Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Возможности творческого развития детей в процессе конструктивной деятельности.




В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: со­здание замысла и его исполнение. Творчество связано больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обду­мывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в, представлении процесса конечного результата, в опреде­лении способов и последовательности его достижения.

Особенностью конст­рукторского мышления является не­прерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практи­ческих актов (Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фарапонова и др.).

Взаимообогаще­ние практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом — бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла (Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских). Замы­сел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструи­рования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы прогова­ривая свои действия и их последствия.

Однако это происходит лишь в процессе обучения, направлен­ного на преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования: 1) нечеткость за­мысла, объясняемая нечеткостью структуры образа; 2) неустой­чивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получа­ют совсем иной и довольствуются этим); 3) поспешность испол­нительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания); 4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать; 5) не­умение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. А. Лурия, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Е. Шаламон и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.

Источником замысла детей является все окружающее: разно­образный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внеш­ние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизво­дят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования уме­ния видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности но­вым содержанием, способами и приемами у детей возникает спо­собность к построению новых и достаточно оригинальных обра­зов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положе­ния целостного образа (перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппиров­ка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение простран­ственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из дета­лей конструктора, модулей и др.).

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашен­ность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими вида­ми деятельности (игрой, театром и т. п.) делает его особенно ин­тересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

Рассмотрев второй вопрос, мы выделили возможности творческого развития детей в процессе конструктивной деятельности, т.е. отметили 2 взаимосвязанных этапа конструирования; выделили недостатки детского свободного конструирования. Перейдем к следующему вопросу.

3 вопрос. Задачи, содержание и методика занятий по конструированию из строительного материала и других конструкторов.

Конструирование из строительного материала. Общая характеристика методики.

Ранний возраст (2 — 3 года). Конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как сред­ство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конст­рукций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструировани­ем»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т.п. Инициати­ва принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы.

Основной задачей в этом возрасте является пробуждение инте­реса к конструированию, приобщение к созданию простейших кон­струкций (дорожка, ворота, башенка и т.п.).

Одновременно дети знакомятся с материалом, его возможнос­тями; у них формируются представления о цвете, форме, величи­не; начинают развиваться пространственные ориентировки: про­тяженность предметов (длинная дорожка, высокая башенка), их расположение ( в середине домик и т.п.).

Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет). Начиная с трех лет конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сю­жет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.

Дети 3 — 4 лет продолжают знакомиться со свойствами основ­ных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма). У них форми­руются понятия: высокий — низкий, широкий — узкий, длин­ный — короткий, которые они пока склонны подменять поняти­ями: большой — маленький. Дети овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач: заменой меньших де­талей на большие; надстраиванием и пристраиванием с использова­нием тех же деталей. Они строят короткую и длинную дорожки; низкие и высокие заборчики, башенки; широкие и узкие ворота, скамейки и т.п.

Детям 4 — 5 лет предлагают две темы: «Домики» и «Трамвайчи­ки». Каждая представлена пятью основными конструкциями и 10-13 вариантами. Все основные конструкции дети учатся стро­ить по образцу под руководством воспитателя. Особое внимание уделяется организации обследования образцов по оп­ределенной схеме, обеспечивающей формирование у детей цело­стно-расчлененных представлений об объектах.

Речь идет о сравнении однородных образцов пост­роек, выделении в них общего и различного. Все основные конструкции задаются в строгой последовательности.

Варианты основных конструкций дети создают сами путем пре­образования образцов в высоту, длину и ширину. При этом дети вынуждены вы­бирать один из двух имеющихся у них способов решения: над­страивание или пристраивание.

При обучении конструированию предусматривается не только усложнение конструкций одного и того же объекта и в связи с этим усложнение практических действий, но и обеспечение ак­тивной поисковой деятельности детей.

Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет). При разработке содер­жания конструктивной деятельности старших дошкольников це­лесообразно также отобрать несколько тем. Каждая должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конст­рукциями. Но это усложнение должно задаваться не через образ­цы, предлагаемые воспитателем, а опосредованно, через изменение и усложнение условий.

Приступая к новой теме, педагог только на первом занятии дает образец. В дальнейшем воспитатель задает детям только условия, кото­рым должна соответствовать их постройка. Эти условия отражают зависимость конструкции от ее практического назначения.

Учет практического назначения конструкций предполагает вос­произведение детьми не только общего внешнего вида построй­ки, но и соответствия размеров, форм, расположения ее основных частей. Они должны выделить те основные части, которые целесообразно будет видоизменять в каждом случае, и решить, как они будут это делать.

Постановка такого рода задач значительно активизирует мыш­ление детей, их самостоятельную поисковую деятельности. В ре­зультате формируются обобщенные способы анализа условий задач и их соотнесение с конечной целью, что обеспечивает четкое и целе­направленное построение детьми своей практической деятельно­сти.

Дети учатся анализировать условия, соотносить их свойства со свойствами постройки (вы­соту моста с высотой судна, длину моста с шириной реки и т.д.) и на этой основе создавать разные замыслы и планировать свою практическую деятельность.

В результате такого обучения дети оказываются способными конструировать по теме, по собственному замыслу, могут сами оп­ределять условия, которым должна соответствовать их постройка, т. е. ставить перед собой задачу и создавать оригинальные конст­рукции, достаточно сложные по структуре, комбинаторике дета­лей. Деятельность детей отличается поиском новых решений, их обсуждением с другими детьми. Они готовы к коллективным фор­мам работы и к сюжетному конструированию высокого уровня. Такое конструирование порождает интересные игровые замыслы, становится побудителем игры, способствует развитию ее сюжетной линии.

Конструирование из деталей конструкторов.

Для формирования детского творчества в этом виде конструи­рования необходимо выполнение определенных условий. К ним относятся следующие три.

Первое. Организация целенаправленной системы обучения, состоящей из трех взаимосвязанных этапов. На первом создаются условия для широкого само­стоятельного детского экспериментирования с новым материа­лом; на втором — дети решают серию задач, направленных на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования; на третьем этапе организуется самостоятельное конструирование по замыслу самих детей. Такая система хороша для обучения детей 5-7 лет.

Второе. Отбор и использование конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяю­щего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.

Третье. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет). Детям сна­чала дают возможность самим познакомиться с деталями про­стого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. С этой целью можно использовать, например, набор «Стандартный комплект кирпичиков LEGO DUPLO», со­стоящий из множества (104 шт.) ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму. Количество деталей позволяет объе­динить детей по подгруппам (4—5 человек).

Для первого практического знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг сво­бодно действовали дети. При этом необходимо обеспечить каждо­му ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь.

Из-за известной большой подражательности детей этого воз­раста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Но воспитатель не должен сразу приходить на помощь и давать из общего набора такую же деталь. Лучше предложить самому ребенку поискать такую же деталь, что важно для развития у него сенсорики, ориентировочной деятель­ности, определенной самостоятельности. И только в том случае, если ребенок сам не справился, воспитатель может помочь: ото­брать несколько деталей (3 — 4) и предложить из них выбрать нуж­ную.

Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. При этом многие из них приставляют одну деталь к дру­гой или ставят их друг на друга, не скрепляя между собой. Но из-за того, что детали имеют неровные поверхности (выпуклости и вогнутости), дети вынуждены поворачивать их по многу раз, что­бы найти ровные стороны. Некоторые дети пытаются приложить детали друг к другу неровными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновенье является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.

В результате практических пробующих действий дети, соеди­няя несколько деталей, получают разные конструкции; обознача­ют их словом (машина, трамвайчик, кораблик и т.п.) и действу­ют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструк­ции, дети получают либо новую конструкцию («...теперь это до­мик»), либо новые качества старой («...теперь это большой само­лет, он быстро летает»).

На следующих двух—трех занятиях воспитатель использует либо тот же конструктор, дополняя его мелкими деталями, либо дру­гой — «Большой Базовый набор LEGO DUPLO», в котором 146 деталей. С подгруппами детей он организует сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации, например: строят поезд, и люди едут в нем на дачу; далее строят дачу, и люди там живут, отдыхают на скамеечках, кормят курочек и т.п.

Любая детская конструкция неожиданно может стать новой те­мой для сюжетного конструирова­ния. Воспитателю важно подхватить это и развить.

Большое значение в этом воз­расте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки. При этом детям можно предложить раз­ные основания для складывания, например цвет, размер. Вос­питатель может быть равноправ­ным участником.

С четырехлетними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их внимания на процессе конструирования. При этом используют и игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интерес­ным.

В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий - низ­кий», «широкий - узкий», «длинный - короткий». Де­тям предлагают построить короткую и длинную дорожку, широ­кие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров, высо­кие и низкие заборы, башенки и др., только теперь путем скреп­ления деталей. Этому можно посвятить три-четыре занятия, и в конце каждого из них полезно обыгрывать готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных, разных человечков.

На последнем занятии все постройки детей можно объединить, удобно расположив их по отношению друг к другу, и организо­вать игру.

У большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправ­ленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конст­руирования как деятельности. К пяти годам дети уже способны замыслить довольно простую конструкцию, назвать ее и практичес­ки создать.

Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет). Поначалу лучше ис­пользовать уже знакомые детям конструкторы, прежде всего ба­зовые наборы, а тематические — только как дополнительный ма­териал.

Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5 - 6 детей в каждой).

На первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это недостроенная конструкция чего-то. Я начала стро­ить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде, чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривают фигуру, иногда переворачи­вают ее по нескольку раз; некоторые берут другие, более мелкие детали и приставляют к ней и т.д. И только после такого «практи­ческого» обдумывания называют то, что, по их мнению, начал делать воспита­тель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т. п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что он начал делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель пред­лагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо пе­рестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и кон­струировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.

На следующих занятиях в качестве основы недостроенной кон­струкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.

Уже на втором занятии дети действуют более уверенно, а не­которые из них предлагают сразу 2 — 3 варианта конструкции.При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции.

К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции.

Заметим, что в это же время дети начинают осваивать констру­ирование из природного материала и строить художественные образы этими же способами. Полученный детьми опыт, безуслов­но, помогает им при творческом решении задач на достраивание фигуры из деталей конструктора. Иначе говоря, способы построе­ния образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими само­стоятельно в любом в конструирования.

На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы предложить выбрать об­щую тему, например зоопарк, город и т. п., и создать свои конструкции в соответ­ствии с темой.

На следующем этапе дети могут конструиро­вать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать и т.п.

Детям седьмого года жизни (и старше), наряду с указанными выше, можно предложить конструктор из другого типа, например конструктор «Тектон», состоящий из 202 деталей. Основные из них — цветные плоские пластины четырех конфигураций: узкая, треугольная, четырехугольная и пятиугольная. Крепятся они меж­ду собой цветными узлами тоже четырех видов, отличающихся друг от друга количеством защелок (две, три, четыре и пять). Кроме этого, в наборе есть стержни двух видов (длинные и короткие) и колеса (большие и маленькие). Конструктор отли­чается компактностью, поскольку основные детали являются плос­кими. Вместе с тем соединение плоских пластин с использовани­ем разных видов узлов позволяет получить огромное разнообразие объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций.

Вначале детям нужно создать условия для самостоятельного оз­накомления с новым конструктором путем практического опробо­вания его возможностей, убрав при этом находящиеся в наборах цветные приложения.

Только после нескольких занятий, в результате которых дети овладеют основными способами крепления и добьются определен­ных успехов в создании конструкций по собственному замыслу и по заданному каркасу, им можно показать приложение (иллюстра­ции) и рассмотреть, что же сделали из этого конструктора другие дети. Однако, что очень важно, дети обычно уже не пыта­ются точно воспроизвести то, что они увидели. Например, одного ребенка поразила увиденная на рисунке рыба, но он конструирует рыбу другой формы, других размеров и цвета. Второй ребенок тоже делает свою рыбку. А затем они вместе конструируют большой ак­вариум, в котором живут красивые рыбки. Если некоторые дети будут пытаться точно повторить увиденное, то целесообразно дать им задания типа: «Это красивая рыбка, а ты сделай свою более длинной и с маленькой головой» и т.д. Иногда при рассматрива­нии иллюстраций практического экспериментирования сначала с мелкими деталями, а затем с крупными, не показывая каких-либо иллюстраций. После этого в качестве образца можно предлагать простые конструкции (мебель, домик и т.п.), выполнен­ные воспитателем из мелких деталей для воспроизведения их из круп­ных деталей. Важно, наблюдая за детским эксперименти­рованием, выяснить, что дети не смогли «открыть» сами, и в конструкциях-образцах задействовать эти конструкторские решения.

Конструирование с ис­пользованием «Квадро» — это коллективная работа, требующая от детей слажен­ного взаимодействия и пред­варительного общего обсуж­дения. «Квадро» позволяет создавать прочные конструкции разной тематики, которые можно использовать по назначению: крупные «двигатели» па колесах; мольберты для рисования, стенды для выставки детс­ких работ; спортивный инвен­тарь и многое другое. Средствами «Квадро» дети могут сами моделировать развивающую предметно-пространственную среду и самостоятельно видоизменять ее. Вариативность детских решений способствует созданию оригинальных конструкций, что является одним из

 

Литература для подготовки к лекционному занятию:

1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.

2. Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвящение, 1981.

3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание»/ Под ред. Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П.–3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная литература:

1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.–М.: Просвещение, 1990.

2. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.