Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Новейший период истории социальной работы в России

Социальная работа как профессиональная деятельность на­чинает складываться в начале 90-х годов. К организации ново­го вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкну­ли» экономический кризис и рост социальных проблем в обще­стве, которые возникли в результате распада единого социаль­ного, экономического и геополитического пространства. В об­ществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, криминогенная об­становка, падение уровня рождаемости, распад института се­мьи и брака. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижа­ется в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения дохо­дов населения. В конце 80-х гг. в России появляются беженцы из Узбекистана, из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к ос­ложнению социально-экономической и политической обстанов­ки в регионах.

Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на институте семьи и брака: сокращается число браков и увеличивается число разводов. Сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников.

В этих условиях Правительством разрабатываются экономи­ческие и социальные программы, а также комплекс неотлож­ных мер, направленных на выход России из кризиса.

Програм­ма в сфере экономики предусматривала целый ряд радикаль­ных мер, среди которых важнейшими являются: либерализа­ция цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. Однако происходит снижение инвестиций и в социальную сферу.

Процессы, связанные с попытками стабилизировать социально-экономическую ситуацию, выдви­нули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уяз­вимых слоев населения, необходимость выделить приоритет­ные группы населения, которым в первую очередь должна ока­зываться всесторонняя поддержка (дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас).

В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предос­тавлялось самостоятельное право определять формы социаль­ной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, це­левая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защи­тить население в условиях либерализации цен.

Для формирования финансовых источников предполагалось создать Республиканский и территориальные фонды социаль­ной поддержки населения. Правительству Российской Федерации предложено определить порядок адресного направления гума­нитарной помощи, а Министерству социальной защиты насе­ления (ныне Министерство труда и социального развития) оп­ределить размеры бюджетных и внебюджетных средств в Рес­публиканский и территориальные фонды.

Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инва­лидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране мате­ринства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенси­онного обеспечения семей граждан, умерших вследствие забо­левания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и ком­пенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.

В области охраны материнства и детства принимаются специ­альные указы Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке много­детных семей», «О первоочередных мерах по реализации Все­мирной декларации об обеспечении выживания и развития де­тей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материаль­ному обеспечению.

Правительство принимает решения об ока­зании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уво­ленным в запас.

Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управле­нии государственным социальным страхованием (денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнова­ний из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты не­зависимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социаль­ного страхования.

В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций предлагалась определенная програм­ма по содействию занятости. Среди важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения численности ра­бочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация до наступления срока расторжения трудо­вого договора, временное приостановление найма новых работ­ников и др.

В целях социальной защищенности работающих инвалидов президентским указом предусматривались оп­ределенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направле­ния деятельности в области социальной политики: улучшение пенсионного обес­печения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспечен­ным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предус­матривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, раз­витие негосударственных пенсионных фондов; в области охра­ны материнства и детства – совершенствование системы соци­альных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслу­живания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994 году утверждается федеральная программа «Дети России», которая включала в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобы­ля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также россий­ских и зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социаль­ного обслуживания. Среди них такие виды помощи, как мате­риально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-меди­цинские, консультативные и др.

Реализацию всех правительственных мер в области социаль­ной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Ми­нистерство социальной защиты (ныне Министерство тру­да и социального развития). Постановлением Прави­тельства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство воз­лагалась не только разработка стратегии государственной по­литики в области защиты нетрудоспособного населения, мате­ринства и детства, но также и организация пенсионного обес­печения граждан, материально-бытовое обслуживание, орга­низация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных про­грамм, осуществление внешнеэкономической деятельности. Появляются новые функции Министерства, связанные с коммерческой деятельностью и со­циальной защитой.

С принятием Концепции развития социального обслужива­ния населения в Российской Федерации (август 1993 г.), произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейс­ких странах, в основе которой забота государства, «вклю­чающая как устранение причин, препятствующих человеку, се­мье, группам людей достичь оптимального уровня благососто­яния, так и организацию индивидуальной помощи людям, по­павшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содейство­вать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. Предусматривалось создание корпуса професси­ональных служащих, социальных работников, тем самым кон­ституировалась профессия.

Система социальных служб складывалась из государствен­ных, муниципальных и негосударственных институтов помо­щи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в усло­виях стационара, предоставление временного приюта, органи­зация дневного пребывания в учреждениях социального обслу­живания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, соци­альная помощь.

Изменяется механизм финансирования системы социаль­ной защиты. Финансирование социальных программ населе­нию осуществляется не из поступлений от налогов, а из специализированных страховых фондов: Пенсион­ного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты создан Депар­тамент социальной защиты.

В1993-1995 гг. реализуются различные фе­деральные программы.

В 90-е годы находят свое развитие территориальные соци­альные центры как институты помощи нуждающимся. Любой вид помощи оказывается в рамках институци­ональной деятельности независимо от типа учреждения, госу­дарственного или негосударственного, и эта деятельность при­знается законом. Условно все территориальные учреждения помощи и поддерж­ки можно классифицировать на основе форм собственности по ведомственному подчинению, а также характеру деятельности (добровольная — регламентированная):государственные, ве­домственные, муниципальные, общественно-благотворитель­ные.

К концу 1995 г. в систему социальной помощи входят: учреждения социального обслуживания семьи; учреждения социального обслуживания престарелых и ин­валидов; отделения социальной помощи на дому; территориальные центры; службы социальной срочной помощи. Эти институты поддержки представляли собой модели нормативного про­граммного характера.

В 1995 г. Министерством утверждена типовая региональная программа социальной защиты населения (глав­ными видами помощи явля­лись материальная, натуральная, обеспечение занятости, гума­нитарная).

В регионах складываются и свои модели помощи и поддержки.

В Красноярском крае – проблемы связаны с депопуляцией, особен­но среди малых народов, сложными природно-климатически­ми условиями, спадом производства, безработицей. Глав­ные направления деятельности были связаны с решением сле­дующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. Основная тяжесть легла на краевые, областные, город­ские, районные органы социальной защиты и комитеты по за­нятости населения. В рамках краевой программы «Социальная защита малообеспеченного населения и семей с детьми» оказы­валась специализированная социальная помощь. Нашла при­менение и новая форма обслуживания – переселение одиноких в «социальные квартиры».

В Пермской области к ведущим про­граммам в деле защиты населения относились – «Дети Прика­мья» и территориальная программа «О мерах по социальной поддержке малоимущих групп населения». В соответствии с ними в областном бюджете выделялись материальные средства.

В Челябинской области приоритет отдавался таким категори­ям нуждающихся: неработающие пенсионеры (пенсия ниже ми­нимальной); инвалиды; семьи с детьми младше трех лет; семьи с детьми-инвалида­ми младше 16 лет; дети, живущие с опекунами; дети, больные диабетом; взрослые с диабетом I степени; студенты, не имеющие родителей; студенческие семьи; женщины с более 20 неделями беременности; семьи, где нет одного из родителей. Проблемы, которые существуют на уровне регионов, прелом­ляются в системах городской и районной помощи нуждающим­ся.

Территориальная система помощи складыва­ется из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы ра­боты, направления в оказании поддержки, источники финан­сирования и юридический статус.

Службы помощи на местах для реализации своих социальных программ развивают «коммерческую деятельность», которую осуществляют через самостоятельные коммерческие структу­ры или различные фонды. Их программы финансируются федеральными, территориальными и админи­стративными органами.

Муниципальная система территориальной защиты имеет свою специфику поддержки и организационную структуру. Муниципальный орган является юридическим ли­цом, которое дает право на ведение социально-защитной дея­тельности на своей территории. Муниципалитет может либо предоставлять определенные средства, либо сдавать в аренду по льготным тарифам площади для соответствующей деятельнос­ти. Формы предоставляемых услуг: социальные и юридические ус­луги по трудоустройству; учебно-образовательное, культурно-просвети­тельное, врачебно-консультативное, спортивно-туристическое направления деятельности; практическая помощь больным и их семьям и др.

Существует также ве­домственная система социальной защиты. К ней относится, например, Комитет по делам молодежи. Система помощи молодежи реализуется в рамках федеральной программы «Молодежь России». Среди направлений деятельности: поддержка молодой се­мьи и социально незащищенных категорий молодых людей, поддержка деятельности детских и молодежных организаций и их программ и др.

Институты помощи тес­но взаимодействуют с административными органами. Основными направлениями их деятельности можно считать: социально-психологическую, правовую помощь, меди­ко-социальные услуги, профилактику наркомании и правона­рушений, профориентацию.

В российской благотворительности и взаимопомощи 90-х го­дов происходит активизация благотворительных сил. С 50-х до середины 80-х гг., благотво­рительность выступала в виде института шеф­ства. Идеология шефства связана с общественной деятельнос­тью «по оказанию систематической помощи кому-либо в произ­водственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; со­действие в каком-либо деле». После ликвидации модели частной благотворительности была использована модель общественной благотворительности, кото­рая приняла новую форму коллективного шефства.

Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 г., когда организовался Советский Детский Фонд им. В. И. Лени­на (ныне Фонд защиты детей). В его основе — безвозмездная де­ятельность.

Активизация процессов благотворительной деятельности и процессов взаимопомощи началась с начала 90-х годов, что свя­зано с разрушением геополитического пространства СССР. В России происходит само­организация профессиональных групп на основе материальной взаимопомощи и социальных, политических и идеологических ценностей, норм, принципов. Возникает множество объединений, учитывающих интересы различных профес­сий и социальных групп.

Современная структура благотворительного сектора пред­ставлена различными фондами: государственными, промыш­ленных предприятий, коммерческих организаций, частных лиц. Воспроизво­дятся также и прежние структуры: общества учреждения, приходские попечительства нуждающихся. Заниматься коммерческой деятельностью государственным структурам законодательно запрещено, но благотворитель­ные фонды могут реализовывать коммерческие проекты.

Помимо государственных форм благотворительности в насто­ящее время существует «постсоциалистическая форма» коллек­тивной помощи – благотворительные фонды предприятий, которые пред­почтение в предоставлении помощи отдают организациям по­мощи малоимущим и пенсионерам, детским, религиозным, а также СМИ, общественно-политическим организациям.

Благотворительной деятельностью занимаются и коммерческие организации, например, коммерческие банки, которые производят отчисления от налогооблагаемой прибыли.

Частные фонды, как правило, связаны с именем конкретно­го человека, с его видением приоритетности задач в различных общественных сферах, например благотворительные (частные) фонды Ярошинской, Каспарова.

Также существуют благотворительные общества по соци­альной защите различных групп населения: инвалидов, ветеранов войн и труда и др., основными функциями которых являются социальная защита и поддержка нуждающихся в сфере культуры, здравоохранения, в социаль­ной сфере.

Специфика благотворительных учреждений в XX в.: их организаторы имеют определенный опыт работы в той или иной области; у них имеется базовое образование и выс­шая профессиональная квалификация; иногда для решения поставленных задач привлекаются специалисты из смежных областей; они имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдель­ных случаях – и производственные мощности.

Наблюдается новая тенденция, когда зачастую приоритет в предоставлении помощи отдается Русской православной церкви. Благотво­рительную деятельность она осуществляет в приходах через верую­щих прихожан или непосредственно через своих служителей. Направления деятельности: материальная помощь; социальный патронаж (в домах ребенка, детских отделениях психиатричес­ких больницах, хосписах); досуговая деятельность; учебно-про­светительская деятельность; социально-нравственная работа (с престарелыми, с осужденными, больными алкоголизмом, ни­щими).

С 1996 г. в результате принятия Закона о благотворительности наступает новый этап развития данного направления. Заботу о наименее защищенных группах населения взяли на себя церковь и организованный ею Фонд примирения и со­гласия. Намечается создание сети магазинов для наименее защи­щенных групп населения. Создаются различные фонды по защите и поддержке социаль­но незащищенных слоев населения.

1991 г. – образовывается новая для России отрас­ль знания – указы Госкомтруда СССР о вве­дении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях на­учная мысль тесно связана с вопросами организации инфра­структуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки спе­циалистов различного профиля, определением научного статуса новой дисциплины.

С 1992 г. начинаются системные исследования по различным направлениям теории и истории социальной работы, осуществляются попытки определения ее научной области познания, исходя из понимания ее целей и задач.

Все подходы можно разделить на три группы: «ин­дивидуальный», «личностный» подход к теоретической схеме социальной работы; средовой, «социетальный», где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность обществен­ных связей и отношений; социально-деятельностный, когда социальная работа рассматривается в традиционном русле для отечественного познания в субъектно-объектной схеме.

Н. Данакин («Теория и методика (технология) соци­альной работы») определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем», основные направления познания социальной работы – проблемы личности в контексте с группой, обще­ством, социальными дезадаптивными и девиационными про­цессами.

И. Зимняя вводит новое понятие – «социоэкология личности». Объект такой научной отрасли – взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом; предмет – «личностная и соци­альная защита (самозащита) человека».

Социетальные подходы к теории социальной работы пред­ставлены в исследованиях Е. Холостовой, И. Зайнышева. Е. Хо-лостова в качестве объекта социальной работы выделяет соци­альные отношения, предметная область социальной работы представляется как «совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей и тенденций». В предмете выде­ляется ряд направлений, которые представлены рядом проблем: индивидуальными, семей­ными, социально-экологическими, социально-экономически­ми, социальной стратификации, поведенческого функциониро­вания, символизации и моделирования, коммуникации, струк­тур власти.

И. Зайнышев: социальные процессы являются предметной областью социальной работы. Однако теория науч­ного знания базируется на трех основаниях: идеалы и нормативы, «конкретная научная картина мира», «философское основание науки».

Деятельностный подход в определении сущности социальной работы представлен в работах С. Григорьева, Л. Гусляковой, Н. Стойко, Т. Демидовой. Основной акцент сделан на деятельностной сущности социальной работы, которая определяется как разновидность социальной деятель­ности, как система социальной защиты, как деятельность госу­дарственных организаций и отдельных лиц по оказанию помо­щи, как деятельность по восстановлению и сохранению психо­ментальных и социетальных связей индивида со средой.

Понятие «социальная работа» находит отражение и в официальных государственных документах (Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации).

Постепенно в теории социальной работы появляется представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы. Установлены два ее уровня. В широком плане теория социальной работы определя­ется как система «взглядов и представлений», «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов соци­альной защиты и помощи населению». В узком — как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях».

Выделяются «отраслевой» и «широкий» подходы к те­ории социальной работы. Они отличаются областью познания данной научной дисциплины. В качестве отраслевой научной дисциплины превалируют прак­тические разделы, связанные с методиками и организацией на­учного познания. В широком подходе приоритет отдается мето­дологическим, философским и междисциплинарным направле­ниям.

Тенденции уточнения определения понятия «социальная работа» (А. Панов, В. Лавриненко, В. Ковалев и др.). Федеральные законы, разработка терминов и стандартов со­циального обслуживания населения расширяют словарь терми­нов, конкретизируют область государственных нужд и потреб­ностей.

A. Панов определение понятия «социальная работа» раскрывает через отражение современных тенден­ций в области социальной помощи: научное знание, профессию, специальность в систе­ме высшего образования, дает свое видение структуры со­циальной работы как научного знания, выделяя 15 областей познания.

B. Лавриненко проблемы научной идентичности социальной работы рассматривает в контексте философских подходов (субъект-объектные отношения в социальной работе, их сущностное осмысление в контексте социально-философских проблем и др.).

В. Ковалев в концеп­туальную схему социальной работы включает различные виды деятельности – социально-реабилитационную, медико-тера­певтическую, психолого-педагогическую, консультационную и другие виды поддержки. В центре его внимания – трудные жизненные ситуации клиента.

В работах С. Беличевой, И. Зимней, Б. Шапиро определены подходы к личностно ориентированной подготовке социально­го работника в контексте гуманистической и культурологичес­кой парадигмы. Процесс подготовки социального работника, особенности формирования специалиста в системе профессио­нального обучения и воспитания рассмотрены в работах В. Бочаровой, А. Вербицкого, И. Лавриненко, П. Павленка, В. Сластенина, Н. Шмелевой, Е. Холостовой.

Также поднимаются проблемы подготовки специалистов в области различных сфер социальной работы; проблемы личности социаль­ного работника, его профессиональной компетенции, подходам и общепрофессиональным профилям специа­листа в области социальной помощи и поддержки; проблемы концепций инфраструк­туры помощи и поддержки нуждающихся; проблемам теоретического и практического обоснования деятельности социальных служб, центров: федеральных, региональных, специализированных, городских, сельских; проблемы консультирования, пси­хотерапии, психосоциальной и психокоррекционной помощи различным категориям клиентов и др.

Цель социальной работы – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем.

Социальная работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соответствующихсоциальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения.

Суть социальной работы в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы с опорой на собственные ресурсы.

Задачи социальной работы:

1. усилить мотивацию клиента с помощью «Я-поддерживающих» мероприятий, освободить его энергию для осуществления изменений;

2. усилить ментально, эмоционально и физически способности клиента решать свои проблемы;

3. предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем.

Условие и форма успешного решения проблем личности – деятельность по обеспечению соответствующих перемен в жизни клиента и его социального окружения. Х. Сведнер выделяет 5 фаз такой деятельности: формулирование цели, производство знаний, производство инструментария, работа по осуществлению и работа по развитию.

Социальная работа – особый вид деятельности, отличающийся:

1. интегральным характером (психология, социология, педагогика, юриспруденция),

2. пограничным характером (аккумулирует в себя пограничные элементы смежных профессий, а именно: информацию, инструментарий, технологии);

3. социальный работник воспринимает человека как целостного индивида, в единстве его различных сторон (целостное видение человека);

4. ценностная направленность в действиях социального работника происходит от человека как высшей ценности – к ценностям профессиональным;

5. ориентация на реальных людей с их жизненными трудностями;

6. посредническим характером (между человеком и разными социальными институтами, между клиентом и социумом).

Два подхода к видам социальной работы:

1. социальная работа как профессиональная деятельность в виде добровольной филантропической и благотворительной помощи.

2. социальная работа как профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепление или изменение положения личности, группы людей в обществе.

В основе социальной деятельности пять аспектов: социально-экономический, географический, политический, культурный и духовный.

Социально-экономический: основными заботами человека являются достойные условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования, системам социального обеспечения и социального обслуживания; социальное согласие зависит от справедливого распределения этих имеющихся ресурсов.

Географический: вся деятельность осуществляется в рамках определённых границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.

Политический: политическая система страны определяет условия осуществления практической деятельности в ней.

Культурный: необходимо учитывать традиции, убеждения, чаяния и культуру отдельных лиц, семей, групп, общин и стран.

Духовный: в социальной работе важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, чаяния и идеалы клиентов, самих социальных работников и общую систему ценностей общества, где она проводится.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Интегративный подход в образовании | Что такое человек .
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.