КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тоталитарный режим
Тоталитаризм — система политического господства, при которой государственная власть, сосредоточенная в руках узкого круга лиц, ликвидирует конституционные гарантии прав и свобод личности путем насилия, полицейских методов влияния на население, духовного порабощения, окончательно поглощает все формы и сферы жизнедеятельности человека. Понятие "тоталитарный" ввели в оборот критики Муссолини в начале 20-х годов, когда в Италии формировалась фашистская система. Но Муссолини сам подхватил это понятие и провозгласил своей целью создание тоталитарного государства. Концепция тоталитаризма появилась в начале 50-х гг., когда еще была жива память о фашизме, в СССР существовал сталинский режим, а новые коммунистические государства наследовали советскую модель правления. Тогда американские политологи, большей частью эмиграция из Европы, начали разрабатывать эту концепцию. В 1951 г. X.Арендт опубликовала свою работу "Происхождение тоталитаризма". В 1956 г. выходит теперь уже классическая работа К.Фридриха и 3.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия", в которой давались социологическая и политическая характеристики тоталитаризма. Обобщая разные точки зрения, можно выделить такие характеристики тоталитарного режима: · сильно централизованная структура власти, в которой господствующая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами; · власть на всех уровнях формируется через закрытые каналы, бюрократическим путем; · монопольный политический контроль над экономикой и другими сферами общества; в сугубо тоталитарном обществе ни одна из его сфер не свободная от контроля; · власть принадлежит массовой политической партии, недемократически организованной вокруг лидера; · власть партии обеспечивается путем ее сращения с государственными органами и полное огосударствление общества; · политизация, регламентация и санкционирование всей жизнедеятельности общества; террористический полицейский контроль за поведением граждан; · требование к гражданам активно проявлять преданность и поддержку режима; · общественно-политические, негосударственные организации существуют формально, становятся продолжением тех или других государственных или партийных организаций, их деятельность детально регламентируется; · монопольная, детализированная идеология, которая легитимирует режим и обосновывает его историческую миссию. Тоталитарный режим проводит последовательную деклассацию общества. Разрушая все его органические связи, отчуждая производителей от собственности и власти, этот режим каждого индивида подключает к общественной системе вне горизонтальных или любых несанкционированных связей. В результате общество из организма превращается в механизм, произвольно сконструированный властными структурами, то есть на массовое общество.
Авторитарный режим Авторитаризм основан на безусловном подчинении власти и означает такие отношения между господствующей элитой и массами, которые построенные на силе, а не на убеждении. Обновление руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы между кандидатами на ответственные государственные должности. В подобных режимах отсутствуют или игнорируются установленные законом процедуры мирной замены руководителей, вследствие чего прекращение и передача власти есть результатом насилия, конфронтации, а не институционализации. Существуют разные подходы к определению сущности и границ авторитаризма. Некоторые из политологов утверждает, что два способа правления — демократия и тоталитаризм — представляют собой абстрагированные противоположности — авторитарная власть становится результатом незрелой демократии или тоталитарной по происхождению. По мнению Р.Арона и Е.Вятра, "между авторитарными режимами, близкими к демократии, и теми, что тяготеют к тоталитаризму, существует разность лишь в степени либеральной терпимости или гегемонистического контроля". Испанский политолог X.Линц считает авторитаризм способом правления "с ограниченным плюрализмом", таким типом консервативной власти, которая, не имея возможности в наши дни лишить права голоса массы людей с помощью ценза, прибегает к глобальному или выборочному запрету партий и профсоюзов. Если разрешены только движения, которые поддерживают социальное равновесие, то силы, которые придерживаются плюрализма, могут законно выступать на стороне власти через канал непартийных организаций ли даже партий, подобранных по принципу конформизма. Вместе с тем силы, которые угрожают статусу "кво", обречены быть вне закона, в подполье. Такие системы называются либеральными постпарламентскими полудиктатурами, где исполнительную власть олицетворяет харизматический лидер. Они могут находить общий язык с конституционной президентской властью или даже с коллегиальным руководством, превращаться в систему нерегулярной кооптации, которая проводится периодически для получения новой поддержки. Поэтому в схемах этого типа широко используется понятие " корпоративный авторитарный режим " для характеристики внепарламентских отношений, который устанавливается в этом случае между кооптированными социальными или экономическими силами и центральной властью. Исходя из концепции "ограниченного плюрализма", политолог Жагуариб ввел понятия " необисмарковской " стратегии, полуавторитарного правления в странах, которые переживают период индустриализации. При таком режиме государство направляет политическое расслоение в определенное русло с целью политической социализации в консервативном духе мелкобуржуазных и рабочих масс. Причем эта стратегия используется не только в области политической социализации, а и экономики, чтобы привлечь иностранный капитал, создать условия для "общества потребления". Приведенные точки зрения не являются исчерпывающими, но они дают представления об основных подходах к определению сущности авторитаризма. Основные признаки авторитарного режима: · отказ от принципов конституционности и законности (если конституция и сохраняется, то, как правило, в сугубо декларативной форме), широкое применение политических репрессий; · концентрация власти в руках правительства, главы государства или военных; отказ от принципа деления власти; · отсутствие центральных и местных представительных органов или преобразования их на марионеточные; · милитаризация государственного аппарата, резкое усиление влияния военных сил; вмешательство армии в политический процесс, чтобы покончить с продолжительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими средствами; · наличие частного сектора экономики, свободного от прямого государственного вмешательства. При авторитарном режиме не исключаются определенные элементы демократии: выборы, борьба политических партий в парламенте и т.п. Вместе с тем политические права граждан и общественно-политических организаций ограничены, их политическое поведение строго регламентировано, легальная оппозиция запрещена. То есть авторитарный режим определяет границы допустимого инакомыслия и легальной оппозиции. При авторитаризме начинает формироваться гражданское общество. Однако его сфера довольно ограничена. Государство может реагировать на требования гражданского общества, а может и игнорировать их. То есть гражданское общество фактически подчиненное государству. Итак, авторитаризм во многом отличается от тоталитаризма. А именно: 1. Тоталитаризм практически стирает границы между государством и гражданским обществом, стремя контролировать все стороны жизни человека. При авторитаризме же появляются элементы гражданского общества. 2. Стержень всей тоталитарной системы — единая идеология и хорошо организованная единая партия; лицо лидера может не иметь большого веса. В авторитарном режиме такая идеология не обязательна. Правящая элита большей частью неоднородна и опирается на блок социальных, политических и других сил, которые во многом отличны, но имеют общую заинтересованность в осуществлении власти авторитарными методами. Поэтому в этой системе намного большую роль играет лидер, который пользуется авторитетом во всех течениях правящего блока и следит за соблюдением баланса интересов его участников. 3. Тоталитаризм стремится к прямому политическому регулированию экономики, тогда как авторитаризм может объединяться и с централизованной экономикой, и с рыночной. То есть при авторитаризме политическая система имеет большую автономию, чем экономическая.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |