Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвенция

(выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста)

Тема. В области тематики очерк не имеет ограничений. Предмет изображения в очерке – всегда современность, жизнь людей во всем ее разнообразии: труд, образование, семья, быт, отдых, международные связи.

Такое же тематическое разнообразие свойственно и информационным жанрам. Разница заключается в подаче темы и формулировании ее. Уже этот начальный этап – выбор и формулировка темы – должен показать, что автор собирается изложить выбранную тему в жанре путевого очерка.

В чем же своеобразие определения тематики очерка? Во-первых, на начальном этапе тема определяется в общих чертах, может корректироваться по ходу развертывания маршрута и даже изменяться в зависимости от наиболее сильных впечатлений автора. Во-вторых, тема путевого очерка обычно не ограничивается одним событием, а включает описание мест, событий, людей, с которыми автор знакомится на протяжении всего пути.

В общих чертах тему путевого очерка можно сформулировать следующим образом: описание наиболее ярких и интересных эпизодов и впечатлений за время маршрута.

Так, тема анализируемого очерка В. Пескова «Кормилец Севера» – описание автором жизни тундры зимой.

Когда тема намечена, требуется накопление впечатлений, материала, фактов. Следует заметить, что отбор материала в путевом очерке (ПО) гораздо более свободен, чем, например, в информационных жанрах, и менее предсказуем, поскольку автор может выбрать наиболее яркий и выразительный материал.

Для эффективного раскрытия темы служат «общие места» (топосы). Какие же из них наиболее часто используются в данном жанре?

1. Род и вид. Ни один ПО не обходится без использования данного «общего места». Всестороннее раскрытие темы в ПО невозможно без указания данных отношений. Например: «Предпочтение они (олени) отдают тем же грибам (род), что и люди, – подберезовикам, подосиновикам, маслятам (разновидности)».

2. Целое и части. В смысловом и структурном отношении данный топос является незаменимой частью ПО. Используется такое «общее место» и при создании портрета героя, и при описании пейзажа, и при подробном изложении действий и поступков героев. Это дает возможность детально и ярко показать увиденное автором. Песков использует данный топос для доказательства исключительной роли оленя в жизни на Севере. Например: «Олени – это пища: мясо и молоко. Шкуры оленьи – это одежда, обувь, одеяла, мешки, ремни и покров для жилищ. Олень – это транспорт в бескрайней тундре. Оленья кровь – средство против цинги».

Последовательное описание составных частей помогает создать отдельный микротекст, продолжающий развертывание темы и способствующий ее раскрытию.

3. Обстоятельство. Можно выделить следующие разновидности этого топоса: указание места, микротекст-пейзаж, указание времени.

Указание места выражает суть и назначение ПО. Это может быть конкретное географическое название. Например: «На Аляске мы наблюдали потерявшегося недельного возраста олененка». Возможно также описание увиденного без конкретного названия места: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна».

В ПО микротекст-пейзаж, несомненно, является и необходимым элементом содержания, и украшением жанра, поэтизирующим его.

В каждом ПО обязательно присутствует прямое или косвенное указание на время. Без данного «общего места» этот жанр может не состояться. Например: «Но жизнь, когда присмотришься, все же тут теплится и зимой». Данный топос может включать в себя указание на количество дней, проведенных автором в пути, неоднократное указание времени, позволяющее связать в единое текст («сначала», «в течение трех дней», «спустя время», «затем»).

4. Свойства. Данное «общее место» тесно связано с введением в любой очерк «публицистического героя», это понятие может быть представлено и «героем-человеком», и «героем-животным», и «героем-городом», и «героем-автором».

Суть «публицистического героя» состоит в скрещении двух координат: объективного и субъективного. Объективность создается тем, что герой выражает социальную ситуацию, субъективность же – личным впечатлением автора. Характерное в герое ПО раскрывается лишь на основе его поступков, качеств, значимых действий.

В анализируемом очерке В. Пескова «Кормилец Севера» таким героем является олень, образ которого передается через авторское восприятие. Последовательно, тщательно выписывает автор свойства своего героя. Например: внешняя характеристика: «Зимний снег для оленя – препятствие небольшое. Копыта раздвоены и широко раздвигаются. Кроме того, задние «пальцы» копыт находятся вровень с передними; действия: с первыми холодами начинают олени свои великие кочевья, идут проторенными тысячелетними путями, на которых встречаются горы, встречаются реки».

5. Определение. Поскольку путевой очерк содержит в себе несколько микротекстов, то определение появляется в данном жанре неоднократно, раскрывая содержание каждого нового смыслового отрезка. С его помощью автор показывает предмет речи с тех позиций, которые соответствуют его замыслу.

В путевом очерке можно обнаружить все виды определений. Например, определение, построенное на родовых-видовых отношениях: «ягель – малопитательная, лишенная белка и солей растительность». Определение, включающее в себя свойства предмета: «Грибы – самое большое лакомство и самый питательный корм коренных северян» (наряду с родовыми-видовыми отношениями в определении перечисляются свойства). Интересно и выразительно определение метафоричное, которое часто встречается у В. Пескова: «Следом за ними движутся волки – “постоянные пастухи” диких оленьих стад» или «Олень на Севере – это сама жизнь».

6. Причина – следствие. Чаще всего этот топос используется в аргументирующей речи. Так как для ПО характерны различные виды доказательств, причинно-следственные отношения являются компонентом текста данного жанра. Например, В. Песков, выдвигая в качестве тезиса мысль, что добывание корма для оленей – занятие тяжелое, описывает причины этого: «надо разрывать снег», «смертельна для стада оттепель».

7. Сопоставление. Поиски общего и противоположного между явлениями создает возможность особого структурирования текста. Вот отдельный микротекст в анализируемом ПО: «Олени дикие от домашних разительно отличаются величиной, статью и бодростью, хотя живут примерно в равных условиях. Но дикий волен, а покоренный его собрат служит людям, ничего не получая взамен. Отсюда хилость, маленький рост и тихая грусть в больших миндалевидных глазах...»

Таковы внутренние «общие места» путевого очерка.

Кроме внутренних «общих мест» в путевом очерке используются и внешние топосы, к которым относятся:

1) статистические данные: «...число диких северных оленей сократилось в пятнадцать (!) раз»;

2) цитаты из научных сочинений, газет, журналов, художественной литературы: «Константин Симонов в своих дневниках приводит забавный рассказ полковника...»;

3) исторические справки: «Эмблемой Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой страны сами индийцы считают тигра...» («Слоновая пристань в Амбере») (См. текст во 2 файле «Приложение к лекции 9»);

4) хроникально-информационные вставки;

5) описания географического характера: «Настоящую слоновую пристань встретили мы близ Джайпура в городке Амбер. Над городком, на горе, открытая солнцу и ветрам из пустыни, стоит старинная крепость – дворец великих Моголов».

Работа над очерком требует большого, всестороннего и тщательного изучения вспомогательных материалов.

Итак, этап инвенции в путевом очерке сохраняет ту же структуру, что и в других жанрах, но журналист наполняет ее по-своему, придавая индивидуальные черты, свойственные только жанру путевого очерка. Это своеобразие заключается в следующем:

1) автор всегда накапливает материал не за письменным столом, а по ходу маршрута. И здесь очень важна его наблюдательность, острота зрения, в какой-то мере интуиция (что из увиденного затем войдет в очерк);

2) автор изучает вспомогательный материал, способный помочь раскрытию темы;

3) автор собирает объективные данные, присоединяя к ним известную долю субъективности в описании мест, событий;

4) автор формулирует тему с учетом маршрута, отбирает наиболее важные, существенные характеристики предварительно и во время пути, на основе тщательного знакомства с возможно более широким кругом фактов, мнений, личных впечатлений, наблюдений, пользуясь при этом «общими местами».

Все разнообразные материалы путевого очерка, все его образы собираются вокруг главной задачи: изобразить, создать единое впечатление о том, что автору показалось интересным, занимательным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы работы по созданию путевого очерка | Диспозиция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.