Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения математике младших школьников как учебный предмет

Лекция 2. Предмет, задачи и цели изучения курса методики преподавания математики в вузе

1. Методика обучения математике младших школь­ников как учебный предмет

2. Методика обучения математике младших школь­ников как педагогическая наука и как сфера прак­тической деятельности

Рассмотрим цель изучения курса «Методика обучения матема­тике в начальной школе» в процессе подготовки будущего учите­ля начальной школы.

Общая задача курса — содействовать улучшению качества ме­тодической подготовки студентов факультета начального образо­вания к осуществлению математического развития ребенка млад­шего школьного возраста.

Для качественного выполнения любой деятельности необходи­мо овладеть определенными знаниями и умениями. Особенность методических знаний и умений заключается в том, что они тесно связаны с психологическими, дидактическими и математически­ми знаниями. Чем лучше педагог осознает эту взаимосвязь, тем вы­ше уровень его методической подготовки, тем больше его возмож­ности в осуществлении творческой методической деятельности.

Приведем наглядный пример. Один педагог предлагает детям задание — «расставьте цифры по порядку», а другой говорит: «расставьте числа по порядку». Является ли разница в формули­ровке задания принципиальной и, если да, то кто из педагогов прав?

Приведенный пример представляет собой «методическую задачу», которую студент должен научиться «решать», т. е. разбирать ее и обос­новывать свой ответ. Именно эта деятельность называется в практи­ке «методический анализ» задания (или целого урока). Умение правильно проводить этот методический анализ говорит о высоком уровне профессиональной подготовки педагога. В данном примере основой для проведения методического анализа должно стать знание студентом математики: цифра — это лишь символ числа, соблюдать определенный порядок в расстановке символов нет нужды, поэтому первая формулировка неверна. Верной является вторая формулиров­ка задания, поскольку числа в натуральном ряду выстраиваются по определенному принципу, суть которого состоит в том, что каждое последующее число должно быть на единицу больше предыдущего. Разница в формулировке задания является принципиальной, поскольку первая формулировка говорит о плохом понимании педагогом смысла математических понятий, с которыми он работает на уроке.

Приведем другой пример. В 1 классе педагог иногда так форму­лирует задание: «посчитайте от 10 обратно». При этом имеется в виду, что ребенок должен назвать числительные в обратном по­рядке, начиная от 10. Формулировка задания является неверной с математической точки зрения, поскольку счет — процесс «век­торный», он направлен в сторону увеличения номеров считаемых предметов. По определению, счет — это процесс нумерации эле­ментов сосчитываемого множества, причем последний названный номер является характеристикой количественного состава множе­ства. Таким образом, выполняя сформулированное выше задание, ребенок последним назовет номер «один», что по определению по­нятия «счет» должно являться количественной характеристикой сосчитываемого множества. Понятно, что это неверно. В данном случае педагог использует некорректную формулировку задания, что искажает его математический смысл. Следует просто попро­сить ребенка назвать числа в обратном порядке, начиная от 10.

Многие преподаватели, даже имеющие достаточно высокую кате­горию и стаж работы, считают, что некорректности, рассмотренные выше, несущественны, и не особенно важны, поскольку, речь идет всего лишь о формировании начальных математических представлений. Они полагают, что можно не заботиться о математической корректно­сти, поскольку потом, в средней школе, ребенка переучат «как надо».

Нам представляется, что только недостаточное знание математи­ки, а также психологии обучения и развития младшего школьника может привести к подобному мнению. В младшем школьном воз­расте предполагается сформировать у ребенка начальные (элемен­тарные) математические представления. Но «элементарные» не оз­начает «примитивные», «неполноценные», «временные», которые в дальнейшем будут заменены на другие «неэлементарные».

Элементарные означают первичные, являющиеся элементами других более сложных понятий, с которыми ребенок познакомит­ся в дальнейшем, причем элементарные понятия будут составлять их базу. Но это не означает, что они могут быть неверными! Опыт работы в области развития математических способностей позво­ляет нам утверждать, что начало знакомства с предметом, способы знакомства с ним, содержание и форма этого содержания чрез­вычайно важны на начальных этапах. С этой точки зрения особен­но ответственной является работа учителя начальных классов, фор­мирующего у ребенка первые представления о предмете. Именно от него зависит, как будет ребенок воспринимать математику; признает ее стройной и ясной наукой или она навсегда останется для него тяжелым и ненавистным предметом.

Приведенные примеры говорят о том, что математические знания нужны учителю для того, чтобы правильно организовать знакомство детей с математическими понятиями и способами действия с ними. Очевидно, что грамотные методические действия учителя при про­ведении урока во многом зависят от уровня его математической под­готовки. Особенно важно это в настоящее время, поскольку многие альтернативные программы расширяют список математических по­нятий, с которыми дети должны познакомиться уже в начальной шко­ле, и это требует от учителя организации грамотной методической работы по изучению этих понятий с детьми. Помимо этого, уровень математической подготовки влияет на четкость и грамотность мате­матической речи педагога, на правильность использования термино­логии и обоснованность подбора методических приемов, связанных с изучением математических понятий.

На современном этапе речь идет не только о формировании мате­матических представлений младшего школьника, но в большей мере о воспитании и развитии ребенка в процессе обучения математике. Реализация этого положения требует от будущего учителя владения не только частными (собственно методико-математическими), но и общими дидактическими умениями. Эти умения могут быть исполь­зованы при обучении не только математике, но и другому содержа­нию (обучение грамоте, развитие речи, ознакомление с природой и др.), поэтому их называют общими. Речь идет о структуре совре­менного развивающего урока, о различных приемах организации дея­тельности учащегося (проблемная ситуация, эвристическая беседа, обучающий эксперимент и др.). В общем виде эти приемы могут быть реализованы на любом предметном содержании, но математическое содержание является специфическим, поскольку требует математиче­ской корректности работы с материалом.

Реализация развивающего обучения на уроке математики тре­бует от учителя знания закономерностей психологии развития ребенка. Речь идет не просто об умении организовать внимание ребенка, использовать при обучении знакомые учителю закономер­ности запоминания и воспроизведения и т. п. Речь идет о том, что процесс обучения маленького школьника математическим знани­ям должен играть роль стимула и двигателя личностного развития ребенка (развития когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы, становлению характера и коммуникативных умений ре­бенка и т. п.). Безусловно, без хороших психолого-педагогических знаний здесь обойтись невозможно. Однако для организации разви­вающего обучения недостаточно хорошо знать детскую психологию как таковую, необходимо специально изучать теории развивающего обучения и способы их методического преломления в конкретном уроке.

Анализ ситуаций, связанных с изучением конкретных матема­тических понятий и с организацией деятельности детей на уроке математики, показывает, что деятельность учителя носит интегративный характер, так как обусловлена не только методической, но и математической, психологической и дидактической подготовкой. Сложный механизм этой интеграции обусловлен тем, что мето­дические знания, представленные в виде конкретных методических рекомендаций и указаний к деятельности педагога, приемов изуче­ния тех или иных математических объектов и способов действий с этими объектами, должны непременно включать:

а) вопросы частной методики, т. е. современные преемственные технологии изучения математических фактов, понятий, свойств, способов действий;

б) дидактические закономерности развивающего процесса обу­чения и воспитания, отражающиеся в дидактических принципах развивающего обучения;

в) психологические закономерности развивающего обучения, зако­номерности процесса усвоения ребенком знаний, умений и навыков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольная работа. а)Найти пределы с использованием правила Лопиталя | Методика обучения математике младших школьников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.