Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории слуха




Первой теорией слуха стала теория Гельмгольца. Он считал, что волокна основной мембраны в улитке имеют разную длину и натяжение. Так как у основания улитки базальная мембрана наиболее узкая, то эта часть ее отвечает за восприятие высоких тонов. У свода улитки базальная мембрана расширяется, следовательно там расположены самые длинные волокна и эта часть отвечает за восприятие низких тонов. Под влиянием колебаний мембраны волосковые клетки движутся вверх и вниз, в этот момент и зарождается нервный импульс.

Согласно гидродинамической теории Бекеши, в улитке возникают так называемые блуждаюшие волны. Эти волны появляются в результате прохождения звуков через овальное окно и внезапно затухают на разном расстоянии от овального окна. Чем ниже тон, тем большее расстояние пройдет вызванная им волна. Волны низких тонов перегоняют волны высоких тонов, отражаются от свода улитки и вызванные ими вихри заглушают вихри от высоких тонов. Этим можно объяснить тот факт, что низкие тоны маскируют высокие, а не наоборот. Обе вышеперечисленные теории относятся к так называемым локализационным теориям слуха.

Эвальд выдвинул другую теорию, которая заключается в том, что «звуковая картина» из внутреннего уха полностью передается в мозг и уже на уровне центральной нервной системы происходит разделение расшифровка звуковых сигналов.

Строение вестибулярного анализатора.

Стоит отметить, что понятие «анализатор» включает в себя три звена. Первое – чувствительные рецепторы органа чувств, второе – проводящие пути, третье – участок коры мозга, в котором происходит анализ полученных сигналов.

Чувствительные клетки органа равновесия внутреннего уха расположены в специальных сенсорных зонах – макулах (пятнах) – преддверия, а также в гребешках ампул полукружных каналов. Движение жидкости в системе полукружных протоков приводит к смещению специальных кристалликов кальция. Считается, что смещение этих кристалликов, закрепленных в мембране, покрывающей чувствительные клетки, приводит к возникновению нервного импульса. Вестибулярный ганглий (нервный узел, в котором располагаются тела первых нейронов проводящих путей вестибулярного анализатора) располагается во внутреннем слуховом проходе. От этого ганглия волокна идут в составе VIII пары черепно-мозговых нервов в продолговатый мозг. В продолговатом мозге расположено 4 вестибулярных ядра. Импульсы, идущие от преддверия и полукружных каналов, поступают в эти ядра и отсюда направляются в пяти направлениях: к глазодвигательным ядрам и глазным мышцам, к ретикулярной формации мозга, к мозжечку, к мышцам туловища и шеи, к височной доле коры головного мозга.

Исследование слуховой функции.

Нормой принято считать 100% разборчивость шепотной и разговорной речи с расстояния 5 метров. Это расстояние выясняется следующим образом. Больной стоит боком к врачу. Пациент должен закрыть вход в наружный слуховой проход своим пальцем со стороны неисследуемого уха. Врач с расстояния 5 метров начинает шепотом произносить слова. Если пациент не может повторить слово, то врач подходит ближе. Это продолжается до тех пор, пока пациент не начнет четко различать все произносимые слова. Таким же способом определяется расстояние для шепотной речи для другого уха. Нормой, как уже было сказано, является 100% разборчивость с 5 метров и более. Подобная проба выполняется для разговорной речи так же.

Следующим этапом проводят исследование слуха с помощью камертонов. Камертон – инструмент, способный издавать относительно чистый тон. Существуют камертоны различных размеров, но основных среди них два: C128 – большой, и C4096 – маленький. При проведении камертональных проб становится ясно, какой отдел – звукопроводящий или звуковоспринимающий - поражен у пациента в большей степени.

Следующий этап – пороговая аудиометрия. Аппарат носит название аудиометра. На пациента следует надеть наушники и через них подавать звуки различной интенсивности и частоты. Пациент должен нажимать на специальный датчик в тот момент, когда он услышит звук. На основании результатов данного обследования уточняется диагноз и выставляется степень потери слуха – степень тугоухости.

Тестирование вестибулярной функции.

Следует отметить, что под термином «вестибулярная функция» мы подразумеваем скорее функцию равновесия, нежели только функцию рецепторов преддверия и полукружных каналов. Исследование функции равновесия – очень трудоемкий и порою длительный процесс. Нами в данном руководстве будут рассмотрены только те методы, которые могут быть использованы при рутинном обследовании пациентов в условиях ЛОР-кабинета поликлиники.

Сбор жалоб. Прежде всего, необходимо узнать у пациента, какой характер носит головокружение. Различают два вида головокружения: системное (систематизированное) и несистемное (несистематизированное). К системному головокружению принято относить состояния, сопровождающиеся ощущением вращения тела, передвижения предметов, уплывания пола из под ног в определенном направлении. К несистемному головокружению относят ощущения потемнения в глазах, неустойчивости при походке, тяжести в голове, дурноты.

Определение устойчивости в позе Ромберга. Следует тщательно объяснить пациенту исходное положение. Еще более важно при проведении этой пробы быть начеку и быть готовым предотвратить падение пациента на пол. Для этого исследующему нудно встать сбоку от исследуемого и вытянуть свои руки вперед так, чтобы одна рука была спереди от пациента, а вторая – сзади от него. Пациент должен поставить ноги вместе, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. Обычно просят человека простоять в таком положении 30 секунд. В норме допускается небольшие отклонения тела без преобладания какого-либо направления. При патологии внутреннего уха пациент буде значительно отклоняться в какую-то сторону, вплоть до падения.

Координаторная проба. Пациент вытягивает свои руки вперед, закрывает глаза. Просим пациента быстро дотронуться указательным пальцем до кончика носа. После выполнения пробы правой рукой, повторить пробу левой рукой. В норме проба должна выполняться точно. При поражении внутреннего уха промахивание будет с обеих сторон, при патологии мозжечка даст о себе знать тремор, выявится промахивание с одной стороны.

Пальце-пальцевая проба. Врач держит указательные пальцы на уровне груди, а пациент должен попасть своими пальцами в пальцы врача сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. В норме попадания будут точными. При патологии внутреннего уха пациент промахнется обеими руками, при поражении мозжечка – одной рукой.

Определение спонтанного нистагма. Пациент смотрит на кончик ручки в руках врача. Ручка располагается на уровне глаз на расстоянии 50-70 см. Врач отводит ручку на 30 градусов вправо, затем на 30 градусов влево от срединного положения глаз пациента. Исследуемый держит голову неподвижной и следит за ручкой одними только глазами. Выявление ритмичных непроизвольных движений глаз пациента, направленных в определенную сторону во время проведения этой пробы с большой вероятностью говорит о патологии внутреннего уха. Эти непроизвольные движения глаз носят название нистагм.

Исследование походки. Просят пациента сделать четыре шага вперед и назад сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами. Важно быть готовым поддержать пациента и предотвратить его падение на пол. После этого просят пациента сделать четыре приставных шага сначала вправо, затем влево. Эта проба проводится сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами. У здорового человека ходьба не вызывает затруднений даже при закрытии глаз.

Если нарушена походка по прямой вперед-назад, но походка приставными шагами вправо-влево не представляет сложностей для пациента, высока вероятность нарушений во внутреннем ухе. Если же нарушены оба вида походки, высока вероятность поражения мозжечка.

Пробы на адиадохокинез. Пациент должен согнуть руки в локтях и быстро выполнять вращения кистями, как будто бы он закручивает лампочки. Отставание руки с правой стороны, к примеру, говорит о правостороннем поражении мозжечка.

 

 

Особенности строения уха у детей.

У новорожденных и грудных детей наружный слуховой проход короток, вследствие недоразвития его костной части. Костную часть представляет только тимпанальное кольцо с вырезкой (incisura Rivini), в котором укреплена барабанная перепонка. У новорожденного наружный слуховой проход представлен в виде щели, заполненной первородной смазкой, состоящей из жира с примесью эпидермиса, что чрезвычайно затрудняет осмотр новорожденного. Длина наружного слухового прохода у детей 12 лет равна 2.5 см. Передняя стенка граничит с суставом нижней челюсти, просвет наружного слухового прохода изменяется при жевании и глотании.
Височная кость у новорожденного состоит из 3 самостоятельных костей: скалистой части, чешуи и сосцевидной области. Содержимое скалистой части – барабанная полость, слуховые косточки и лабиринт у новорожденного имеют почти те же размеры, что и у взрослых. Эти три части заключены как бы в футляр из компактной ткани. По мере роста перепончатые перемычки между частями височной кости сменяются костными швами. Барабанная полость у новорожденного заполнена миксоидной тканью, которая впоследствии исчезает. Наружная стенка барабанной полости представлена барабанной перепонкой. Барабанная перепонка имеет толщину 0,1 мм и состоит из натянутой и отвислой (ненатянутой части). У новорожденного барабанная перепонка имеет почти те же размеры, что и у взрослого. Увеличение ее размеров идет за счет шрапнеллевой мембраны (ненатянутой части). Барабанная перепонка новорожденного является как бы продолжением верхней стенки наружного слухового прохода, так как расположена в горизонтальной плоскости. По мере роста ребенка барабанная перепонка становится все более вертикальной. У ребенка старшего возраста угол наклона 45 градусов. Барабанная перепонка новорожденного более толстая, чем у взрослого.
У новорожденного слуховая труба более широкая и короткая и занимает более горизонтальное положение. У взрослого труба имеет длину 3,5 см, а у новорожденного 1,9 см. Носоглоточное отверстие трубы закрыто у новорожденного толстыми валиками, однако при акте сосания слуховая труба широко раскрывается. Отверстие слуховой трубы у новорожденных проецируется в верхних отделах барабанной перепонки, что способствует более легкому проникновению инфекции в эпитимпанум.
У новорожденного в сосцевидном отростке имеется выраженный антрум. Антрум соединен с барабанной полостью через aditus ad antrum. Путем инвагинации слизистой оболочки от антрума отпочковывается первый ряд клеток сосцевидного отростка. Грудино-ключично-сосцевидная мышца постоянно тянет за сосцевидный отросток, под действием этой силы он принимает характерную форму соска. Все клетки сосцевидного отростка воздухоносны, обновление воздуха осуществляется через слуховую трубу и барабанную полость. Внутреннее ухо развивается из эктодермы, которая в виде пузырька погружается в мезодермальную ткань черепа. Полость внутреннего уха сообщается с полостью черепа через 1. Водопровод преддверия, 2. Водопровод улитки 3. Внутренний слуховой проход. Структуры внутреннего уха у новорожденного уже вполне сформированы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.