КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хип-хоп: взгляд со стороны
Обыватели, в особенности на постсоветском пространстве, расценивают любую субкультуру как детское увлечение. И вся суть этой субкультуры в их глазах сводится к внешнему виду её представителей. Они считают это самоцелью субкультуры. К несчастью, большинство представителей той или иной субкультуры считают точно также и демонстрируют это своим примером и отношением к субкультуре. Слова об образе жизни, основанном на ценностях той или иной субкультуры, вовсе не воспринимаются большинством. Ему не понятно, что там вовсе могут быть некие ценности. Такой подход объясняется низким культурным уровнем и отсутствие у большинства понятие культуры как такового. Это одна из причин, почему хип-хоп как и другие субкультуры застрял в подростковой возрастной категории. Вторая причина этих возрастных рамок заключается в том, что хип-хоп пришёл к нам относительно недавно. Массово с ним соприкоснулось только моё поколение, то есть люди 1985-88 годов рождения. Среди более старших к хип-хопу принадлежали единицы. В то время как рок музыка была знакома и нынешним пятидесятилетним. Однако не стоит ожидать через 20-30 лет возникновения прослойки пятидесятилетних представителей хип-хопа у нас, если не изменится само восприятие культуры. Те же слушатели рока, которым сейчас 40-50 также у нас составляют очень небольшую прослойку от общего количества представителей субкультур, возникших вокруг разных стилей рок музыки. Да и в этой прослойке большинство просто слушает музыку, не разделяя какие-либо идеи. На западе ситуация совершенно иная. Музыкальные субкультуры давно прочно вошли в культурное многообразие Европы и США и воспринимаются уже совершенно иначе. Кроме того, там не редкость, когда люди в возрасте 40-50 лет, не являясь профессиональными музыкантами, занимаются творчеством в рамках субкультур, в том числе и хип-хопа, и непосредственно руководствуются его принципами в жизни. По поводу одежды как отличительного признака культуры. У каждой субкультуры есть свой имидж, отражённый в одежде. Гардероб хип-хопа один из самых разнообразных и богатых. Но насколько считать его обязательным и какому именно из вариантов «хип-хоп одежды» отдавать предпочтение, на мой взгляд – это дело личное. Главное знание и осознание культуры, одежда вторична. Социальная характеристика современного хип-хопа весьма размыта. И представители очень бедных слоёв населения, и очень богатых слушают рэп, занимаются брейкингом и граффити. Есть среди них и люди образованные и лишённые формального образования. Накладывают свой отпечаток особенности каждой конкретной страны и региона планеты.
Говоря о хип-хоп культуре, стоит понимать, что это городская культура. Она не могла стать такой без городов их современном виде, с огромными рабочими и спальными районами, которые в США именуются гетто, что отражает социальные условия жизни их населения. Именно отсюда и растёт «уличность» хип-хопа. Он возникал на улицах и отчасти на них остаётся. Отчасти, потому что даже в США он во многом перекочевал в клубы, залы и в которых тренируются танцоры. Разве граффити по-прежнему остаётся на улицах, за исключением его коммерческой составляющей. Но понятие улицы неоднозначно и каждый её интерпретирует по-своему. Для кого-то это негативная сторона улиц бедных районов – наркотики и криминал. Для кого-то это независимая культура, создаваемая здесь и сейчас без чьей-либо помощи и некого профессионального оформления. В реальности эти составляющие могут взаимопересекаться в хип-хопе, как и в жизни. Понятие андеграунда ещё более дискуссионное. У нас под ним зачастую понимаются те рэп исполнители, которым не удалось попасть на ТВ и радио, то есть большинство. При этом содержание их текстов вовсе не являются критерием деления на андеграунд и мейнстрим. Существует деление и по звучанию. Оно отчасти перекликается с уже рассмотренным делением на старую и новую школу. И оно также весьма относительно. На западе больше внимания уделяется содержанию текстов, однако и там далеко не всех представителей андеграунда можно отнести к сознательному хип-хопу. Так что, стоит говорить, скорее об идеальном понятии андеграунда как синонима сознательности и идейности в хип-хоп культуре. В реальности оно никогда не достигает идеала, но на западе соответствует хотя бы частично, у нас же и вовсе в единичных случаях. Основными проблемами, лежащими в основе описанных выше негативных процессов в развитии хип-хопа, являются и уже упомянутое отсутствие знаний о принципах хип-хопа и низкий общий культурный уровень и социальные проблемы, которые сами по себе приводили к противоречиям принципам хип-хопа на протяжении всей истории его развития.
Первым явным противоречием принципам хип-хопа принято считать гангста рэп. Многие любят говорить о том, что гангста рэп убил хип-хоп и вообще обвинять его во всех бедах этой культуры. Но если посмотреть на социальные условия, в которых возник и развивался хип-хоп и на его раннюю историю всё покажется не столь однозначным. Во-первых, как уже было сказано, криминальная обстановка в бедных районах всех стран мира была и остаётся неблагоприятной. Это не могло не отразиться в хип-хоп культуре и в особенности в рэп музыке. Популярность рэпа объясняется не только тем, что музыка вообще одно из самых популярных направлений искусства, но и потому что рэп позволял говорить о любых темах окружающего мира. То есть для молодёжи он был не только способом поиграть рифмами и повеселиться на вечеринках, но и сказать другим о своих проблемах. Понятно, что рано или поздно должен был появиться социальный рэп. И он появился в 1982 году с треком «The Message» Grandmaster Flash & Furious Five. Трек этот появился с подачи владелицы лейбла Sugar Hill Records Сильвии Робинсон. Надо сказать, что сами исполнители особой сознательностью не отличались и писать этот трек вначале не хотели, считая что он не станет таким популярным как развлекательные композиции для вечеринок. Однако «The Message» породил целую волну подобных посланий. Но вместе с социальным рэпом стал постепенно формироваться и гангста рэп, отражающий те же проблемы, но не с критической стороны, а от лица их криминальных участников. Проблема в том, что уже многие МС старой школы читали и о наркотиках и о преступности. Достаточно вспомнить псевдонимы Coke La Rock («Coke» – кокаин, «Rock» – крэк), Kurtis Blow («Blow» – нюхать порошок), и трек Melle Mel «White Lines», который шутливо прославлял кокаин (строчка «не делай этого» была добавлена позже из коммерческих соображений) – все они говорили о популярности наркотиков в их районах. Да и те же Cold Crush Brothers использовали имидж гангстеров. Поэтому вряд ли стоит идеализировать и ностальгировать по олд скулу, как времени ни чем не омрачённого хип-хопа. Конечно, в те годы больше делалась ставка на веселье, но окружающий мир и тогда вносил свои коррективы, которые не могли не вылиться в более жёсткий и нелицеприятный рэп. Было бы наивно пытаться однозначно разграничить гангста рэп и социальный рэп, так как в 90-е годы, во времена расцвета гангста, было выпущено огромное количество альбомов, которые совмещали и криминальные треки и социальные, и даже политизированные. Конечно, был лагерь исполнителей, которые старались строго придерживаться определённой идеологии и не уходить в гангста рэп. Это Public Enemy, A Tribe Called Quest, Jungle Brothers, De La Soul, Rakim, KRS-One. Но сам факт отсутствия строгой границы породил споры, которые не утихают до сих пор, и в то же время которые ни к чему не ведут. Уже в 2000-х сам Afrika Bambaataa признал гангста рэп частью хип-хоп культуры. Здраво рассудивши, в развитие формы он действительно внёс большой вклад. По содержанию он был неизбежным отражением действительности. Реальным недостатком был тот факт, что за первым поколением гангста рэпперов, описывавших виденное ими в реальности, пришло огромное количество «продюсерских продуктов» - исполнителей, которые часто не имели никакого отношения к гетто и уж тем более к уличным бандам, но читали о них. Слушатели такого рэпа были не только среди афроамериканского населения гетто, но и среди молодёжи из среднего класса. В итоге от естественного порождения социальных условий гангста рэп превратился в набор стереотипов, которые повторялись на каждом новом альбоме и служили сугубо для продаваемости этих дисков. Постепенно популярность гангста рэпа в чистом виде пошла на спад, хотя в гетто и сегодня его слушают многие. За пределами США рэп также стал претерпевать многочисленные изменения, что привело к ряду противоречий с принципами хип-хопа. Неизбежным было возникновение политизированного рэпа, который вышел из социального, но к нему не сводим. Его вряд ли стоит считать противоречием принципам хип-хопа, но это зависит от пропагандируемой политической идеологии. Во-первых, даже в общем-то терпимые к инакомыслию идеологии часто вступают в противоречие с тем же принципом равенства религий, да и принципы радости и мира в данном случае ставятся под вопрос. Хотя рэп в отличие от других элементов хип-хоп и не может всегда следовать принципам мира и позитивного отношения к действительности, поскольку в нём заложена протестная составляющая. Во-вторых, политизированный рэп часто полностью выходит из субкультуры хип-хопа. Он используется многими другими субкультурами как музыкальная форма. При этом такие исполнители часто вовсе не вникают в суть хип-хоп культуры и её историю. Это процесс неизбежный и нормальный, но он лишний раз демонстрирует, что далеко не весь рэп можно относить к хип-хопу даже косвенно. Не менее важной видятся изменения в социальном рэпе. В последние годы всё большее развитие получает тематика конспирологических теорий. Раньше она всё же больше была в тени реальных социальных проблем. Логично, что от описания проблемы многие МС переходили к поиску ответов на вопрос «кто виноват?». И естественно немногие пытались искать сложные ответы на сложные вопросы, большинству хотелось ответа простого. Они его получили – теория заговора описывает все беды и показывает общего врага. И хотя МС, читающие на эту тему, всё же выступают за ценности свободы, сам факт такой однобокой политизации ряда представителей социального рэпа уводит его от реальных проблем в область политической мифологии. Подтверждением этому является и то, что упомянутый «лагерь» МС тяготеет и к различным околорелигиозным и мистическим идеям. Главная опасность – возникновение расовых и антисемитских предрассудков вокруг конспирологических теорий. И хотя в западной хип-хоп среде это скорее редкость, иногда подобные выходки имеют место. Говоря о политическом и социальном рэпе, а также в целом о свободе как ключевом принципе хип-хопа возникает важный вопрос об их соотношении с государством и корпорациями. Может ли хип-хоп сотрудничать с ними? Ряд политизированных МС строго скажут, что нет. Ряд сотрудничает, но в конкретных сферах. Объективно рассудивши – государство ограничивает любую свободу. Но живя в реальном обществе, нам приходится в какой-то степени с ним взаимодействовать. Хип-хоп, конечно, ни в коем случае не может и не должен становиться средством государственной пропаганды, а также ни в какой форме не должен сотрудничать с авторитарными и тоталитарными режимами. В условиях демократии (насколько о ней можно говорить в реальности), представители хип-хопа могут взаимодействовать с представителями государства в случаях, касающихся реализации социальных программ, направленных на развитие молодёжи. Если же хип-хоп станет средством государственной пропаганды, то он утеряет всякую связь со своими принципами, и логику его развития будут задавать формальные чиновничьи структуры. Взаимодействие представителей хип-хопа с корпорациями относится скорее к сфере бизнеса и является просто использованием формы элементов хип-хопа для рекламы товаров и услуг. Проще говоря – это работа для представителей хип-хопа, которые вправе распоряжаться своими навыками. К хип-хоп культуре продукты такого взаимодействия относятся только по форме, то есть полностью находятся в русле индустрии массового развлечения. Уродливым порождением политического рэпа является его частый случай – так называемый «правый рэп». Пропаганда милитаризма, имперских, авторитарных, а иногда и откровенно расистских идей никак не может сочетаться с хип-хоп культурой. Во-первых, потому что эти идеи противоположны принципам равенства и взаимоуважения, в том числе антирасистскому посылу хип-хопа. То, что эти исполнители говорят о расизме чёрных по отношению к белым в хип-хопе – это звучит абсурдно. С 70-х годов белые были среди представителей хип-хопа. К тому с ними постоянно сотрудничали афроамериканцы. И даже афроцентристские исполнители, у которых действительно, в текстах проскакивали не всегда корректные выпады в сторону белых, никогда не призывали к вражде с ними и своим примером показывали взаимодействие с белыми. Не стоит забывать и тот факт, что рэп как музыкальная форма целиком и полностью вырос из так называемой «чёрной музыки» с небольшими примесями ранней электроники и новой волны, в которых работали в основном белые исполнители. И когда «правые рэпперы» говорят в своих текстах о необходимости сохранения белой или русской культуры от смешения с другими, при этом говоря под чёрную музыку – это выглядит абсурдно. К несчастью, с ростом ксенофобии в странах восточной Европы и экс-СССР правый рэп набирает популярность. Отдельно стоит сказать о религиозном рэпе. В общем-то он не является противоречием принципам хип-хоп культуры, при условии отсутствия пропаганды вражды с другими религиями и конфессиями. Многие христианские и мусульманские рэп исполнители, безусловно, являются частью хип-хоп культуры, поскольку они способствуют развитию всех её форм, активно участвуют в программах противодействия уличной преступности и наркомании и тем самым вносят значительный вклад в социальную сторону хип-хопа. Но есть и весьма непримиримые по своим взглядам исполнители. Хотя их, к счастью немного. Нельзя не сказать об ещё одном уродливом порождении постсоветского рэпа. Это так называемый «гоп-рэп». Это явление лишённое как содержания, так и формы. Собственно из всех возможных вариантов рэп музыки это самый примитивный и низкокачественный. Как часто правильно замечают, русский гоп рэп – это современный эквивалент русского шансона. Сравнения с американским гангста рэпом в данном случае тоже не в пользу российского варианта. Во-первых, в отличии от гангста рэпа постсоветские гопники никак не обогатили музыкальную составляющую хип-хопа, они даже не работают в каком-то конкретном стиле. Причина этого проста – они просто не знают этих стилей. Поэтому пишутся просто биты без оглядки на какие-то традиции и без каких-то попыток для экспериментов. Тексты помимо их однотипности ещё и максимально примитивны. Отличительная черта – представители данной музыки любят вставлять массу слов, которые не сочетаются по смыслу, но зато завершают рифму. Тематика текстов – стандартная – употребление наркотиков и времяпрепровождение на районе.
Должен ли хип-хоп быть общедоступным? Реальность сама даёт ответ на этот вопрос – как и любое творчество хип-хоп нельзя закрыть в некие рамки и ограничить к нему доступ каких-то людей. Естественно, что на его основе будут создаваться различные модные вариации. Сама по себе такая популяризация не несёт вреда, можно привести много примеров хорошего поп-рэпа, который способствовал популяризации этого стиля, но не наделял его негативным содержанием. Есть конечно и противоположные примеры, о которых мы уже говорили. Конечно, побочными продуктами общедоступности являются низкое качество результатов и бессодержательность. Но это неизбежно. И всё зависит от критериев и самое главное, людей, которые занимаются отбором и продвижением музыкальной продукции. Зависит и от восприятия слушателями, от их музыкального кругозора и уровня развития. Он у большинства низкий, к несчастью. Играет роль и развитие интернета, позволившее продвигать своё творчество самостоятельно и отчасти уровнявшее шансы быть услышанным талантливого исполнителя и бездарного подражателя. Учитывая, что никакая мода не бывает вечной, с потерей интереса к рэпу со стороны массового слушателя, он начнёт возвращаться в рамки субкультуры. И если в США рэп очень тесно сросся с поп музыкой и в целом с индустрией развлечений, и полностью из неё он вряд ли уйдёт, то на постсоветском пространстве – это дело времени. Гоп рэп в мобильных телефонах молодёжи с годами уступит место какой-либо новой вариации поп музыки, а в рамках субкультуры он никогда не получит такого статуса и популярности. Немаловажно и то, что для конкретных исполнителей общедоступность и массовость рэпа расширяет возможности заработка. Но это в основном касается тех, кто стремится следовать модной тенденции, то есть зачастую наиболее примитивным образцам. В то же время интеллектуальный или даже просто следующий традициям хип-хоп от популяризации выигрывает лишь в отдельных случаях. У нас он не выиграл вообще. Небольшой приток интеллигентных и творческих людей (всё таки не всегда эти понятия совпадают) в хип-хоп усугубляется наличием ряда стереотипов у людей. Главный из них гласит, что хип-хоп примитивен в музыкальном плане и представляет собой фон для столь же примитивных текстов, в которых исполнители хвастаются собственной крутостью. Стереотип этот возникает на основе популярного рэпа и разрушается у тех, кто вникает в более глубокий уровень культуры. Но таковых немного. Касательно бессодержательности текстов стоит отметить, что в большинстве других стилей содержания ничуть не больше. Тексты в соуле и джазе в основном касаются темы любви. В западном роке – различных абстрактных тем от той же любви до наркотиков и всевозможных образов массовой культуры. В советском роке, который часто любят приводить в пример осмысленности текстов, большая часть песен не более осмысленна и тяготеет к набору абстрактных метафор. К тому же все тексты не могут и не должны быть на сто процентов содержательными, музыка это не только посыл, но и развлечением. И в этом нужно стараться соблюдать определённый баланс.
Несмотря на многогранность этого вопроса, его воплощение в реальности довольно простое. Единство культуры обеспечивается её принципами и ещё больше организационной структурой – объединениями, тусовками, концертами, лейблами, сайтами, танцевальными школами и т.д. Творческое одиночество воплощается в конкретных результатах творчества. Оно лежит в основе эмоций, вложенных в творчество и отчасти в основе идей воплощения этих эмоций. Не стоит забывать и о том, что любое творчество никогда нельзя оценить абсолютно объективно. Всегда остаётся субъективная сторона восприятия – затронул исполнитель, диджей или художник ваше видение мира и ваше эмоциональное восприятие или не затронул. Это добавляет неопределённости в творчество и в его восприятие, благодаря чему оно становится ещё более разносторонним и загадочным.
Ревностное следование определённому стилю в рэпе, брейкинге или граффити имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Знание стилей необходимо для дальнейшего развития и поиска собственного стиля. Даже импровизация осуществляется на основе уже существующих форм творчества. А эксперимент по смешению стилей и вовсе требует их хорошего знания. Но в то же время ревностное следование одной форме препятствует развитию стиля. Стоит вспомнить открытое письмо Afrika Bambaataa, в котором он осуждал постоянную вражду между разными исполнителями и их осуждение за уход в поп музыку или какие-то другие эксперименты. Он напоминал, что в основе хип-хопа постоянно развитие через экспериментирование с другими стилями музыки. Но и потеря связи со стилем сулит потерю связи с хип-хоп культурой как таковой. Скорее это просто параллельные процессы, имеющие одну причину – отсутствие интереса и знаний истории культуры. Тогда человек просто заимствует форму, в наиболее простом и понятном ему виде, не заимствуя общую концепцию и направленность содержания. Сама форма, без содержания, оценивается по объективным критериям качества, диктуемым каждой творческой формой (в рэпе – запоминаемость бита, его оригинальность, наличие конкретной запоминаемой темы текста, ярких рифм и фраз, претендующих стать афоризмами, разнообразие и в то же время целостность тематики альбома, наличие узнаваемого стиля читки и отсутствие погрешностей в подаче).
Конкуренция лежит в основе развития многих процессов, в том числе и творческих. Конечно, это не единственная движущая сила этих процессов. Не менее важно наличие собственных идей, которые воплощаются в содержании и форме творчества не потому, что они лучше других, а просто потому что выражают индивидуальность творческой личности. Но в баттле конкуренция одна из ключевых составляющих. Однако не нужно расценивать конкуренцию как вражду, что часто происходит в баттлах. Конкуренция должна дополняться пониманием ситуации – баттл это соревнование, а не война. И соперник является непримиримым только на протяжении баттла, а в жизни он товарищ, объединённый общей культурой и общим направлением творчества. Фристайл – одна из неповторимых особенностей рэпа. Если музыкальная импровизация есть не только в хип-хопе, но в первую очередь в джазе и стилях, из него вышедших. То импровизация поэтическая создана именно в рамках хип-хопа. Есть МС, которые не интересуются фристайлом и предпочитают работать над текстом без импровизаций. Есть наоборот, хорошие фристайлеры, которые при этом не отличаются большой глубиной заготовленных текстов. В целом же, фристайл требует тренировки скорости мысли. А его развитию в наших условиях препятствуют стереотипы. То есть у нас часто фристайл рассматривают как баловство в компании друзей и мало кто целенаправленно тренируется, пытаясь развивать мастерство спонтанной рифмы. Не проводятся у нас и баттлы фристайлеров вне обычных концертов и фестивалей.
Граффити – элемент хип-хопа, который наиболее чётко ставит этические вопросы. Хотя многие скажут, что таковым элементом является рэп, ведь именно его исполнители часто пропагандируют среди молодёжи наркотики и криминальный образ жизни. Но я не соглашусь с этим. Я не считаю, что музыкант может против воли человека навязать ему употребление наркотиков или тем более толкнуть на какое-то преступление. Если голова чем-то заполнена, то человеку не нужны наркотики. И уж точно он не станет их употреблять под воздействием музыкантов. А влиянию поддаются те, у кого в голове пусто. И он ищет чем эту пустоту заполнить. Наркотики и алкоголь – самое примитивное заполнение, которое не требует ни думать, ни работать над собой. В то же время граффити с этическими вопросами соприкасается напрямую и без ведома других людей может наносить им вред. Главный вопрос – где можно рисовать, а где нельзя? Поскольку легальных мест для уличных художников у нас практически нет, то с точки зрения закона всё граффити нелегально. А с точки зрения морали? Можно ли уравнять ценность бетонного ограждения вокруг стройки и памятника архитектуры? Конечно, нет. То есть у каждого райтера должно быть понимание того, что памятники, места, связанные с чьей-то верой и собственность конкретных людей не должны становиться площадкой для граффити. Касательно формы самого граффити, больше всего споров насчёт тегов и бомбинга. Где грань между вандализмом и «мазнёй» и искусством? Сложно отрицать историческую роль тегов в развитии граффити, ведь именно с тегов и началась история этого искусства. Но если человек от тегинга не переходит к более серьёзным работам, не развивает свой стиль, то значит, он просто гонится за адреналином или показным «фэймом». Многие райтеры таких не считают коллегами и называют «тойс» (игрушками), отмечая тем самым их оторванность от искусства. То есть тегинг должен быть не более чем начальным этапом развития райтера.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |