи на ТВ и радио, сувениры, листовки, буклеты и пр.).

6. Элементы наружной рекламы (планшеты, щиты, световые экраны, вывески и другие элементы наружной рекламы) — подходят для распространения тех PR-сообщений, основная функция которых напомнить о компании, ее продукции, имидже, репутации. Они устанавливаются вдоль автострад, на станциях метро, автобусных остановках, на вокзалах, в парках, на спортивных площадках.

7. Транспортные средства (автобус, вагон метро и т. д.) — также могут быть использованы в качестве носителя PR-сообщения. Здесь они тоже реализуют функцию напоминания.

8. Сувениры и подарки поддерживают основные идеи PR-сообщений, PR-программ, PR-кампаний. Сувениры, как правило, содержат название и атрибуты компании, торговые сообщения и бесплатно вручаются персонально представителям целевой аудитории, руководителям компаний-партнеров, участникам переговоров. Функция сувенирной рекламы — напоминание о компании, поддержание имиджа, подтверждение репутации.

 

 

Исключительно значим для продуктивности PR-кампании выбор адекватных каналов распространения PR-информации.

Каналы распространения PR-сообщений выбираются с учетом следующих требований:

- должны кратчайшим путем доставить текст целевой аудитории;

- должны охватывать всю или большую часть целевой аудитории;

- должны взаимодополнять друг друга;

- должны быть авторитетны в глазах общественного мнения;

- не должны вызывать негативных эмоций у целевой аудитории.

 

Выбор каналов распространения PR-сообщения зависит от наличия определенного комплекса средств массовой информации (локальный набор СМИ), а также от стоимости (тарифа) рекламных и PR-заказов. По описываемым ниже каналам Потребителю отправляются запланированные PR-сообщения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.