Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обряды, народные празднества, представления у славянских племен. Зарождение и пути развития праздников на Руси

Моления об урожае, различные заклинательные действия, обращения к силам природы и к духам добра и зла, производились тоже повсеместно: пунктом обращения к этим силам и принесения им жертв (“треб”) могло быть и отдельное жилище, и срединная площадь селения, и ключ-родник, и луг за околицей, и берег реки и лесная поляна, и возделанная земледельцами нива - “жизнь”.

Одни ритуальные действия не требовали почти никакого реквизита кроме венка из цветов, свежесорванной ветки березы или разведенного на берегу костра. Таковы хороводы, игры, пляски резко осуждаемые церковью. Для другого вида ритуальных действий требовались те или иные сооружения, то временные на одно празднество, то постоянные “капища”, “кумирни идольские” снабженные деревянными или каменными изображениями славянских языческих божеств.

Различны были и радиусы притяжения ритуальных пунктов: одни обряды замыкались только внутри дома и усадьбы одной семьи, другие собирали на “пиры идольские”.Были и такие святилища, к которым стягивались люди на “событие”; со всего племени или даже из нескольких соседних дружественных племен.

Из многообразного годового цикла языческих обрядов, лишь небольшая часть проводилась внутри села и в домах. Это зимние святки с их колядой. Новым годом и “велесовым днём”.

Но уже масленица с ее катаньем огненного колеса, ездой с бубенцами, сожжением чучела зимы, ряжеными, заклинанием весны, кулачными боями и т. п. выходила за рамки поселка и превращалась в “игрища межу сёлы”. Весь весенний цикл и летний, купальский, связаны с природой, с полями, с “красными горками”, берегами рек, березовыми рощами.

Календарное приурочение обрядов, сохраненное как деревянными резными календарями русской деревни, так и сельскохозяйственными приметами, приуроченными впоследствии к святцам, возникли задолго до крещения Руси.

В приведенных примерах обожествление природы идет по двум линиям: во-первых, культу небесных сил, включая и огонь, а во-вторых, культ растительного начала, неразрывно связанного с водой.

Яснее всего моления о благоприятной погоде, столь важной для земледельцев.

Почитание деревьев, святых рощ было другой гранью молений, обращенных к вегетативной силе природы;.

Местом ежегодных молений были высокие холмы, горы, возвышавшие молящихся над уровнем обычной жизни и как бы приближавшие их к небесным правителям мира, роженицам или Роду.

Все эти места культа воды, рощений, гор широко отразились в восточнославянской топонимике, где встречены сотни “святых озер”, “святых рощ”, “красных горок”, “лысых гор”, “девичьих гор” и других урочищ, обозначенных нарицательно. Весенние хороводы с песнями и танцами отмечены и в общеизвестном описании старых славянки обычаев, сделанном летописцем Нестором в самом начале XII в.. Проводились они не в поселках, а на природе. Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах. “Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Священные горы часто носят наименование “Лысых” или “Девичьих”.

Большой интерес представляют так называемые “болотные городища”.

Как правило, болотные городища представляют собой небольшие круглые площадки посреди болота, окруженные двумя-тремя концентрическими валами (высотой в 1,52 м) и рвом в 46 м шириной. На этих городищах нет следов постоянной жизни; это ни в коем случае не поселения. Самое большее, чем они могли служить в жизненной практике, это быть убежищами на случай временной опасности, что, впрочем, нисколько не противоречило бы их сакральной сущности. Однако почти полная безжизненность сотен городищ заставляет усомниться в оборонном значении. Кроме того, нужно учесть, что окружающие городища болота были прекрасной природной защитой только в летнее время. Зимой же, когда собран урожай и увеличивается опасность нападения соседей ли, сборщиков ли дани или бродящих по лесам “извергов”, болота замерзают, и городище становится беззащитным. Очевидно, болотные городища создавались как святилища, но только для таких молений, которые не сопровождались ни жертвоприношениями, ни поеданием жертвенной пищи или приготовлением священного пива. Городища не были “требищами”, т. е. местами потребления священной еды и питья, от чего должны были бы остаться вещественные следы (глиняная посуда, ножи, кости жертвенных животных и т. п.). Единственное, что прослежено на болотных городищах, это следы костров, иногда каменные вымостки, следы деревянных конструкций, изредка куски руды. На внутренней площадке малых городищ могло уместиться во время обряда дветри сотни человек. Могли быть использованы и внутренние скаты вала, на которых могли сидеть зрители, не участвующие непосредственно в церемонии. На больших же городищах с площадью до 20 000 кв. м количество участников могло доходить до нескольких тысяч.

Святилищу на болоте придавалась идеально круглая форма.

В славянских обрядах мы знаем и похороны Ярилы (Ивана) как олицетворение мужского начала, уже давшего новую жизнь и потому ставшего бесполезным, и похороны Костромы, Купалы, изображения которых, одетые в женскую одежду, провожали похоронным плачем, а потом топили в воде.

Двойственность мужского и женского начала сказывалась в том, что кукла-чучело Костромы иногда была одета по-мужски. Неизменным остается утопление Костромы в воде. Этимологически слово “Кострома” связано со словами, обозначающими “мохнатую верхушку трав”, “метлицу”, “бородку колосьев”.

Исходя из этого, быть может, слово Кострома следует рассматривать как составное: Мать колосьев? Тогда утопление Костромы должно типологически соответствовать уходу Персефоны-Прозерпины в подземный мир, а славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствовать Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны.

Кажущаяся нелогичность принесения в жертву изображения Ярилы, бога ярой весенней вегетативной силы, и Костромы Матери колосьев, устраняется календарными сроками: олицетворение этих природных сил топили или сжигали только тогда, когда вместо старого зерна появились яровые ростки, когда колосья уже образовались. Проводился этот обряд у греков в месяц таргелион среди лета, а у славян на Купалу (23 июня) или на петров день (29 июня). Сквозь смягченную форму позднейшей театрализации и игровой условности можно разглядеть жестокую первичную форму первобытного обряда. Широчайшее распространение обрядов утопления кукол (преимущественно женских) в дни “макушки лета” (конец июня), совпадающие с летним солнцестоянием.

 

Обряды можно разделить на 2группы: производственные и бытовые (семейные).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ: охотничьи (захоронение собаки на удачную охоту на медведя), скотоводческие, земледельческие, молодежь, песни, хороводы.

БЫТОВАЕ: свадебные и другие.

Были так же праздники, связанные со сменой времени года – зимнее и летнее солнцестояние, колядки, святки и масленица. Рядились в животных, мужики в баб и наоборот. Ряженых называли окрутниками (окрутились в одежды). Ходили из дома в дом и разыгрывали комические сценки. Шутовские суды, барин разберет, обидчиков накажет, все в шутку. Это, как правило, на колядки.

Масленица из3-х частей: позывания, празднования и проводов.

ТРОИЦА или семик, знаменовал завершение весенних полевых работ.

ИВАН КУПАЛА или Ярило, в честь солнечных божеств.

Потешники и СКОМОРОХИ (музыканты, ряженые, затейники). Одним из видов выступления скоморохов был ГЛУМ(сатира). Церковь ненавидела скоморохов. Скоморохи высмеивали и глумились. Ещё от них кукольный театр с Петрушкой. Скоморохов запрещали – не помогло.

 

11.2.Праздники времен Екатерины 2. Праздники времен Екатерины 2.

В царствование Екатерины II было принято всякое событие отмечать празднествами: придворными маскарадами — для «избранных», гуляньями, и фейерверками — для остальных.

На июнь 1775 года в Москве было назначено торжество по случаю заключения победоносного мира с Турцией. Празднество должно было сопровождаться публичным гуляньем на загородном Ходынском поле. Архитектор В. И. Баженов осуществил постановку этого гулянья. По плану В. И. Баженова Ходынское поле изображало карту Крымского полуострова. Две дороги, ведущие из Москвы, представляли собой реки Днепр и Дон. По «берегам» Дона были устроены карусели и.балаганы, где балагуры, канатоходцы, жонглеры, фокусники удивляли народ всяческими неожиданностями. На зеленом лугу, в центре Ходынки, изображающем Черное море, были установлены в боевом порядке корабли славного российского флота и вражеские турецкие фелуки. Искусно выстроенные башни, минареты обозначали завоеванные города и крепости — Азов, Керчь, Енйкале. Оглушительно гремели сверкающие на солнце трубы, многочисленный хор пел торжественную кантату, встречая вереницу гостей, протянувшуюся от самой Москвы. Все было подчинено основной идее гулянья — прославлению патриотизма народа, силы и могущества русского оружия.

В праздники знатные господа имели обыкновение прогуливаться, разъезжая в великолепных, запряженных согласно Табели о рангах, положенным количеством лошадей, взад-вперед «под качелями» - на площадях, где устраивались увеселения для простонародья: катальные горы, качели, балаганные игрища.

Выставкой экипажей петербуржцев всех чинов и достатков – от блистательного вельможи до неприметного купчика - были два екатерингофских гуляния: одно в первый день мая, другое – в первый день Троицы.

Балы и театральные спектакли становятся неотъемлемой частью светской жизни высших сословий, а также особое внимание Екатерина уделяла светскому воспитанию гвардейцев (причем много она не преуспела, что подтверждается примером с отъездом из театра или бала молодых гвардейцев).

В екатерининское время в моду входят конные карусели (карусель – конная военная игра, достигшая большого развития в 17 веке, заменив турниры), торжества сопровождаются придворными балами. Для празднеств было отведено «59 табельных» и царские дни, когда офицеры всех гвардейских полков съезжались во дворец.

21 апреля праздновали день рождения императрицы, 28 июня – годовщину ее восшествия на престол, 22 сентября – годовщину коронации, 24 ноября – день святой Екатерины, 29 июня – апостолов Петра и Павла, тезоименитство наследника цесаревича Павла Петровича, 20 сентября – день его рождения.

Затем добавились дни рождения и именины жены наследника, а также его многочисленных детей.

Третью годовщину своего правления Екатерина решила означить грандиозным площадным действом, которое символизировало новые внутриполитические веяния, стремление русского барина служить благородно и добровольно. Устроено было именно театрализованное состязание, воинское конное ристание, в тогдашнем обиходе именовавшееся каруселью. Русскому дворянину позволено было изобразить собой рыцаря либо воина античных времен. Представление первоначально назначили на июнь 1765 года. Но ввиду чрезвычайно скверной погоды отложили и, в конце концов, перенесли на следующее утро. На большом углу перед Зимним дворцом архитектор Ринальди выстроил колоссальный деревянный амфитеатр. В центре его располагалась царская ложа, по сторонам от нее – ряды скамеек и боковые ложи для чиновников и знатных зрителей. По ходу дела публика должна была ободрять и приветствовать героев празднества. Подробный отчет о карусели напечатала столичная газета. Из отчета явствует, что действующие лица представления постарались отличиться оригинальностью и роскошью нарядов и явились перед публикой «в таком великолепии и вкусе, каковых зрители не ожидали. Всяк судил, что по краткости времени, хотя и увидит нечто новое и немалым иждивением устроенное, думать однако ж не мог, чтоб представление было сие в России так, как небывалое действие, в столь великой огромности возвышенной разумным вкусом пристойных нарядов.… Сверх чаяния все зрители увидели проливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, с древности российских сокровищ всегда охраняемых, а с сим увидено было богатство новых украшений и искусство в изобретениях, которыми четыре кадрили были различны».

Участники состязаний были разделены на четыре команды – четыре кадрили, - каждая из которых изображала воинство одной из великих империй древности и современности: империи Александра Македонского, («индийская кадриль»), Римской империи, Российской и Турецкой. Нарядам всадников каждой из кадрилей был придан соответствующий национальный колорит. Игра предваряла намечающуюся борьбу с турками за эллинское и римское наследство.

Славянскую команду возглавил генерал Салтыков, римскую – Григорий Орлов. Эти две кадрили двинулись от Летнего дворца по Большой Миллионной к северным воротам амфитеатра. Индийская кадриль под предводительством генерала Репнина и турецкая под началом Алексея Орлова следовали от деревянного Зимнего дворца по Малой Морской и Морской Луговой к южным воротам. Все четыре воинства вступили на арену одновременно и каждое остановилось возле ложи, где помещались его судьи. Затем обер-церемониймейстер двора, действительный камергер и гвардии Измайловского полка секунд-майор князь Петр Голицын, по знаку императрицы подъехал к главному карусельному судье генерал - фельдмаршалу графу Миниху и сообщил ему, что пора начинать. Граф повелел «дать от места своего сигнал трубою к начатию курсов, по которому курсы прежде начались дамские на колесницах, а потом кавалерские на лошадях, и каждый бег происходил по сигналу главного судьи». Кавалеры на прекрасных конях, в блистательных доспехах показывали свое проворство метанием дротиков и стрельбою в цель из пистолета. Вдобавок, демонстрируя искусство в пикировке и рубке, бились турнирным оружием.

Затем подобные соревнования среди женщин, так же в мужских костюмах. Сокровища явились несчетные: словом, публика увидела брильянтов и других родов каменьев на цену многих миллионов».Каждую из четырех кадрилей оценивала своя судейская коллегия. Достижения соперников строго фиксировали помощники судей: Тем временем дамы на колесницах, а кавалеры на конях проскакали вокруг арены, приветствуя почтенную публику, выехали на Невский проспект и также направились к летнему дворцу. Возле главного крыльца все спешились и были введены обер-церемониймейстером в большую парадную залу. При этом каждую из четырех кадрилей встречали звуки «национальной» музыки – плод фантазии придворного капельмейстера.

Празднованию Нового года: с послами и подданными в церковь, затем бал и ужин.

А в карнавальном шествии 1763 года, устраиваемом для народа, зрители видели и «Златой век» в виде «Австреи», восседавшей на колеснице, и богиню мудрости – Минерву, олицетворявшую Екатерину II.

«Маскарад 1763 год: …в конце января 1763 г. москвичи с нетерпением ждали заманчивое зрелище, которое обещала специальная афишка: «Сего месяца 30, февраля 1 и 2, то есть в четверток, субботу и воскресенье по улицам Большой немецкой, по обоим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра за полдни, будет ездить большой маскарад названный «Торжествующая Минерва», в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели. По возвращении оного к горам, начнут кататься и на сделанном на то театре представят народу разные игралища, пляски, комедии кукольные, гокус покус и разные телодвижения, станут доставать деньги своим проворством; охотники бегать на лошадях и прочее. Кто оное видеть желает, могут туда собираться и кататься с гор во всю неделю масленицы, с утра и до ночи, в маске или без маски, кто как похочет, всякого звания люди». К маскараду готовились все по-своему: зрители думали о том, где занять место поудобнее, участники затверживали тексты своих ролей, портные шили костюмы, «машинистный мастер» изготавливал «маскарадные машины», а кто-то заботился о доставке и кормлении нескольких сот волов, которые будут везти эти машины…

«Изобретение и распоряжение маскарада», как сказано в его печатном либретто, принадлежало Ф.Волкову. Возникший в конце 40-х годов в Ярославле театр Федора Волкова не был не единичным, ни случайным явлением. К этому времени сформировалась потребность в театре в разных слоях общества. Нужен был театр ко двору. Русский двор, еще при Елизавете, падкой на развлечения, не хотел отставать. Впереди маскарада шествовал Провозвестник Маскарада со свитой. За ним Момус (Мом- олицетворение злословия и насмешки), увешанный куклами и колокольчиками. Надпись гласила: «Упражнение малоумных». Далее следовали хор комической музыки, театры с кукольниками, флейтисты и барабанщики, служители Глупого Педанта, одетые Скарамушами, Бахус с надписью «Смех и бесстыдство». Также в маскараде участвовали Обман, Невежество, Мздоимство. Знаками Невежества были нетопырь, черные сети и ослиная голова. Надпись: «Вред и непотребство». Шел «Хор слепых, как ведут друг друга и 4 человека греют отдувая замерзлых змей», ехало на осле само Невежество, за ним – Праздность и Злословие, «за коими следуют ленивые». Мздоимство с надписью «Всеобщая пагуба» шествовало, в сопровождении ябедников, крючкотворцев. Крючкописцы и «духи сетеплетущие» изображали, как они «опутывают сетьми людей и их стравливают», «плутнеписатели» гнали мешками, полными денег хромую Правду на костылях с переломленными весами, Взятки высиживали яйца гарпий, а Кривосуд Обиралов и Взятколюб Обдиралов беседовали между собой «об акциденции» (взятках). При них были пакостники «рассеивающие семена крапивные» (семенами крапивными народ называл приказных и подъячих, а затем и чиновников). Позади тащились с пустыми мешками Обобранные. Далее следовал Превратный свет – со знаком в виде летающих четвероногих зверей и человеческого лица, обращенного вниз. Надпись: «Непросвещенные разумы». Шел хор в «развратном платье», ехали трубачи на верблюдах, литаврщик на быке, четверо шли задом наперед, в открытых каретах лакеи везли лошадь, а вертопрахи – обезьяну. Везли люльки. В одной – «спеленутый» старик, которого кормит мальчик, в другой - старуха, играющая в куклы и сосущая рожок, а при ней маленькая девочка с лозой. Далее двигались Мотовство и Бедность со свитой из картежников и игроков в кости. В заключение – Юпитер, Златой век, Парнас и Мир и «Колесница, в коей торжествующая Минерва, в верьху оных виктория и слава».

Федор Волков верхом на коне руководил шествием. Простудился, умер через два месяца в возрасте 35 лет. Это была непоправимая утрата для русской сцены.

Первые же концерты и музыкальные вечера в Петербурге начались в 1772 году; был учрежден первый музыкальный клуб из трехсот членов, вносивших каждый по 10 рублей в год на содержание оркестра. По два раза в неделю проходили концерты, стечение публики на них было многочисленное.

Летом 1782 года Екатерина в двадцатый раз праздновала день своего восшествия на престол. Торжества растянулись на два с лишним месяца. Обыкновенным порядком перемежались благодарственные молебны, балы, приемы. Наградив сама себя большой золотой звездой, Екатерина этим не ограничилась. Истинный ее триумф, совершился принародно, на широкой Сенатской площади. То было приуроченное к славной дате открытие памятника Петру I –кульминация юбилейных торжеств.

7 августа 1782 года, в воскресенье, на другой день после праздника Преображения Господня, столице предстояло впервые узреть бронзовый лик Преобразователя России.

На площади и на прилежащих улицах была выстроена гвардия, а также артиллерийская бригада и Новотроицкий, Кирасирский и пехотный Киевский полки. На Неве красовались два фрегата и множество нарядных яхт и других мелких судов. К двум часам пополудни к загороженному большими деревянными щитами монументу стали съезжаться приглашенные Церемониальным департаментом «к зрению открытия монумента» знатные и почетные господа. «Ее Императорское Величество, - говорится в Камер-фурьерском журнале,- изволила из Эрмитажа восприять Высочайшее шествие к Правительствуюшему сенату водою и в шлюбках, а по прибытии к имеющийся вблизи Сената пристани, на оной встретил Ее Императорское Величество весь Сенат… Ее Императорское Величество повелеть изволила дать сигнал ракетою, почему скрытый до того монумент вдруг открылся, и в самое же то время с обеих крепостей, с фрегатов и яхт началась пушечная пальба, и по начатии оной фрегаты и яхты украшены флагами. По учинении же пушечной пальбы, от поставленных в парад лейб-гвардии и прочих полков произведен был троекратный беглый огонь».

Затем императрица, наблюдавшая за происходящим с балкона Сената, принимала парад всей гвардии и трех армейских полков. Парадом командовал фельдмаршал и петербургский генерал-губернатор князь Александр Михайлович Голицин.

Тут же на площадь императрице были представлены золотые серебряные памятные медали трех видов, и государыня жаловала их «некоторым первых 4-х классов особам, протчим же и чужестранным министрам назначено впредь разостлать от Церемониального департамента». Все бывшие в тот день на площади в строю штаб - и обер-офицеры также получили какую-либо медаль в зависимости от чина, всем рядовым розданы были памятные жетоны.

В ознаменование славного события была объявлена амнистия отсидевшим пять лет должникам, прощены все казенные взыскания не свыше пятисот рублей и прекращены тяжбы, продолжавшиеся более десяти лет.

В 1793 году открылся первый общественный увеселительный сад на Мойке, учредил его поддиректор императорских театров барон Ванжура, сад именовался «Вокзал в Нарышкиновом саду». Здесь каждую среду и в воскресенье давались праздники, балы, танцевальные вечера и маскарады с платой по рублю с персоны. Увеселения начинались с 8 часов вечера; посетители могли приходить в масках и без маски. В зале, предназначенной для танцев, играло два оркестра музыки: роговой и бальный. В открытом театре давали пантомимы и сжигали потешные огни. Иногда здесь шли и большие представления, например, «Капитана Кука сошествие на остров со сражением, поставленным фехтмейстером Мире», или «Новый год индейцев», народные пляски и т.д. При этих представлениях публика платила два рубля.

Здесь показывали свое искусство, как гласила афиша того времени, и путешествующие актеры, и мастера разных физических, механических и других искусств, музыканты горловые, на органах и лютне, искусники разных телодвижений, прыгуны, сильные люди, великаны, мастера верховой езды, люди со львами и другими редкими зверями, искусными лошадями, художники искусственных потешных огней и т.д. Нарышкинский вокзал не просуществовал долго, скоро он закрылся, хотя его артисты, по словам современников, имели вначале большой успех.

Был также «Вольфов сад», «Фридериксов», загородные - Аптекарский, или Ботанический, графа Разумовского на Крестовском острове. На Елагином острове (Мельгуновом), публика также пользовалась гостеприимством от владельца, гофмаршала, директора театра. В праздничные дни в саду играла музыка, кривлялись паяцы, пускались потешные огни. В Строгановском саду в праздничные дни происходили танцы на открытом воздухе; раскинуты были палатки, где угощали также даром вином и яствами. Существовал увеселительный сад на острове Круглом, за вход там бралась плата по 25 копеек, летом по два рубля с полтиной.

Летний сад и Царицын луг (Марсово поле) всегда были местом общественных развлечений еще при Петре Великом. При императоре обносили посетителей вином, и даже дамы не были изъяты от угощения водкой. Церемониал угощения совершался в следующей форме: в сад являлись гвардейские солдаты с носилками, на которых был поставлен большой ушат с простым вином. Обходя гостей, они подносили каждому большой ковш за здоровье полковника, т.е. царя. Отказывавшиеся были насильно принуждаемы к питью майорами, которые нарочно для этой цели ходили за ушатом. Сад во время подношения запирался, и никто не смел без позволения царя выйти из него. Такие празднества заканчивались «огненной потехой».

Во время Екатерины в Летний сад привлекала толпы гуляющих роговая музыка придворных егерей; хор придворной роговой музыки отличался великолепной обмундировкой: сперва одежда музыкантов была зеленого цвета, отделанная золотым позументом; потом зеленые камзолы были заменены красными, а небольшие шапочки с изображением золотого сокола – треугольными шляпами с плюмажами из белых перьев. Роговая музыка просуществовала в России только до 1812 года.

Ульям Кокс, посетивший Петербург в 1778 году, описывает одно своеобразное пиршество, которое давал откупщик, наживший за четыре года огромное состояние. Сдавая откуп, он посчитал нужным устроить в знак благодарности праздник народу, обогатившему его. Праздник был дан в Летнем саду. Заранее по всему городу были разосланы афиши: «В честь высочайшего дня тезоименитства ее императорского величества представляется от усердия благодарности, от здешнего гражданина, народный пир и увеселение в разных забавах, с музыкой на Царицыном лугу и в Летнем саду 25 ноября, пополудни во 2-м часу, где представлены будут столы с яствами, угощение вином, пивом, медом и прочее, которое будет происходить для порядка по данным сигнальным ракетам:

1-е к чарке вина,2-е к столам,3-е к ренским винам, пиву, полпиву и прочего.

Потом угощены будут пуншем, разными народными фруктами и закусками; представлены будут разные забавы для увеселения, горы, качели, места, где на коньках кататься, места для плясок: все же сие будет происходить по порядку от определенных хозяином для подчивания особливых людей, кои должны довольствоваться всем, напоминая только тишину и благопристойность; ссоры ж и забиячества от приставленных военных людей допущены быть не могут; ибо это торжество происходит от усердия к народу и от благодарности к правительству; следовательно, и желается только то, чтобы все были довольны и веселы, чего ради со стороны хозяина просьбой напоминается хранить тихость и благочиние; в заключении же всего представлена будет великолепная иллюминация».

Гости собрались около двух часов, огромный полукруглый стол был завален всякого рода яствами, сложенными самым разнообразным способом: высокие пирамиды из ломтей хлеба с икрой, вяленой осетриной, карпов и другой рыбы, украшались раками, луковицами, огурцами. В различных местах сада стояли рядами бочки и бочонки с водкой, пивом и квасом. В числе других диковин был огромный картонный кит, начиненный сушеной рыбой и другими съестными припасами и покрытый скатертью, серебряной и золотой парчой. Кроме того, были устроены различные игры и увеселения: ледяные горы, карусели и т.п.; два шеста, около двадцати футов высоты, виднелись своими флагами, и на верхушке была положена монета в виде приза. Праздник вышел очень оживленным, участвовало 40 000 душ обоего пола. Праздник ознаменовался печальными последствиями. Многие из валявшихся на земле пьяных замерзли; немало людей погибло в драке; другие, возвращаясь домой поздней порой, были ограблены и убиты в уединенных кварталах города. Число таких жертв доходило до 400 человек.

Некоторые фрагменты праздничных торжеств превратились в устойчивую традицию, например, праздничные фейерверки, салюты, пальба из пушек Петропавловской крепости, военные парады. Эти традиции перешли уже в XIX век.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Праздники царской России. Празднование 1000 России в Новгороде | Городские массовые гулянья, балаганные и другие представления 16-17вв. Русский площадной театр и скоморошество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.