КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Возможности творческого развития детей в процессе конструктивной деятельности.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в, представлении процесса конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Особенностью конструкторского мышления является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фарапонова и др.). Взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом — бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла (Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских). Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы проговаривая свои действия и их последствия. Однако это происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования: 1) нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа; 2) неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим); 3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания); 4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать; 5) неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. А. Лурия, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Е. Шаламон и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне. Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов. По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования. При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, модулей и др.). Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т. п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной. Рассмотрев второй вопрос, мы выделили возможности творческого развития детей в процессе конструктивной деятельности, т.е. отметили 2 взаимосвязанных этапа конструирования; выделили недостатки детского свободного конструирования. Перейдем к следующему вопросу. 3 вопрос. Задачи, содержание и методика занятий по конструированию из строительного материала и других конструкторов. Конструирование из строительного материала. Общая характеристика методики. Ранний возраст (2 — 3 года). Конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т.п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы. Основной задачей в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота, башенка и т.п.). Одновременно дети знакомятся с материалом, его возможностями; у них формируются представления о цвете, форме, величине; начинают развиваться пространственные ориентировки: протяженность предметов (длинная дорожка, высокая башенка), их расположение ( в середине домик и т.п.). Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет). Начиная с трех лет конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность. Дети 3 — 4 лет продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма). У них формируются понятия: высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, которые они пока склонны подменять понятиями: большой — маленький. Дети овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие; надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей. Они строят короткую и длинную дорожки; низкие и высокие заборчики, башенки; широкие и узкие ворота, скамейки и т.п. Детям 4 — 5 лет предлагают две темы: «Домики» и «Трамвайчики». Каждая представлена пятью основными конструкциями и 10-13 вариантами. Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя. Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме, обеспечивающей формирование у детей целостно-расчлененных представлений об объектах. Речь идет о сравнении однородных образцов построек, выделении в них общего и различного. Все основные конструкции задаются в строгой последовательности. Варианты основных конструкций дети создают сами путем преобразования образцов в высоту, длину и ширину. При этом дети вынуждены выбирать один из двух имеющихся у них способов решения: надстраивание или пристраивание. При обучении конструированию предусматривается не только усложнение конструкций одного и того же объекта и в связи с этим усложнение практических действий, но и обеспечение активной поисковой деятельности детей. Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет). При разработке содержания конструктивной деятельности старших дошкольников целесообразно также отобрать несколько тем. Каждая должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями. Но это усложнение должно задаваться не через образцы, предлагаемые воспитателем, а опосредованно, через изменение и усложнение условий. Приступая к новой теме, педагог только на первом занятии дает образец. В дальнейшем воспитатель задает детям только условия, которым должна соответствовать их постройка. Эти условия отражают зависимость конструкции от ее практического назначения. Учет практического назначения конструкций предполагает воспроизведение детьми не только общего внешнего вида постройки, но и соответствия размеров, форм, расположения ее основных частей. Они должны выделить те основные части, которые целесообразно будет видоизменять в каждом случае, и решить, как они будут это делать. Постановка такого рода задач значительно активизирует мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельности. В результате формируются обобщенные способы анализа условий задач и их соотнесение с конечной целью, что обеспечивает четкое и целенаправленное построение детьми своей практической деятельности. Дети учатся анализировать условия, соотносить их свойства со свойствами постройки (высоту моста с высотой судна, длину моста с шириной реки и т.д.) и на этой основе создавать разные замыслы и планировать свою практическую деятельность. В результате такого обучения дети оказываются способными конструировать по теме, по собственному замыслу, могут сами определять условия, которым должна соответствовать их постройка, т. е. ставить перед собой задачу и создавать оригинальные конструкции, достаточно сложные по структуре, комбинаторике деталей. Деятельность детей отличается поиском новых решений, их обсуждением с другими детьми. Они готовы к коллективным формам работы и к сюжетному конструированию высокого уровня. Такое конструирование порождает интересные игровые замыслы, становится побудителем игры, способствует развитию ее сюжетной линии. Конструирование из деталей конструкторов. Для формирования детского творчества в этом виде конструирования необходимо выполнение определенных условий. К ним относятся следующие три. Первое. Организация целенаправленной системы обучения, состоящей из трех взаимосвязанных этапов. На первом создаются условия для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; на втором — дети решают серию задач, направленных на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования; на третьем этапе организуется самостоятельное конструирование по замыслу самих детей. Такая система хороша для обучения детей 5-7 лет. Второе. Отбор и использование конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Третье. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием. Младший дошкольный возраст (3-5 лет). Детям сначала дают возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. С этой целью можно использовать, например, набор «Стандартный комплект кирпичиков LEGO DUPLO», состоящий из множества (104 шт.) ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму. Количество деталей позволяет объединить детей по подгруппам (4—5 человек). Для первого практического знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь. Из-за известной большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Но воспитатель не должен сразу приходить на помощь и давать из общего набора такую же деталь. Лучше предложить самому ребенку поискать такую же деталь, что важно для развития у него сенсорики, ориентировочной деятельности, определенной самостоятельности. И только в том случае, если ребенок сам не справился, воспитатель может помочь: отобрать несколько деталей (3 — 4) и предложить из них выбрать нужную. Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. При этом многие из них приставляют одну деталь к другой или ставят их друг на друга, не скрепляя между собой. Но из-за того, что детали имеют неровные поверхности (выпуклости и вогнутости), дети вынуждены поворачивать их по многу раз, чтобы найти ровные стороны. Некоторые дети пытаются приложить детали друг к другу неровными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновенье является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое. В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции; обозначают их словом (машина, трамвайчик, кораблик и т.п.) и действуют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получают либо новую конструкцию («...теперь это домик»), либо новые качества старой («...теперь это большой самолет, он быстро летает»). На следующих двух—трех занятиях воспитатель использует либо тот же конструктор, дополняя его мелкими деталями, либо другой — «Большой Базовый набор LEGO DUPLO», в котором 146 деталей. С подгруппами детей он организует сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации, например: строят поезд, и люди едут в нем на дачу; далее строят дачу, и люди там живут, отдыхают на скамеечках, кормят курочек и т.п. Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Воспитателю важно подхватить это и развить. Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки. При этом детям можно предложить разные основания для складывания, например цвет, размер. Воспитатель может быть равноправным участником. С четырехлетними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их внимания на процессе конструирования. При этом используют и игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интересным. В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий». Детям предлагают построить короткую и длинную дорожку, широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров, высокие и низкие заборы, башенки и др., только теперь путем скрепления деталей. Этому можно посвятить три-четыре занятия, и в конце каждого из них полезно обыгрывать готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных, разных человечков. На последнем занятии все постройки детей можно объединить, удобно расположив их по отношению друг к другу, и организовать игру. У большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конструирования как деятельности. К пяти годам дети уже способны замыслить довольно простую конструкцию, назвать ее и практически создать. Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет). Поначалу лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, прежде всего базовые наборы, а тематические — только как дополнительный материал. Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5 - 6 детей в каждой). На первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде, чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривают фигуру, иногда переворачивают ее по нескольку раз; некоторые берут другие, более мелкие детали и приставляют к ней и т.д. И только после такого «практического» обдумывания называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т. п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что он начал делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель предлагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций. На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются. Уже на втором занятии дети действуют более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2 — 3 варианта конструкции.При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции. К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Заметим, что в это же время дети начинают осваивать конструирование из природного материала и строить художественные образы этими же способами. Полученный детьми опыт, безусловно, помогает им при творческом решении задач на достраивание фигуры из деталей конструктора. Иначе говоря, способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом в конструирования. На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы предложить выбрать общую тему, например зоопарк, город и т. п., и создать свои конструкции в соответствии с темой. На следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать и т.п. Детям седьмого года жизни (и старше), наряду с указанными выше, можно предложить конструктор из другого типа, например конструктор «Тектон», состоящий из 202 деталей. Основные из них — цветные плоские пластины четырех конфигураций: узкая, треугольная, четырехугольная и пятиугольная. Крепятся они между собой цветными узлами тоже четырех видов, отличающихся друг от друга количеством защелок (две, три, четыре и пять). Кроме этого, в наборе есть стержни двух видов (длинные и короткие) и колеса (большие и маленькие). Конструктор отличается компактностью, поскольку основные детали являются плоскими. Вместе с тем соединение плоских пластин с использованием разных видов узлов позволяет получить огромное разнообразие объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Вначале детям нужно создать условия для самостоятельного ознакомления с новым конструктором путем практического опробования его возможностей, убрав при этом находящиеся в наборах цветные приложения. Только после нескольких занятий, в результате которых дети овладеют основными способами крепления и добьются определенных успехов в создании конструкций по собственному замыслу и по заданному каркасу, им можно показать приложение (иллюстрации) и рассмотреть, что же сделали из этого конструктора другие дети. Однако, что очень важно, дети обычно уже не пытаются точно воспроизвести то, что они увидели. Например, одного ребенка поразила увиденная на рисунке рыба, но он конструирует рыбу другой формы, других размеров и цвета. Второй ребенок тоже делает свою рыбку. А затем они вместе конструируют большой аквариум, в котором живут красивые рыбки. Если некоторые дети будут пытаться точно повторить увиденное, то целесообразно дать им задания типа: «Это красивая рыбка, а ты сделай свою более длинной и с маленькой головой» и т.д. Иногда при рассматривании иллюстраций практического экспериментирования сначала с мелкими деталями, а затем с крупными, не показывая каких-либо иллюстраций. После этого в качестве образца можно предлагать простые конструкции (мебель, домик и т.п.), выполненные воспитателем из мелких деталей для воспроизведения их из крупных деталей. Важно, наблюдая за детским экспериментированием, выяснить, что дети не смогли «открыть» сами, и в конструкциях-образцах задействовать эти конструкторские решения. Конструирование с использованием «Квадро» — это коллективная работа, требующая от детей слаженного взаимодействия и предварительного общего обсуждения. «Квадро» позволяет создавать прочные конструкции разной тематики, которые можно использовать по назначению: крупные «двигатели» па колесах; мольберты для рисования, стенды для выставки детских работ; спортивный инвентарь и многое другое. Средствами «Квадро» дети могут сами моделировать развивающую предметно-пространственную среду и самостоятельно видоизменять ее. Вариативность детских решений способствует созданию оригинальных конструкций, что является одним из
Литература для подготовки к лекционному занятию: 1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976. 2. Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвящение, 1981. 3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание»/ Под ред. Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П.–3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. Дополнительная литература: 1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.–М.: Просвещение, 1990. 2. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |