КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая политика государства
Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства. Такая политика прежде всего зависит от степени огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений. В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.). В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций. Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны. Во-первых, в теме 15 мы подробно ознакомимся с таким отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) всего производства страны. Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества. В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.
Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности. Отсюда вытекает обязанность государства проводить политику полной занятости людей, которые желают и могут работать. С такой политикой мы ознакомимся в теме 15. В-третьих, как мы знаем из темы 5, большим бичом для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан. В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. С путями и средствами такой стабилизации мы ознакомимся в теме 15. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство. Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта. Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства. Что это за взаимозависимости?
Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей: а) взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения; б) взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция (об этом будет сказано в теме 15); в) нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт. Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его отдельными процессами требуется дополнить современными научными представлениями о макроэкономических показателях.
Тема 13. Доходы и уровень жизни населения Начнем с выяснения ключевого понятия - “безработный”. По определению Международной организации труда, безработный- это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда). Сначала все лица подразделяются на две группы: 1. Экономически неактивное население- жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены: а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений; б) пенсионеры (по старости и другим основаниям); в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.); г) отчаявшиеся найти работу; д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода). 2. Экономически активное население - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг. Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения - доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле
,
где Уа - уровень экономически активного населения; Н - численность населения; Эа - численность экономически активного населения. В нашей стране в 1998г. уровень экономически-активного населения составил 50% (экономически активными были 72 млн человек). В свою очередь, экономически активное население делится на две группы: 1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые: а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени); б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях. 2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые: а) не имеют работу (доходного занятия); б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.); в) готовы приступить к работе; г) обучаются по направлению государственной службы занятости. На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле
В 28 индустриально развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития уровень безработицы повысился с 1,1% в 1984-1994гг. до 7,5% в 1996г., а затем стал немного снижаться до 7,1% в начале 1998г. В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против “тунеядства”. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п. Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономическою кризиса численность безработных в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 млн человек в 1992 г. до 8,9 млн. человек в 1999 г. (что составляет 12,3% от экономически активного населения). Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |