ЗАО "МЕД" располагает 10 складами, из которых один, Центральны й, расположен в Москве, а другие в филиалах. Количество хранимой номенклатуры медикаментов - от 1000 до 2000.
Документы бизнес-процесса "Планирование закупок и размещение заказов поставщикам"
Диаграмма и номер операции на диаграмме
Составляемый документ (Исходящий документ)
Операция
Исполнитель
Как часто
Документы-основания (Входящие докуметы)
Реестр, в котором регистрируется документ
Комментарий
1Пл_Зак
1. Таблица потребностей в товаре
Расчет потребностей в товаре
Менеджер гр. планирования и маркетинга
Еженедельно
Отчет-таблица собственных продаж
Реестр статистических отчетов
1Пл_Зак
2. Список поставщиков
Анализ предложений поставщиков и действующих контрактов
Менеджер отдела закупок
Ежемесячно и по мере необходимости
Прайс-листы поставщиков
Контракты действующие
Реестр прайс-листов
1Пл_Зак
3. Список поставщиков с расстановкой приоритетов
Выбор поставщиков
Менеджер отдела закупок
Ежемесячно и по мере необходимости
Список поставщиков
Нет
1Пл_Зак
4. График поставок
Формирование графика поставок без указания количества
Менеджер отдела закупок
Ежемесячно и по мере необходимости
Список поставщиков с расстановкой приоритетов
Таблица потребностей в товаре
Нет
1Пл_Зак
5. План заявок на месяц
Расчет необходимого количества закупок с учетом остатка на складе и страхового запаса
Менеджер группы логистики
Ежемесячно и по мере необходимости
Таблица потребностей в товаре, прайс-листы поставщиков, график поставок
Нет
1Пл_Зак
6. Заказы поставщику
Формирование заказов поставщикам с учетом складских остатков, товара в пути и резервного запаса
Менеджер группы логистики
Ежедневно по плану заявок
План заявок на месяц, график поставок, прайс-листы поставщиков
Реестр заказов
1Пл_Зак
9, 10
7. Отчет о затратах на сертификацию
Расчет затратов на сертификацию
Проверка затрат на непревышение нормы
Менеджер группы логистики
По мере необходимости
Заказы поставщику
Нет
1Пл_Зак
11, 12, 13
8. Заказы поставщику акцептованные
Подпись заказа менеджером по логистике, директором ДМ
Направление заказа в отдел закупок
Направление заказа поставщику
Менеджер группы логистики
Ежедневно
Заказы поставщику
Заказы поставщику акцептованные
Реестр заказов
Склад фактически работает не с номенклатурой, а с сериями. Одной позиции номенклатуры может соответствовать несколько серий медикаментов.
Склад разбит на несколько зон хранения. Зоны хранения соответствуют правилам хранения тех или иных медикаментов.
Используются вложенные единицы измерения - упаковка (минимальная единица), блок (несколько упаковок), заводская коробка (несколько блоков).
На складе хранится товар зарезервированный (недоступный для продажи).
Учет ТМЦ ведется в двух валютах - в рублях, валюте прихода.
Процесс приходования медикаментов на склад выглядит следующим образом:
Менеджер приемного отдела принимает товар по товарной накладной поставщика, проверяя номенклатуру, количество, посерийное соответствие, срок годности.
При полном соответствии фактически поступившего товара товару, указанному в товарно-транспортной накладной и заказе поставщику, менеджер приемного отдела передает документы менеджеру отдела закупок. В противном случае осуществляется процесс выявления виновных лиц и предъявление претензий.
Менеджер отдела закупок проверяет соответствие поставки заказу по номенклатуре, количествам и ценам и на основании товарной накладной поставщика формирует приходную накладную, отражая в базе данных количество и учетную цену поступившего товара. При формировании приходной накладной создается проводка Д41-К60. Далее в работу включаются менеджеры отделов сертификации и маркетинга.
Менеджер отдела сертификации по товарно-транспортной накладной проверяет наличие серий в справочнике. При необходимости справочник серий пополняется.
Менеджером отдела сертификации осуществляется процесс сертификации. Процесс сертификации в данном случае рассматривается и как процесс приходования сертификатов-документов на медикаменты, и как процедура сертификации с целью получения документов-сертификатов.
Менеджер учетного отдела при приходовании ТМЦ по товарно-транспортной накладной разбивает каждую номенклатурную позицию по сериям с указанием срока годности.
Параллельно с работой менеджера по сертификации, после отражения в базе данных количества товара менеджером отдела закупок, менеджер отдела маркетинга, используя товарно-транспортную накладную, определяет базовую цену продажи и указывает ее в карточке товара.
Размещение товара по местам хранения осуществляется менеджером склада в соответствии с Планом расстановки продукции по местам хранения. Место хранения заносится в карточку товара.
Задание 6. Построение диаграммы действий
На основании общего описания бизнес-процесса "Запасы-склад (приходование)" составьте диаграмму действий, которая показывает участников процесса, выполняемые каждым участником операции и взаимосвязь между ними. Операции на диаграмме должны следовать в хронологическом порядке, который определен в приведенном описании бизнес-процесса.
Выполнение задания 6
Изучите общее описание бизнес-процесса, выделите его участников. В пунктах № 1, 2 приведенного описания участник процесса - "Менеджер отдела приемки", в пункте № 3 - участник "Менеджер отдела закупок", в пункте № 4, 7 - участник "Менеджер отдела сертификации", в пункте № 5 - участник бизнес-процесса "Менеджер учетного отдела", в пункте № 6 - "Менеджер отдела маркетинга", в пункте № 8 - "Менеджер склада".
Таким образом, в бизнес-процессе "Запасы-Склад" шесть участников процесса - менеджеры отделов приемки, закупок, сертификации, учетного отдела, отдела маркетинга и склада.
Приступите к формированию диаграммы действий. Для этого необходимо разделить поле на 6 частей, каждая из которых отводится для отображения действий участника процесса.
Для формирования диаграммы средствами MS Visio необходимо открыть в папке Software / UML Model Diagram форму UML Activity.
Для удобства размещения диаграммы на листе расположите его горизонтально (File / Page Setup / Landscape).
На панели инструментов "Стандартная" зафиксируйте пиктограмму с изображением линии Line Tool. Удерживая левую клавишу мышки, разделите лист на шесть частей.
На панели инструментов "Стандартная" зафиксируйте пиктограмму с изображением буквы "А". Внесите в качестве заголовка полное наименование бизнес-процесса "Запасы-склад (приходование)", сокращенное наименование (4Склад) и участников бизнес-процесса в соответствии с рисунком 6.
Рис. 6. Подготовительная стадия для изображения диаграммы действий
Проанализируйте общее описание бизнес-процесса и выделите участника процесса, с которого начинается процесс. Очевидно, что это менеджер отдела приемки.
Обозначьте на диаграмме начало процесса символом "Initial state" в графе, отведенной для изображения действий менеджера отдела приемки (рис. 6). Не забывайте, что работу с графическими формами можно осуществлять только при активированной пиктограмме с изображением стрелки на панели "Форматирование".
Направьте стрелку вниз от изображения начала процесса. Для этого перенесите с формы UML Activity изображение стрелки (Control Flow) (Рис. 6).
Пользуясь текстовым описанием, выделите действия, выполняемые менеджером отдела приемки. Действия (операции), выполняемые менеджером отдела приемки - "проверка товара по количеству, серийному соответствию, сроку годности".
Отобразите на диаграмме действие, выполняемое менеджером отдела приемки. Для изображения действия на диаграмме используйте фигуру. Впишите внутрь фигуры наименование и порядковый номер (№ 1) операции. Для ввода текста на панели инструментов "Стандартная" зафиксируйте пиктограмму с изображением буквы "А".
Отобразите ромб-символ проверки условия. Проведите из него две стрелки и надпишите их "Несоответствие документам", "Полное соответствие документов".
Стрелку "Несоответствие документам" соедините с подпроцессом выявления виновных лиц и предъявления претензий. Для отображения подпроцесса используйте тот же символ, что и для отображения действия.
При несоответствии документов заданным требованиям приходования товара на склад не происходит, процесс заканчивается. Проведите стрелку из подпроцесса выявления виновных лиц и предъявления претензий и соедините ее с символом завершения процесса (Final State)
Стрелку с надписью "Полное соответствие документов" соедините с операцией № 2 "Отражение в базе данных количества товара", выполняемой менеджером отдела закупки.
Отражение в базе данных количества товара осуществляется путем создания в базе приходной накладной. Для отображения документа на диаграмме используйте изображение прямоугольника. Нарисуйте прямоугольник мышкой, зафиксировав на панели инструментов "Стандатная" соответствующую пиктограмму Rectangle Tool.
Операция № 2 "Отражение в базе данных количества товара" и получаемый в результате ее выполнения документ "Приходная накладная" на диаграмме соединяются пунктирной линией. Для изображения пунктирной линии зафиксируйте пиктограмму Line Tool на панели инструментов "Стандартная" и выберите пунктирную линию на панели инструментов "Форматирование", используя меню пиктограммы (Line Patter).
В соответствии с общим описанием бизнес-процесса (пункты № 3, 7), после выполнения операции № 2 "Отражение в базе данных количества товара", выполняемой менеджером отдела закупки, происходит параллельная работа менеджера отдела сертификации и менеджера отдела маркетинга.
Для изображения параллельных процессов примените (Transition|Fork).
Сравните полученное изображение с рис. 7.
Рис. 7. Диаграмма действий менеджера отдела приемки и менеджера отдела закупки
Отобразите последовательно действия (операции) менеджера отдела сертификации и соедините их стрелками (Control Flow). Менеджер выполняет операции № 3 "Поиск серии в справочнике", № 4 "Добавление серии в справочник", а также № 5 "Процесс сертификации".
После выполнения процесса сертификации к работе подключается менеджер учетного отдела. Он выполняет операцию № 6 "Разбиение каждой позиции номенклатуры по сериям". Отобразите эту операцию в зоне действий менеджера учетного отдела, используя, как всегда, символ.
Изобразите на диаграмме операцию № 7 "Процесс размещения серии товаров", выполняемую менеджером склада.
Разместите на диаграмме операцию № 8 "Определение и ввод базовой цены", выполняемую менеджером отдела маркетинга.
Соедините операцию № 2 с операцией № 8, используя ранее подготовленную стрелку (рис. 7).
Поставьте в соответствие операции №8 документ " Карточка товара" аналогично описанию, приведенному в пунктах 16, 17.
Операции, выполняемые участниками рассматриваемого процесса, завершены. Отобразите завершение процесса в поле действия менеджера склада. Для этого прежде всего необходимо объединить параллельные операции. Для объединения независимых параллельных процессов используйте (Transition|Join). После объединения процессов укажите на диаграмме конец процесса. Для этого используйте символ (Final State).
Общий вид диаграммы действий бизнес-процесса "Запасы - Склад (приходование)" представлен на рис. 8.
Рис. 8. Диаграмма действий бизнес-процесса "Запасы - Склад (приходование)"
Задание 7. Формирование таблицы операций
Все операции, участвующие в процессе "Запасы - Склад (приходование)", отразите в Таблице описания операций, имеющей следующий формат:
Диаграмма и номер на диаграмме
Операция
Исполнитель
Как часто
Входящие документы (документы-основания)
Исходящий документ (составляемый документ)
Проводка (дебет, кредит, сумма, аналитика)
Комментарий
Примечание. Далее заполненная форма таблицы описания операций будет использоваться для проектирования перечисленных в ней операций в информационной системе.
Выполнение задания 7
В таблицу последовательно внесите операции бизнес-процесса в соответствии с общим описанием и диаграммой действий.
В графе 1 проставьте краткое наименование диаграммы - 4Склад. Кроме того, в этой графе укажите номер операции, соответствующий изображению на диаграмме действий (рис. 8).
В графу 2 путем копирования перенесите из диаграммы действий наименование операции.
В графе 3 укажите исполнителя операции. В рассматриваемом бизнес-процессе исполнителями операций являются менеджер отдела приемки, отдела закупки, сертификации, учетного отдела, отдела маркетинга, склада. Графа 3 заполняется на основании диаграммы действий.
В графе 4 укажите, с какой частотой выполняется каждая операция. Проставьте частоту выполнения операций в соответствии с общим описанием бизнес-процесса. В данном примере все операции за исключением одной выполняются ежедневно. Только операция № 4 выполняется нерегулярно - по мере необходимости. Данная информация фиксируется в ходе обследования компании. При проектировании или выборе системы данные из графы "Как часто" определяют требования к быстродействию системы, к параметрам сетевого варианта системы.
В графу 5 занесите наименования документов, на основании которых осуществляется выполнение операции (входящие документы). В данном примере основанием выполнения почти всех операций является товарно-транспортная накладная. Кроме того, основанием операции № 2 является также Заявка поставщику, при выполнении операции № 3 используется справочник серий, а основанием процесса сертификации (операция № 5) служит Сертификат.
В графе 6 укажите наименования документов, которые создаются в результате выполнения операции (исходящие документы). В данном бизнес-процессе только два исходящих (формируемых) документа. Это приходная накладная и карточка товара.
Если на основании операции формируется бухгалтерская проводка, то она указывается в графе 7. В рассматриваемом примере проводка формируется по операции с номером 2.
Графа 8 предназначена для произвольной дополнительной информации.
Ниже представлена таблица описания операций бизнес-процесса.
Операции бизнес-процесса "Запасы - склад (приходование)"
Диаграмма и номер на диаграмме
Операция
Исполнитель
Как часто
Входящие документы (документы-основания)
Исходящий документ (составляемый документ)
Проводка (дебет, кредит, сумма, аналитика)
Комментарий
4Склад
1. Проверка товара по количеству, серийному соответствию, сроку годности
Менеджер приемного отдела
Ежедневно
Товарная накладная поставщика
4Склад
2. Отражение в базе данных количества и цены приходования товара
Менеджер отдела закупок
Ежедневно
Товарная накладная поставщика
Заказ поставщику
Приходная накладная
Д41-К60
4Склад
3. Поиск серии в справочнике
Менеджер отдела сертификации
Ежедневно
Справочник серий
Товарная накладная поставщика
4Склад
4. Добавление серии в справочник
Менеджер отдела сертификации
По мере необходимости
Товарная накладная поставщика
Запись в справочнике серий
Нет
4Склад
5. Подпроцесс сертификации
Менеджер отдела сертификации
Ежедневно
Сертификат
4Склад
6. Разбиение каждой позиции номенклатуры по сериям
Менеджер учетного отдела
Ежедневно
Товарная накладная поставщика
4Склад
7. Определение и ввод базовой цены продажи
Менеджер отдела маркетинга
Ежедневно
Товарная накладная поставщика
Карточка товара
4Склад
8. Процесс размещения серии товара
Менеджер склада
Ежедневно
Карточка товара
Задание 8. Формирование таблицы описания документов
Все документы, участвующие в бизнес-процессе, отразите в Таблице описания документов, имеющей следующий формат:
Диаграмма и номер на диаграмме
Составляемый документ (исходящий документ)
Операция
Кто составляет (исполнитель)
Как часто
Документы-основания (входящие документы)
Реестр, в котором регестрируется документ
Комментарий
Примечание. После того как будут описаны документы, приступают к их разработке в ИС. Формы документов в учебном пособии не представлены, в практической же деятельности создается альбом форм, который является приложением к таблице описания документов.
Выполнение задания 8
Таблица описания документов создается путем переформирования (перестановки столбцов и объединении строк) таблицы описания операций. Особенности таблицы описания документов заключаются в следующем. В Графе 2 не должно быть повторяющихся наименований документов. Если один и тот же документ является исходящим на различных операциях, то он один раз указывается в графе 2 "Составляемый документ", а в графе 3 ему в соответствие ставятся несколько операций. Также по наименованию документа следует объединить записи и в других графах.
В графе 7 указывается наименование реестра, в котором регистрируется создаваемый документ. Наименование реестру присваивается, как правило, по наименованию документа. В данном бизнес-процессе приходная накладная регистрируется в реестре приходных накладных, карточка товара регистрируется в реестре товаров.
Ниже приведена таблица описания документов бизнес-процесса "Запасы - Склад (приходование)".
Документы бизнес-процесса "Запасы - Склад (приходование)"
Диаграмма и номер на диаграмме
Составляемый документ (исходящий документ)
Операция
Кто составляет (исполнитель)
Как часто
Документы-основания (входящие документы)
Реестр, в котором регестрируется документ
Комментарий
4Склад
1. Приходная накладная
1. Отражение в базе данных количества товара
Менеджер отдела закупок
Ежедневно
Товарная накладная поставщика
Заказ поставщику
Реестр приходных накладных
4Склад
2. Запись в справочнике серий
2. Добавление серии в справочник
Менеджер отдела сертификации
По мере необходимости
Товарная накладная поставщика
Нет
4Склад
7, 8
3. Карточка товара
3. Определение и ввод базовой цены продажи
4. Процесс размещения серии товара
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление