Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды




Принцип платности природопользования широко применяется в ряде развитых стран. Успешной его реализации за рубежом способствовала нормативно правовая база, регулирующая вопросы управления и контроля в сфере экологии.

Система платежей за природные ресурсы в России стала формироваться в 70-е годы прошлого века. Элементами этой системы становились: попенная плата в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы и другие.

В 1991 году принцип платности использования ресурсов был закреплен в Законе «Об охране окружающей природной среды»

Цели введения платного природопользования:

1) рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

2) улучшение охраны окружающей среды;

3) выравнивание социально экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

4) финансовые интересы государства.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы взимается:

1) за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

3) на их воспроизводство и охрану.

При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставлено Правительству России.

Плата за право пользования природным ресурсом является налогом за природопользование и включена в налоговую систему.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов это форма экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Иначе, это штрафные санкции в повышенном размере за нерациональное использование ресурсов, в частности, за их перерасход.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов это компенсация затрат, которые понесли организации и ведомства, осуществляющие воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции, выпускаемой предприятием.

Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Плата за загрязнение ОПС реализует принципы платности природопользования и экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.

По своей экономической сути указанный вид платы за загрязнение представляет собой возмещение части экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные объекты, а также размещения отходов (в соответствии с принципом «загрязнитель платит»).

Данный вид платы должен быть главным источником получения средств, которые необходимы для компенсации ущерба от загрязнения ОПС, выполнения работ по ликвидации последствий загрязнения, а также обеспечения повышения экономической заинтересованности и ответственности природопользователей в выполнении нормативов экологических требований.

Прежде чем установить предприятием платежи, местные и региональные органы власти устанавливают для них лимиты выбросов (сбросов).

В соответствии с нормативными правовыми документами нормативы платы зависят от размера загрязнения и подразделяются на три вида:

1) в размерах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения твердых отходов;

2) в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

3) за сверхлимитное загрязнение.

В случае аварийного загрязнения, значительно превышающего негативные воздействия производства, работающего в штатном режиме, органы природы и прокуратура могут предъявить соответствующие иски виновным.

Важно указать, что размеры платежей за загрязнение ОПС могут быть заметно снижены, если хозяйствующим субъектом обеспечивается повышение экологической безопасности выпускаемой продукции, снижение концентрации загрязняющих веществ, сокращение объема потребления природных ресурсов.

Поэтому, в условиях рыночной экономики и нарастающего экологического кризиса важнейшим условием перехода на путь экоразвития является вопрос платности природопользования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.